КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" на тему «Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком имеют глобальное значение. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось необходимо воспитывать экологическую культуру и  ответственность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_kursovaya_rabota_kiselevoy_yulii.docx60.24 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 8"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности  44.02.01 "Дошкольное образование"

на тему «Развивающая  предметно-пространственная среда как средство

формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста»

Выполнена:

обучающимся 31 группы

очно-заочного отделения

Киселевой Юлии Сергеевной

Руководитель работы:

Муромец Лариса Витальевна

Оценка выполнения и защиты

курсовой работы: _________________

Санкт-Петербург

2019 г.


Содержание

Введение        3

1. Значение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации        6

2. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования        8

3. Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации        12

4. Способы организации развивающей предметно-пространственной  среды в разных возрастных группах        15

5. Роль развивающей предметно-пространственной среды в  формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста        18

Заключение        25

Список литературы:        28

Глоссарий        31


Введение

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком имеют глобальное значение. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось необходимо воспитывать экологическую культуру и  ответственность. И начинать экологическое воспитание необходимо  с дошкольного возраста, так как именно в этот период приобретенные знания могут в дальнейшем преобразовать в прочные убеждения.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача современного детского сада. Педагоги дошкольной организации должны уделять внимание экологическому воспитанию нового поколения, которому будет присуще особое видение мира как объекта постоянной заботы. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

В настоящие время 70% населения страны живет в городах, в которых идет интенсивная застройка свободного (озелененного) пространства. И на этом фоне дети в городах все больше лишаются природного окружения. Средством образования детей дошкольного возраста является окружающий предметный мир. Именно поэтому одним из важных условий реализации системы экологического образования в детском саду является правильная организация окружающей развивающей предметно-пространственной экологической среды. Главная цель - создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация положений нового направления об универсальности и самооценки природы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) диктует необходимость начала экологического образования воспитания с дошкольного возраста. Ученые-педагоги (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И. Д. Зверев, Т. С. Суравегина, В.С. Шилова и др.) обращают внимание на тот факт, что экологическое образование является обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, которое закладывает фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

Исследователи А.Н. Захлебный, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, Б. Ф. Терентьева и др. утверждают, что экологическое образование детей - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование  экологической культуры. Они исследуют различные аспекты проблемы экологического образования в период дошкольного детства: через создание обогащенной эколого-развивающей среды, создание условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников. Т.В. Потаповой детский сад рассматривает в качестве «эталона экологической культуры». Система знаний как средство формирования у дошкольников отношения к природе является предметом изучения В.Г. Грецовой, З.П. Плохий. Они считают, что чувства деятельной любви к природе и соответствующего ей поведения  развиваются постепенно  от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности.

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. Б. Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.В. Выготский, Л. С. Леонтьев).

Вопросами создания и организации развивающей предметно-пространственной среды занимались С.Л. Новоселов, Д. Б. Эльконин, Д.В. Менжерицкая, Р.И. Жуковская, Г. Фейн, А.П. Усова и другие. По мнению данных исследователей развивающая предметно-пространственная среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для экологической деятельности каждого ребенка.

В практике детского сада педагоги часто не понимают значимости создания развивающей предметно-пространственной среды для организации процесса экологического образования. В связи с этим тема исследования особенно актуальна.

Цель - изучение научно-теоретических и практических подходов к созданию развивающей предметно-пространственной среды как средства формирования знаний о природе  детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы построения развивающей предметно-пространственной среды в современной дошкольной организации.

2. Рассмотреть основные принципы и способы организации развивающей предметно-пространственной  среды   у детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать методику организации и использования развивающей предметно-пространственной среды как средства формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста.         

 

1. Значение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации

Среда дошкольной образовательной организации является важнейшим условием развития ребёнка дошкольника. Развивающим эффектом здесь обладает совокупность предметов, в которых «запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений» (А.С. Выготский) и которые представляют собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. С помощью предметов, по мнению А.С. Выготского ребёнок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою вторую жизнь в предметах культуры, а также в образе взаимоотношений людей друг с другом.

От этого напрямую зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований, с учетом изменений, происходящих в нем самом. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Среда как многокомпонентное явление - предмет изучения философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда».

Среда - единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Из положений С.Л. Новоселовой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Леонтьева, Е.А. Флериной и др. вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

-        содержательности и эстетической значимости этой среды;

-        целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

-        активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [16].


2. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования

На современном этапе при проектировании предметно-пространственной развивающей среды необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с которым развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [16].

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В Стандарте [1] развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

Функции образовательной среды ДОО перечислены на рисунке 1.

Рис. 1. Функции образовательной среды ДОО

Дадим им краткую характеристику.

1.        Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов. Т.е., каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Поэтому предметная среда предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

2.        Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

3.        Развивающая функция среды является ведущей. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

4.        Функция сохранения психологического здоровья. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-        содержательно-насыщенной (оснащенной средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами - техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);

-        трансформируемой (меняющейся в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей);

-        полифункциональной (разнообразной в использовании различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм т.д.);

-        вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

-        доступной (имеющей свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.);

-        безопасной [21].

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, в различных видах деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке, проектированию и развитию.


3. Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского [17]. В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды.

Автор Концепции развивает в своей работе положения «Концепции дошкольного воспитания», формулируя следующие принципы построения предметной среды:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии: является одним из важнейших принципов средового общения с ребёнком дошкольного возраста, создающим условия для эмоционального комфорта в процессе установления контакта ребёнка и взрослого (педагога, родителей);

принцип активности, самостоятельности, предусматривающий возможность самостоятельного проявления творчества, самостоятельного выбора и участия в создании своего предметного окружения;

  • принцип создания игровой среды, обеспечивающий ребёнку условия для важнейшего вида детской деятельности;
  • принцип стабильности - динамичности, создающий условия для создания собственного конструкта окружающей среды в соответствии с собственным желанием, внутренним состоянием, вкусами и настроениями;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий воспитанникам свободно определяться с видами деятельности, объединяться друг с другом по интересам, либо уединяться для собственного творчества;
  • принцип эстетической организации среды, реализация которого требует от педагога творческого (дизайнерского) подхода к организации среды, внимания к цветовым решениям, качественному подбору материалов;
  • принцип открытости - закрытости, на основании которого педагог действует с позиции «в ногу со временем» привлекая к организации окружающей воспитанников среды достижения современной культуры, искусства, ресурсы социального партнерства, а также возможности взаимодействия с природными факторами;
  • принцип половых и возрастных различий, создающий условия для организации деятельности гендерной направленности, направленной на проявления воспитанников (мальчиков и девочек) своих склонностей в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Образовательная деятельность на основании приведённых принципов построения развивающей среды выстраивается в зависимости от возрастных особенностей воспитанников их возможностей, а также периода обучения в рамках Основной образовательной программы.

На основании выше сказанного можно охарактеризовать развивающую предметно-пространственную среду дошкольной организации как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании [10]. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие [17].

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:


1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребности сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

4. Способы организации развивающей предметно-пространственной  среды в разных возрастных группах

Развивающая предметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников и реализуемой педагогами программы. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим на каждом возрастном этапе.

1. Младший дошкольный возраст.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания [12].

2. Средний дошкольный возраст.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создавать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Важной задачей укрепления и умножения здоровья ребёнка является организация здорового образа жизни, что предполагает удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребёнка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Пятилетние дошкольники интенсивно растут, поэтому важен контроль за соответствием высоты мебели росту детей. Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать [12].

3. Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты [12].

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


5. Роль развивающей предметно-пространственной среды в  формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста

Основные цели и задачи современной методики экологического образования направлены на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, которая включает в себя осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам, к людям, охраняющим и созидающим ее; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. То есть, это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с миром природы.

Специфической чертой методики экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования [5].

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса [8].

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

− познавательному развитию ребенка;

− эколого-эстетическому развитию;

− оздоровлению ребенка;

− формированию нравственных качеств;

− формированию экологически грамотного поведения;

− экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые растения, которые постоянно живут на территории ДОУ, и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [11].

Животные могут находится, только в экологических комнатах, животные, аквариумы в группах запрещены. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные); неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать; хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть: ) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; ) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; ) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; ) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; ) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой [9].

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы [14].

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями [19].

Кроме постоянных растений в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток [7].

Важно так же дидактическое предметное обеспечение: приобретение и изготовление разнообразных экологических игр, в том числе с использованием регионального материала, для детей; комплектацию наглядных пособии (картин, игр, диафильмов, аудио- и видеозаписей и т.п), в том числе на основе регионального материала; создание библиотеки произведении экологического содержания. Уголок природы должен быть правильно оборудован - без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. Место для труда - это небольшой столик. Столик может быть обычным, или откидным (по типу секретера), или выдвижным. Последние два варианта удобны для небольшого помещения. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься.

Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком - трудность содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОО комнаты природы, зимнего сада.

Можно оборудовать зону природы как Центр науки (природы). Этот центр является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета. Аквариум с рыбками - непременная принадлежность комнаты природы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами - беспроигрышный приём современного дизайна, не теряющий популярности уже много лет [13].

Клетку с птицами лучше поместить на полку рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нём содержится. Не следует забывать об эстетической и гигиенической сторонах содержания рыб и других животных: дополнительные аксессуары и своевременная уборка обеспечат привлекательность и безопасность данной зоны. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кронами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зелёном уголке.

Оборудование центра наук:

1. Растения, требующие разных способов ухода, с учётом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).

2. Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.

3. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.

4. Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам).

5. Картотеки:

а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению);

б) растения ближайшего окружения (на участке);

в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).

6. Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

7. Природный материал, материал для составления икебаны.

8. Информация по валеологии.

В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, ёмкости с сыпучими жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком [15].

Таким образом, педагоги при организации предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей не должны забывать о том, что предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.


Заключение

С точки зрения науки, среда - это условие, для развития и саморазвития личности; а в педагогике, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения им социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития необходимых личностных качеств, способ перевода внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей ребенка.

В условиях обновления дошкольного образования важнейшей задачей любого педагогического коллектива в части реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая является эффективным средством формирования личности дошкольника, первоисточником его знаний и социального опыта.

Российские ученые и практики предлагают пути и способы организации развивающей предметно-пространственной среды жизни ребенка, направленные на его всестороннее развитие. В первую очередь, предметно-пространственная развивающая среда должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, т. е. должна быть максимально насыщенной, и обеспечивать каждый вид детской деятельности. В то же время, все материалы должны подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе и соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности.

В связи с этими критериями воспитатели и специалисты должны:

-        знать требования к качеству игровых средств и уметь выбирать игры, игрушки и оборудование с большим развивающим потенциалом, соответствующие требованиям ФГОС ДО;

-        иметь четкое представление о степени оснащенности предметно пространственной среды группы и других помещений детского сада, уметь видеть недостатки, нехватку одних и превалирование других предметов и оборудования;

-        быть мотивированными и нацеленными на оснащение среды современными игровыми средствами;

-        уметь применять игровые средства, для решения образовательных, воспитывающих и развивающих задач в различных образовательных областях знаний.

Развивающая предметно-пространственная среда должна стимулировать творческие способности, служить интересам и потребностям ребенка, обогащая развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать к осознанному выбору, уметь принимать самостоятельные решения, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении, необходимо учитывать психологические основы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса, эргономику и дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Педагоги при организации предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей не должны забывать о том, что предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. В целом хотелось бы отметить, что методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в современном ДОУ должен осуществляться в направлении личностно-ориентированного и вариативного подхода к детям. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса.


Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.11.2011 № 03-877 «О реализации приказа Минобразнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151»
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2011 года № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 года №2151»
  5. Абрамова, Н.А., Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научный поиск. - 2015. - № 3.5. - С. 20-22.
  6. Боденко, Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде [Текст] автореф.дне...канд.пед.наук: Л.А. Боденко; - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 45 с.
  7. Богданец, Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 36.
  8. Загребина, Е. В. Создание эколого-развивающей среды на прогулочных площадках ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 9. - С. 47-55.
  9. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования. - 2014 . - 96 с.
  11. Костюченко, М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание. - 2007. - №10. - С. 108.
  12. Лысенко М.В. Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах по ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-orghanizatsii-priedmietno-razvivaiush.html
  13. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.: «Гном-Пресс», 2005. С.63.
  14. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  15. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007. - 352 с.
  16. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресе Пресс. - 2007. - 119 с.
  17. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993.
  18. Подласый, И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И.П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М: Издательство Юрайт. - 2011. - 574 с.
  19. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность [Текст] / Н.А. Рыжова. - М., 2009.
  20. Санитарно-эпидемиологические требование к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. 6.13 - М.:УЦ Перспектива, 2011. С. 6.
  21. Смирнова Е. Организация предметной игровой среды в детском саду // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - №2. - С. 22.
  22. Сорокова М.Г.Система М.Монтессори: Теория и практика. М., 2005.
  23. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. М.: Педагогика. - 1988. - 414 с.
  24. Черноушек, М. Психология жизненной среды. [Текст] / М. Черноушек - М.: Мысль, 1989. - с. 155-156.
  25. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]. /В.А. Ясвин. - М.: Смысл. - 2001. - 365 с.


Глоссарий

Развивающая предметно-пространственная среда – естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

Развивающая предметно-пространственная экологическая среда – это совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...

Отчет воспитателя по углубленной работе по теме: "«Использование художественной литературы как средство воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста»

Материал поможет рассмотреть формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию, приносящие положительные результаты в освоении материала....

Организация экологической тропинки как средства формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.

Окружающая природа-неизменный источник знаний для детей дошкольного возраста. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем ...

Презентация «Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста».

В ФГОС дошкольного образования указано, что обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Програм...

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста

Опыт работы на тему: Проектная деятельность как средство формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста....