«Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно - воспитательном процессе ДОО»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Олешкевич Ирина Николаевна

Олешкевич Ирина Николаевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №27 Красносельского района

Санкт-Петербурга

 «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно - воспитательном процессе ДОО»

 

Актуальность. Одной из самых актуальных проблем XXI века стало плачевное состояние окружающей среды, угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Каждый живущий на нашей планете человек должен чувствовать свою ответственность за благосостояние природы, быть внимательным к окружающей нас среде, обладать личной экологической ответственностью. Задача взрослых, подвести детей к пониманию, что красота, которую дарит природа, бесценна.

На плечи подрастающего поколения ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом ребенке чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Именно поэтому всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является эко - среда, специально созданная предметно-развивающая среда в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).             

Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.

Цель:  Изучение с детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для детей, так и для самой природы;

Развивающие:

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Формы и методы работы: В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и инновационные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Непосредственно образовательная деятельность: Во время планирования, широко использую комплексную непосредственно-образовательную деятельность  обобщающего типа,  ставлю цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формируем обобщенное представление.

Практическая совместная деятельность детей и педагога: Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется.

Экскурсии и прогулки. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

Труд в уголке природы, на участке. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Игры на экологические темы. Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших. Очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать ответные чувства.

Изобразительная деятельность. Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках и аппликации.  Проведены выставки детских работ по разнообразным темам.

В группе была создана предметно-развивающая среда для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию:

- создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений); - приобретены орудия труда; - подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе, подобраны картины, наборы открыток; - собраны материалы для игр с песком и водою;  - создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов.

Информационно-компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе решая задачи экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Новые непривычные приемы объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Сотрудничество с родителями. Мы знакомим родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». Родителям доносится информация (любым доступным способом: беседы, консультации, круглые столы, папки – передвижки, т.д.), об актуальности экологического воспитания для развития ребенка, необходимая для дальнейшей его жизни. У родителей повышается экологическая культура, появляется понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создается единое воспитательно -образовательное пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Появляется возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях. Родители оказывают значительную помощь воспитателям в развитии экологических знаний и экологическом воспитании. Родители принимают активное участие в жизни группы по экологическому воспитанию: составление альбомов «Я и природа», «Мое любимое дерево», «Мой любимый уголок в парке», «Домашнее животное», «Кого я встретил на прогулке» - рисунки, фотографии, высказывания детей о природе. Беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, «Наблюдение и игра с детьми во время прогулки», «Приучайте детей трудиться»), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д. Предлагаю родителям принимать участия в экологической работе района: сборе раздельного мусора и макулатуры; утилизации использованных батареек, в специальные сборочные контейнеры; подкармливать животных в парке, в холодный период. Организуем экологические выставки, видеоэкскурсии, игры-тренинги, консультации. Очень насыщено и познавательно стараемся проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираем материал для информационных стендов, общаемся индивидуально. Таким образом, стараемся сблизить семью и ДОУ. В эффективности экологического воспитания и образования детей, велика роль взрослого, который на собственном примере, своим поведением и отношением к природе, оказывает сильное воздействие на личность ребенка, и его участие в улучшении природного окружения своей местности.   Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oleshkevich_in_ekologichkskoe_vospitanie_podg_gr.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Олешкевич Ирина Николаевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №27 Красносельского района

Санкт-Петербурга

 «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно - воспитательном процессе ДОО»

Актуальность. Одной из самых актуальных проблем XXI века стало плачевное состояние окружающей среды, угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Каждый живущий на нашей планете человек должен чувствовать свою ответственность за благосостояние природы, быть внимательным к окружающей нас среде, обладать личной экологической ответственностью. Задача взрослых, подвести детей к пониманию, что красота, которую дарит природа, бесценна.

На плечи подрастающего поколения ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом ребенке чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе. Именно поэтому всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является эко - среда, специально созданная предметно-развивающая среда в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).             

Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.

Цель:  Изучение с детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для детей, так и для самой природы;

Развивающие:

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Формы и методы работы: В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и инновационные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Непосредственно образовательная деятельность: Во время планирования, широко использую комплексную непосредственно-образовательную деятельность  обобщающего типа,  ставлю цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формируем обобщенное представление.

Практическая совместная деятельность детей и педагога: Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется.

Экскурсии и прогулки. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

Труд в уголке природы, на участке. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Игры на экологические темы. Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших. Очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать ответные чувства.

Изобразительная деятельность. Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках и аппликации.  Проведены выставки детских работ по разнообразным темам.

В группе была создана предметно-развивающая среда для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию:

- создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений); - приобретены орудия труда; - подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе, подобраны картины, наборы открыток; - собраны материалы для игр с песком и водою;  - создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов.

Информационно-компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе решая задачи экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Новые непривычные приемы объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

Сотрудничество с родителями. Мы знакомим родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении «Правильное отношение детей к природе начинается в семье». Родителям доносится информация (любым доступным способом: беседы, консультации, круглые столы, папки – передвижки, т.д.), об актуальности экологического воспитания для развития ребенка, необходимая для дальнейшей его жизни. У родителей повышается экологическая культура, появляется понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создается единое воспитательно -образовательное пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Появляется возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях. Родители оказывают значительную помощь воспитателям в развитии экологических знаний и экологическом воспитании. Родители принимают активное участие в жизни группы по экологическому воспитанию: составление альбомов «Я и природа», «Мое любимое дерево», «Мой любимый уголок в парке», «Домашнее животное», «Кого я встретил на прогулке» - рисунки, фотографии, высказывания детей о природе. Беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, «Наблюдение и игра с детьми во время прогулки», «Приучайте детей трудиться»), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т.д. Предлагаю родителям принимать участия в экологической работе района: сборе раздельного мусора и макулатуры; утилизации использованных батареек, в специальные сборочные контейнеры; подкармливать животных в парке, в холодный период. Организуем экологические выставки, видеоэкскурсии, игры-тренинги, консультации. Очень насыщено и познавательно стараемся проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираем материал для информационных стендов, общаемся индивидуально. Таким образом, стараемся сблизить семью и ДОУ. В эффективности экологического воспитания и образования детей, велика роль взрослого, который на собственном примере, своим поведением и отношением к природе, оказывает сильное воздействие на личность ребенка, и его участие в улучшении природного окружения своей местности.   Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и спо...

Содержание экологического воспитания детей  подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Согласно принятым 23 ноября 2009 г. Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагоги должны переориентироваться на работу с ...

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Суть нового направления заключается в формировании у...