Консультация "Роль родителей в предшкольной жизни ребенка"
консультация (старшая группа)

Консультация "Роль ролителей в предшкольной жизни ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Роль родителей в предшкольной

жизни ребенка»

Ни у кого не возникает сомнений, что ответственность за судьбу дошкольника прежде всего несут его родители. Ведь именно они знают его лучше, чем никто другой, мечтают о реализации заложенных в нём задатков, строят планы о его будущем. Именно родители формулируют свои ожидания от школы, которые в дальнейшем выступят критериями оценки удовлетворённости результатами обучения их ребёнка или поводом для разочарований. От того насколько ответственно в этом подготовительном процессе поведут себя родители будущего школьника, зависит не только его адаптация в первые месяцы обучения в школе, но и все дальнейшие годы, которые будут рассматриваться как результат успешной адаптации или следствие дезадаптации.

Родители принимают непосредственное участие в формировании отношения ребёнка к школе. Поэтому недопустимо даже случайно негативно высказываться в присутствии ребёнка о школе, жалеть «бедных детей», ругать учителей или современную программу. А бывает и наоборот, когда в беседах с ребёнком о школе родители специально идеализируют её и всё, что связано с началом нового этапа в жизни ребенка. И вот тогда у будущего школьника  складывается установка, что он несомненно сразу станет успешным, «взрослым» со всеми атрибутами (костюм, портфель, мобильный телефон)  и конечно же самостоятельным. На самом деле этих волшебных перемен не так легко добиться и недостаточно просто сменить обстановку детского сада на учебный класс.

 Цель предшкольной подготовки состоит не в формировании каких-либо

конкретных элементов учебной деятельности, а в создании её универсальных психологических предпосылок. Дошкольника к его новой роли надо готовить заранее, и помочь ему в этом прежде всего должны родители.

Ещё до поступления в школу в отношении ребёнка необходимо обеспечить согласованность и единство образовательных и воспитательных воздействий дошкольного образовательного учреждения и семьи. От этого зависит благополучие ребёнка в дошкольном детстве и в период адаптации в школе. Со своей стороны педагоги дошкольного образовательного учреждения и школы обеспечивают условия для преемственности и непрерывности в организации работы между дошкольным и начальным звеном образования в переходный период. А также создают условия для сотрудничества с родителями и рассчитывают на их активное включение в подготовительный процесс, стараются вооружить их основами педагогических знаний, оказывают  помощь семье посредством  консультаций и разъяснений. Но готовы ли родители к такому сотрудничеству?

Они считают, что подготовкой ребёнка к школе должно заниматься ДОУ, где работают квалифицированные специалисты, применяющие специальные программы в соответствующих условиях. Однако это не совсем так, потому что у ДОУ и у родителей в этом процессе неодинаковые функциональные роли. Безусловно, что посещение перед школой ребёнком детского сада во многом целесообразнее, чем домашняя подготовка к школе.  Но заботливые родители не просто интересуются программой детского сада и то как усваивает  её ребёнок, но и понимают свою незаменимую роль в том, чтобы создать благоприятную обстановку в семье для развития ребенка, разнообразить его впечатления о мире, который гораздо шире, чем дом и садик. Родители дают безусловную любовь, заботу, то есть создают именно те условия безопасности, в которых ребёнку легче постигать новое, экспериментировать, интересоваться, проявлять свои способности. 

На протяжении всего дошкольного детства семейное воспитание может быть соотнесено с тем, что предстоит ребёнку в школе. Например, даже смена привычного для ребёнка режима дня, который служил для укрепления здоровья и организовывал его деятельность до поступления в школу, может выбить его «из колеи».  Но, хуже если режима у ребёнка не было вовсе, и он не привык к распорядку. То же относится и к особенностям питания дошкольника, к определённым ограничениям в рационе и привычкам. Родители должны понимать, что если ребёнок не приучен к питанию по режиму и соответствующему для детей столу, то в школе столкнётся с выбором: либо остаться голодным, либо страдать от необычного и неприятного для него рациона школьного питания.  И чаще всего, о таких вещах родители не задумываются, а это тоже влияет на самочувствие и настроение ребёнка, а в конечном счёте может  стать одним из факторов его адаптации.

Трудности вхождения в школьную жизнь могут быть связаны с неумением устанавливать контакт со сверстниками, взаимодействовать с детьми в коллективе. Поэтому задача родителей задолго до начала школьного обучения научить ребенка доброжелательности, справедливости, сопереживанию, взаимопониманию, щедрости.  В семье осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители являются авторитетами и образцами поведения, поэтому они естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания . Конечно же большое значение для формирования свойств личности ребёнка оказывает литература. Если родители беседуют с ребёнком с использованием литературных примеров, читают, причём не только сказки, но и произведения о поступках сверстников, тем самым развивают у дошкольника речь и произношение, мышление, память, внимание, воображение, формируют познавательные интересы, навыки общения и взаимодействия. Ребёнок учится воспринимать литературу, усваивает обороты речи, познаёт новые явления, выстраивает причинно-следственные связи.

Экскурсии и прогулки, совершаемые с родителями, всей семьёй, разнообразят впечатления ребёнка, удовлетворят его потребности в новизне, расширят кругозор. Очень хорошо, когда родители объясняют явления природы, которые вызвали интерес у ребёнка. 

Не стоит преуменьшать роль интеллектуальной составляющей в подготовке дошкольника к обучению. Этим обязательно тоже необходимо заниматься. Но для формирования необходимого будущему школьнику уровня когнитивного развития как раз и важно развитие познавательной потребности ребёнка, поддержание любознательности.

 А приобщение ребёнка в семье к бытовым делам, формирует у него столь важное качество для успешного обучения в школе как трудолюбие.

Нужно научить ребенка убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Родителям нужно постараться меньше опекать его, дать ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Родители должны поручить своему ребенку какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодых родителей "Игра в жизни ребенка раннего взраста"

Практическое занятие с родителями о том, какие игрушки нужны детям раннего возраста....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка - это первая «примерка» мира. В играх малыш выражает свои чувства к маме с папой, окружающим его людям и самому себе. И ваш ребенок учится узнавать этот сложный и пока непонятный е...

Консультация для родителей. "Игрушка в жизни ребенка".

Давайте вспомним наше детство... Что прихо­дит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... лю­бимый плюшевый мишка (кукла, зайчи...

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....