статья "Ознакомление дошкольников с родословной семьи"
статья (младшая группа)

Терентьева Светлана Владимировна

Ознакомление дошкольников с семьёй - это тема не одного занятия. Начинать данную работу нужно уже с двух лет, основным приемом является организация сюжетно-ролевой игры "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semeynoe_derevo.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Статья    

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

          Ознакомление дошкольников с родословной семьи

 В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

Ознакомление дошкольников с семьей – это тема не одного занятия и не одного года. Начинать данную работу нужно уже с 2 лет, основным приемом в возрасте 2-4 года является организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями        

Для детей младшего и среднего возраста составляют семейные альбомы.

А уже в старшей и подготовительной к школе группах целесообразно обратиться к родословной.

Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Чтобы составить родословную своей семьи, надо, как можно более подробно опросить старших членов об их предках и родственных связях и записать с помощью взрослых полученную информацию. Именно поэтому эффективно использовать семейные проекты.

Ребенку дошкольного возраста присуще наглядное восприятие, поэтому, если мы будем говорить о генеалогическом древе, оно должно выглядеть деревом.

Хочу напомнить вам, что генеалогическое древо бывает двух видов: нисходящее и восходящее. Во главу нисходящего древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. Это древо можно назвать фамильным.

        В восходящем древе за основу берется также человек, но изучаются, наоборот, его предки – по мужской и женской линии. Именно такой вариант древа чаще всего используется при составлении родословной в детском саду.

Практика показывает, что составление родословной семьи в форме дерева интересна, в основном, родителям или как заключительный этап ознакомления с родословной.

        Используя принцип построения таблицы восходящего родства, я предлагаю разнообразить идеи для оформления родословной.

 Это может быть, например: гроздь винограда как образ дружной и сплоченной семьи

 или радуга, объединяющая яркие индивидуальности и включающая семь поколений.

 Важно: чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род. Такая форма не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и раскрывает творческие способности у детей и их родителей.

           В оформлении родословной,   ребенка дошкольного возраста не заинтересуют скучные прямоугольники и овалы, необходим привлекательный образ. 

 Нужно представить свою семью в виде какого-либо образа, красивого и доброго. Это может быть предмет, растение, животное, машина или даже игрушка. Все семьи разные и отличаются друг от друга.

 

 А в заключение я хотела бы сказать: работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением, так как в начальной школе программа предмета «Окружающий мир» содержит задачи ознакомления с родословной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представления о родословной семьи

Представление о родословной семьи. Актуальность данной теме, цели, задачи, способы достижения результата....

Родословная семьи

Советы родителям по созданию родословной семьи....

Статья из опыта работы по проекту "Родословная" "Семья - поистине высокое творенье"

Семейные традиции - великая ценность,наше духовное богатство....

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....