Статья на тему: «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно- воспитательном процессе ДОО»
статья (подготовительная группа)

Нефедова Алина Валерьевна

Полезно педагогам ГБДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефедова Алина Валерьевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №7 Московского района

Санкт- Петербурга

Тема выступления

«Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно- воспитательном процессе ДОО»

           Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

          Так что же такое Экологическое воспитание- непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И. Д. Зверев)

          Целью экологического воспитания в ДОУ является- формирование экологически воспитанной личности.

           Результат экологического воспитания является экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

           Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии.

          Основные компоненты содержания экологического образования в ДОУ: первый и основной компонент экологического образования в ДОУ – это знания экологического содержания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется формированием у него знаний экологического содержания.

          Система знаний о природе для дошкольников должна включать:

- систему знаний о неживой природе, как среде обитания живых организмов;

- систему знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках;

- систему элементарных знаний о человеке как биосоциальном, духовном существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;

- систему знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающей ребенку многообразие ценностей природы;

- систему элементарных знаний о взаимодействии человека и природы, включающую как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.

           Практическая деятельность детей в природе: игровая, трудовая, познавательная, учебная и т. д.

          Формированием системы ценностей по отношению к природе – предусматривает организацию эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой – этического, эстетического, познавательного, практического, творческого.

          Следует предусмотреть организацию нравственно-положительных этических переживаний ребенка: заботы, сострадания, ответственности и т. д. Важно организовать опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей.

          Это мы сможем дать детям с помощью Экологообразовательных технологий, которые включают в себя три этапа:

1. Непосредственный контакт с природным объектом;

2. Ориентировка;

3. Активное практическое взаимодействие с природным

объектом;

          В сфере формирования отношения к природе у ребенка дошкольного возраста акцент делается на освоении положительного опыта эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.

          Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:

- развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;

- формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;

- формирование личностно значимых целей экологической деятельности.

         Виды экологически ориентированной деятельности детей:

- познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации;

- ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений;

         Технологии обучения предполагают практические работы непосредственно в самой природе и нацелены на овладение умениями, связанными с оценкой состояния окружающих объектов, принятием правильных решений по их улучшению (например, найти в своем микрорайоне и зарисовать образцы положительного и отрицательного воздействия людей на природу);

- практическая деятельность, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.).

- игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей;

- художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к нему.        

         Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы

        Изобразительное творчество, связанное с изображением природных объектов, актуализирует ассоциации, размышления о гармонии, совершенстве мира природы, его хрупкости и уязвимости. В процессе рисования пейзажа, растения или животного органично постигаются цвета, формы, пропорции, размеры, симметрия, открывается особенное сочетание качеств, которые делают природу уникальной.

        Литературное творчество связано с сочинением стишков, рассказов, сказок и может быть посвящено конкретным растениям или животным, временам года, ландшафтам.

        Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.

        Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС

         Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой)

        В разделе образовательная работа предлагается использовать следующие формы работы:

• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

•создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

•наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

•изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

•оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ;

тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы;

•викторины, сочинение загадок;

•инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

•рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр., обсуждение средств выразительности; и т. д.

            На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...

Содержание экологического воспитания детей  подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с ...

Тема :Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Дошкольный возраст – начальный и важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе...

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Суть нового направления заключается в формировании у...

«Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно - воспитательном процессе ДОО»

Олешкевич Ирина Николаевна, воспитательГБДОУ детский сад №27 Красносельского районаСанкт-Петербурга «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализа...