Содержание экологического воспитания детей в старшей группе и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
методическая разработка

Бабаханова Гюлемдам Демирбековна

Экологическое воспитание- основная часть нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Содержание экологического воспитания детей в старшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Актуальность темы Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом в «Программе воспитания в детском саду». Она две важных задачи:

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко

чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

2. Сообщение детям элементарных знаний о природе и формирование на этой основе
у них ряд конкретных и обобщенных представлений явлениях живой и неживой природы, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты: - экологические знания и умения; - экологическое мышление; - ценностные ориентации; - экологически оправданное поведение.

Экологическое воспитание осуществляется в детском с процесс - в повседневной жизни и на занятиях.

 Реализации пели через решение следующих задач:

- уточнение и углубление о растениях, формирование знаний о для человека, растений (питание, рост, развитие), - формирование представлений причинно-следственных связях внутри природного комплекса, - развитие эмоционально-доброжелательного и формирование потребности заботиться о чистоте группы и мест ознакомление с природными факторами, здоровье именинника, формирование валу, выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе развитие познавательного интереса к окружающему миру, - формирование критического отношения миру.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам:
системности, сезонности, возрастной адресности; интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление и способствует всестороннему развитию ребенка. В воспитании экологическое культуры большую роль играет сенсорное воспитание и как следствие сенсорный опыт детей. Воспитатель, используя различные ситуации. продолжает его накапливать и расширять - уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запахи, характер поверхности и другие особенности природы.

Важный метод
экологического воспитания - словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа - это последовательная цепочка вопросов, помогающих понять причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью

Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение х труду, желание трудиться, В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, доме, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т. д. выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать, животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей.

Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы.

В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.

1) Занятия первично-ознакомительного типа. Занятия посвящаются ознакомлению различные детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть показаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становится демонстрационные и учебные пособия, позволяющее формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу.

2) Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий направлено на выявление н показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов. доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия. посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например, ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания.

3) Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделять ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

4) Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают
разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, особенно они полезны со старшими дошкольниками.

В старшем дошкольном возрасте лети с интересом занимаются опытнической деятельностью, Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывает чувство радости, восторга.

Таким образом, мы пришли к выводу:
-существование целого ряда экологических в нашей стране, да не во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним важнейших этапов формирования личности, ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и  другим людям,

- формы н методы организации детей по самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения

- в основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологического воспитания детей в старшей группе и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Экологическое воспитание-это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход в ходе коророго появляется экологическая культура....

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...

«СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО»

laquo;СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ И СПОСОБЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО»...