Тема :Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
статья (средняя группа)

Тармакова Наталия Анатольевна

 

Дошкольный возраст – начальный и важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы формсирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта рабоиты воспитателя средней группы).

                                                                                     Тармакова Наталия Анатольевна,                                                 воспитатель ГБДОУ № 57

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
    Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, применять их  в реальной жизни и на практике. От этого зависит из здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
    Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного  образования.
    Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.
    Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности:
    Наблюдение – оно обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением,носителейнормы.
    Сравнение - дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобратьпредметы,которыегорят.
    Метод моделирования ситуаций - моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома,   что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младшей группе можно предложить  элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложнять для детей задачу. Детей старшего дошкольного возраста можно  научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками».
    Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказывать  о том, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
    Придумывание сказок на разные темы – например,  детям предлагаю  игру «Ожившие опасные предметы». (молоток, светофор, электрическая лампочка)   Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в свободную деятельность  (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом»,  «Волк и семеро козлят», при подготовке развлечения).   В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
   Игра   повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая-нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи.   Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
    Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.    
    По разным разделам использую  различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

    Привлекаю  к сотрудничеству родителей.  Систематически оформляются различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещаются консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность детей на улицах города», «Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др.  
    Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
    Диагностика показывает, что с каждым годом знания детей по формированию основ безопасности улучшаются, а это значит, что данная работа проведена не зря.
    Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Дети нашей группы посещают кружки «Плавание», «Дзю-до».  Совместно с родителями посещают каток, бассейн.  Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
    Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

  • формированию чувства безопасности у детей;
  • осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
  • формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
  • закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;
  • предупреждению детского травматизма;
  • развитию самостоятельности и ответственности.

    Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.



Предварительный просмотр:

Методы и приемы формсирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта рабоиты воспитателя средней группы).

                                                                                     Тармакова Наталия Анатольевна,                                                 воспитатель ГБДОУ № 57

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
    Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, применять их  в реальной жизни и на практике. От этого зависит из здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
    Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного  образования.
    Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.
    Необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности:
    Наблюдение – оно обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением,носителейнормы.
    Сравнение - дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобратьпредметы,которыегорят.
    Метод моделирования ситуаций - моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома,   что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младшей группе можно предложить  элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложнять для детей задачу. Детей старшего дошкольного возраста можно  научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками».
    Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказывать  о том, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
    Придумывание сказок на разные темы – например,  детям предлагаю  игру «Ожившие опасные предметы». (молоток, светофор, электрическая лампочка)   Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в свободную деятельность  (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом»,  «Волк и семеро козлят», при подготовке развлечения).   В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
   Игра   повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая-нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи.   Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
    Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.    
    По разным разделам использую  различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.

    Привлекаю  к сотрудничеству родителей.  Систематически оформляются различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещаются консультации: «Азбука дорожной безопасности», «Безопасность детей на улицах города», «Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др.  
    Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
    Диагностика показывает, что с каждым годом знания детей по формированию основ безопасности улучшаются, а это значит, что данная работа проведена не зря.
    Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Дети нашей группы посещают кружки «Плавание», «Дзю-до».  Совместно с родителями посещают каток, бассейн.  Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.
    Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:

  • формированию чувства безопасности у детей;
  • осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
  • формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
  • закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;
  • предупреждению детского травматизма;
  • развитию самостоятельности и ответственности.

    Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"

Статья по теме:"Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО"...

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

В наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем во...

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Статья по теме: Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО....

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО...

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС и ФОП — это процесс развития детей,  направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний...