«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»
консультация

Казакова Светлана Владимировна

МБДОУ Детский сад №18

 

 

Консультация для воспитателей

 

«Организация коррекционной работы с детьми в ДОУ в условиях инклюзивного образования»

Подготовила: воспитатель Казакова С.В.

 

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

        До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми деть- ми, учитывая их индивидуальные особенности. Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

  • как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?
  • как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?
  • как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов  организации образовательного процесса.

          Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Инклюзивное образование: понятие, принципы, этапы организации

 К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

         «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.

         Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых»   групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры  в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

            «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

            Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

          Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе  можно встретить следующие формулировки: 

          Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.

          Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. 

           Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).

           Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

            Цель такого (инклюзивного) обучения – дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

            Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

Ниже представлена таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция»:

 

                  Интеграция

 

                    Инклюзия

 

Внимание направлено на проблемы «особых» детей.

Внимание направлено на всех детей детского сада

Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям.

Изменение условий, образовательной системы: детского сада с учетом образовательных потребностей детей.

Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями

Преимущества получают все дети

Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги.

Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, воспитателей, специалистов.

            Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ.

Качественное обучение и воспитание всех детей.

Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы.

Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

 

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.

     Принципы дошкольного инклюзивного образования

 Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода.

Предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка,  но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

 Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

         То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.

 Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

  • Принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

 Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди- телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении.

 Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

       Задачи инклюзивного образования:

  • создание уютного, комфортного пространства для всех
  •  создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
  •  формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
  •  создание в МБДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.

 

Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

              Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды.

       Если приходит ребенок с нарушениями:

физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия);

 -планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

эмоционально- волевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение.

 умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

         Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен  быть освоен воспитателями.

         Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу.      Это требует новых компетенций от воспитателя.

         Дальнейшая организация инклюзивной практики в МБДОУ требует решения следующих задач:

  • разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;
  • разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
  • создать методическое обеспечение образовательного процесса;
  • создать вариативные формы для реализации инклюзивного образования;
  • повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов;
  • создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;
  • создать предметно-развивающую среду;
  • выстроить партнерские отношения со всеми участниками об- разовательного процесса;
  • создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

                   Организация инклюзивной практики – это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому и система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения.

         Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей, педагогов, администрации).

          Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип включения в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса. Командная работа способствует:

  • более успешной работе МБДОУ;
  •  быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде;
  •  быстрому реагированию на изменение образовательного запроса;
  •  модернизации организационной системы управления.

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:

  • Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
  • Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимо- отношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
  • Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей. Способствуют развитию положительной самооценки детей.
  • Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, об- ращаясь к ним по именам. Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.
  • Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями. Сообщают семьям о достижениях их детей.
  • Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.
  • Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.
  • Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.
  • Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.
  • Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.
  • Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма-распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.
  • Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи. Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов. Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.
  • Ясно формулируют свои ожидания от детей. Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства. Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.
  • Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты. Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата. Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»).
  • Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п. Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).
  • Демонстрируют доброжелательное поведение в различных ситуациях. Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл.

 

И чтобы достигнуть следующих целей:

  • Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмо- ционального благополучия.
  • Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки.
  • Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экс- периментировать.
  • Способствовать развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.
  •  Стимулировать развитие языковых навыков и грамотности.
  • Повышать уровень физического развития.
  • Способствовать социальной инклюзии (включению).

                Организация предметно-развивающей среды

В соответствии с требованиями ФГОС ДО большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

  • Среда должна быть безопасной.
  • Среда должна быть комфортной и уютной.
  • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
  • Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
  • Среда должна быть информативной.
  • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

       При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов МБДОУ. При планировании среды используется принцип командной работы. Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду.

        Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты и т.д.).

       Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).

       Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка.

       Основная задача организации предметно-развивающей среды

  1. создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль;
  2. другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.

Организация отношений между участниками образовательного процесса

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

  • Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
  • Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
  • Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
  • Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.

        Каждый специалист обращает внимание на свою область. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в МБДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

      Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_inklyuziya.docx381.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №18

             Консультация для воспитателей

«Организация коррекционной работы с детьми в МБДОУ  условиях инклюзивного образования»

Подготовила: воспитатель Казакова С.В.

824684475.jpg

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». 

        До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми деть- ми, учитывая их индивидуальные особенности. Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

  • как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?
  • как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?
  • как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов  организации образовательного процесса. 

          Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Инклюзивное образование: понятие, принципы, этапы организации

 К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

         «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.

         Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых»   групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры  в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

            «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

            Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

          Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе  можно встретить следующие формулировки:  

          Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.

          Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.  

           Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).

           Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

            Цель такого (инклюзивного) обучения – дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

            Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

Ниже представлена таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция»:

                  Интеграция

                    Инклюзия

Внимание направлено на проблемы «особых» детей.

Внимание направлено на всех детей детского сада

Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям.

Изменение условий, образовательной системы: детского сада с учетом образовательных потребностей детей.

Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями

Преимущества получают все дети

Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги.

Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, воспитателей, специалистов.

            Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ.

Качественное обучение и воспитание всех детей.

Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы.

Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.

     Принципы дошкольного инклюзивного образования 

 Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода. 

Предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка,  но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

 Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.

         То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.

 Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

  • Принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

 Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди- телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. 

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении.

 Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

       Задачи инклюзивного образования: 

  • создание уютного, комфортного пространства для всех
  •  создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
  •  формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
  •  создание в МБДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.

Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

              Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды.

       Если приходит ребенок с нарушениями:

физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия);

 -планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

эмоционально- волевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение.

 умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

         Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен  быть освоен воспитателями.

         Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу.      Это требует новых компетенций от воспитателя.

         Дальнейшая организация инклюзивной практики в МБДОУ требует решения следующих задач: 

  • разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;
  • разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
  • создать методическое обеспечение образовательного процесса;
  • создать вариативные формы для реализации инклюзивного образования;
  • повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов;
  • создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;
  • создать предметно-развивающую среду;
  • выстроить партнерские отношения со всеми участниками об- разовательного процесса;
  • создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

                   Организация инклюзивной практики – это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому и система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения.

         Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей, педагогов, администрации).

          Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип включения в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса. Командная работа способствует:

  • более успешной работе МБДОУ;
  •  быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде;
  •  быстрому реагированию на изменение образовательного запроса;
  •  модернизации организационной системы управления.

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:

  • Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
  • Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимо- отношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
  • Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей. Способствуют развитию положительной самооценки детей.
  • Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, об- ращаясь к ним по именам. Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.
  • Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями. Сообщают семьям о достижениях их детей.
  • Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.
  • Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.
  • Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.
  • Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.
  • Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.
  • Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма-распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.
  • Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи. Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов. Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.
  • Ясно формулируют свои ожидания от детей. Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства. Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.
  • Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты. Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата. Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»).
  • Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п. Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).
  • Демонстрируют доброжелательное поведение в различных ситуациях. Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл.

И чтобы достигнуть следующих целей:

  • Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмо- ционального благополучия.
  • Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки.
  • Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экс- периментировать.
  • Способствовать развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.
  •  Стимулировать развитие языковых навыков и грамотности.
  • Повышать уровень физического развития.
  • Способствовать социальной инклюзии (включению). 

                Организация предметно-развивающей среды

В соответствии с требованиями ФГОС ДО большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

  • Среда должна быть безопасной.
  • Среда должна быть комфортной и уютной.
  • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
  • Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
  • Среда должна быть информативной.
  • Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

       При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов МБДОУ. При планировании среды используется принцип командной работы. Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду.

        Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты и т.д.).

       Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).

       Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка.

       Основная задача организации предметно-развивающей среды –

  • создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль;
  • другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.

Организация отношений между участниками образовательного процесса

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

  • Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
  • Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
  • Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
  • Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.

        Каждый специалист обращает внимание на свою область. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в МБДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

      Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ»....

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....

«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».

laquo;Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».  Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокуп...

«Взаимодействие педагогов с психолого-педагогическим консилиумом детского сада в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

В статье раскрывается актуальность инклюзивного образования в  дошкольной организации в соответствии с ФГОС и основной механизм реализации коррекционно-развивающей работы- взаимодействие педагого...

Круглый стол "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда.  В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» упот...