музыкально-дидактические игры
картотека по музыке

Балмуш Олеся Олеговна

игры для детей дошкольного возаста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_mladshey.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon srednie.doc34 КБ
Microsoft Office document icon dlya_starshih.doc40 КБ
Microsoft Office document icon muzykalnaya_polyana.doc32 КБ
Microsoft Office document icon chem_druzey_my_ugostim.doc16.5 КБ
Файл muzykalnye_igry.docx669.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их к отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся труппа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка  (рис. 7).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадсмского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки    (3—4   большие   птицы   и   3—4   птенчика,   рис.   8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки,   например,  до  второй  октавы.  Дети,  которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй— гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку  (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Кто в домике живет?

Игровой материал. На карточке нарисован красочный тере) в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Вниз под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки пере численных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных  (рис. 10).

Код игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут  мамы,  на  втором   (с  маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой,  то перепутали,  кто где живет.  Поможем им найти   свои   комнаты».   Раздает   каждому   по   одной   карточке. Проигрывается знакомая  мелодия  в различных регистрах.  Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечке  первого этажа  напротив  рисунка,  изображенного на домике.   Звучит  та   же   мелодия,   но   на   октаву  выше.   Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.



Предварительный просмотр:

Игры для средней группы    

Вот, так, зайцы!

Д.и. на усвоение характера музыки.

Игровой материал

     Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную полянку. Деревья стоят на полянке на подставочках. Их можно поворачивать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна – лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, ягодами, и т.д. дерево – два контура склеиваются в верхней части, внизу расходятся, обеспечивая устойчивость.  К одной из сторон дерева прикреплено изображение зайца. Аналогично изготавливается береза и куст.

Ход игры:

    Музыкальный руководитель: Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыльки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сейчас узнаем!

    Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызванный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

    Задания можно менять: вызванный ребенок по одному поворачивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог может «ошибаться».

         

Музыкальное окошко

Д.и. на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента.

Игровой материал

     Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.

     Раздаточный: 4 фишки, 4 карточки, разделенные пополам. На карточках слева – изображение животного, справа – пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка.

     Ход игры

     Музыкальный руководитель:

На окне сидела кошка

И мяукала немножко.

А потом прыг на дорожку,

И не стало в доме кошки.

Ну а кто остался дома

И стучит сейчас в окошко?

     Вызванный ребенок проходит в домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания ( «мяу», «гав», «иго-го» и т.п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку.

     Дальше окошко закрывается и игра продолжается.

     Игру можно варьировать: животные – мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.

     Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка – бубен, заяц – металлофон, петушок – дудочка, мышка – колокольчик и т.п.

     Как один из вариантов, игру можно проводить, используя большой домик для игр – драматизаций.

                 

                                       Солнышко

Д. и. не определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане

Игровой материал

     Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с нотным станом.Нотки-солнышки для фланелеграфа – 8 шт. (см.стр.34,37,41). Размер солнышка соотносится с нотным станом.

    Раздаточный:карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке не каждого ребенка.

Ход игры

     Музыкальный руководитель .Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку.(напевает произвольно)

          Я солнышко лучистое,

          Очень-очень чистое!

          Люблю я умываться

          И в лужицах купаться.

(Говорит)

          Мои детки засмеялись,

          По линейкам разбежались.

          Помогите их собрать

          И по именам назвать.

Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».

     Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя не карточке и все пропевают ее. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач.

Веселые подружки

Дидактическая игра на развитие чувство ритма

Игровой материал

     Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера ( по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

    Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

Ход игры

      Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

     Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

     Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок .Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины ( от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности ( от легкого до более сложного).Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

                   



Предварительный просмотр:

Три цветка

Дидактическая игра на определение характера музыки.

Игровой материал.

  Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое), изображающих три типа характера музыки:

.   добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

.   грустная, жалобная;

.   веселая, радостная, плясовая, задорная.

  Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.

 Раздаточный: у каждого ребенка – один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры.

  1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

  2 вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.  

Три медведя

Дидактическая игра для развития чувства ритма.

Игровой материал.

  Демонстрационный: плоские фигурки медведя из картона, раскрашенные в русском стиле (см. стр. 29-31), - Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки (см. стр. 32).

Ход игры.

  Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети отвечают.)

  В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

  Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

Сладкий колпачок.

Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала.

Игровой материал.

  Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один – для конфет, карточки с заданием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочитать стихи). На карточках – рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты – на каждого ребенка.

Ход игры.

  Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой – забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют задание, найденное под ними. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

День рождения.

Дидактическая игра на определение характера музыки.

Игровой материал.

  Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки - подарки для Зайчика.

Ход игры.

  Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повязал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадался, у Зайчика сегодня день рождения, и он пригласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

   Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети высказывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

  После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последовательно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это может быть песенка или танец, знакомые детям.

  Музыкальные произведения взяты из сборника Т. М.Орловой и С.И.Бекиной «Учите детей петь» - М: Просвещение, 1987.

  1. «Тяф-тяф» (муз. В.Герчик, сл. Ю.Разумовского).
  2. «Что ты хочешь, кошечка» (муз. Г.Зингера, сл. А.Шибицкой).
  3. «Мишка» (муз.Т.Бырченко, сл.А.Барто).
  4. «Конь» (муз. Е.Тиличеевой, сл.Н.Найденовой).
  5. «Воробей» (муз.В.Герчик, сл.А.Чельцова).
  6. «Цыплята» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной).

 

Удивительный светофор.

Дидактическая игра на усвоение характера музыки.

Игровой материал.

  Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

  Раздаточный: карточки на каждого ребенка  с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят,

маршируют, пляшут, (см. стр. 33 – 35 ).

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает большой светофор).

   Вот горит светофор.

   С ним, дружок мой, ты не спорь!

   Что покажет он – узнай,

   А захочешь – выполняй!

Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель

исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на

светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом

светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер

музыки.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА

Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков . Составление простых попевок .

 Игровой материал .

 Демонстрационный : фланелеграф . Составить игровое поле : в верхний угол прикрепить солнышко , а в низу небольшие цветочки , фигуру девочки . Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа .

Ход игры .

Музыкальный руководитель. Как весело летом ! Мы бегали по мягкой травке , загорали , купались и прибежали на поляну . А там девочка Танечка собрала цветочки , да не простые , а музыкальные . И получилась песенка .

                    Василёк , василёк ,

                    Мой любимый цветок .

Вызванный ребёнок выкладывает цветочками попевку .Все дети отхлопывают её ладошками и пропевают . Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки , чтобы в игре участвовал каждый ребёнок .

Попевка « Музыкальная поляна»

Цветик – семицветик

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха .

Игровой материал .

Демонстрационный : большой цветок , состоящий из семи лепестков разного цвета , которые вставляются в прорезь в середине цветка . На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы « Слушание музыки» ( см. рисунки сюжетов произведений для лепестков на стр. 41-47 ).

  1. «Кавалерийская» ( Д. Б. Кабалевский ).
  2. «Клоуны» ( Д. Б . Кабалевский ) .
  3. «Новая кукла» ( П . И . Чайковский ) .
  4. «Болезнь куклы» из цикла « Детский альбом» ( П.                                                                  И. Чайковский ) .
  5. «Апрель . Подснежник» из цикла « Времена года» ( П. И . Чайковский) .
  6. « Шествие гномов» ( Э.Григ ) .
  7. «Дед Мороз» ( Р. Шуман ).

Ход игры .

Дети сидят полукругом . Приходит садовник ( воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок . Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток , поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения . Если это произведение известно ему , то ребёнок должен назвать его и имя композитора . Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись . Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения , его жанра .

   Если игра проводится на занятии , то достаточно использовать 2-3 лепестка , а если в свободное время , то все лепестки .

 

   Музыкальные произведения можно найти в сборнике «Музыкальное развитие детей» О. П. Радыновой. Часть 1, 2. – М. : Владос , 1997.

ЗОНТИК

Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука и его длительности, расположении нот на нотоносце.

Игровой материал

Демонстрационный : фланелеграф с изображением нотного стана .Большие и маленькие кружочки , на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики . С обратной стороны каждого большого кружочка

( диаметр 10 см.) нарисована нота какой – либо длительности ( целая , половинная, четвёртая , восьмая ) . Маленькие кружочки ( для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным станом .

    Раздаточный : металлофон , карточки на каждого ребёнка с нотным станом , маленькие кружочки – зонтики . Можно использовать карточку к игре «Солнышко» и размеры кружочков сделать соответствующими нотному стану на ней .

Ход игры .

1 вариант.

Музыкальный руководитель.

Нотки бегали , скакали

И под вечер все устали.

Посидим и отдохнём

И у зонтика споём .

Нотку – зонтик ты возьми ,

Сколько длится – назови .

Дети ( поют попевку « Зонтик» ).

Нотка спряталась у нас ,

Мы найдём её сейчас.

Быстро зонтик повернём ,

Сколько длится – назовём.

Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребёнок берёт со стола любой большой зонтик , поворачивает его и называет длительность ноты ( целая , половинная , четвёртая , восьмая ), затем возвращает зонтик на стол .

2 вариант.

Игра проводится с самого начала ( см. 1вариант ) , затем следует продолжение. Педагог повторяет попевку «Зонтик» . Дети отхлопывают ритмический рисунок ладонями , а затем проигрывают его на металлофоне.

3 вариант.

Игра проводится с самого начала ( см. 1 вариант ), затем следует продолжение.

Музыкальный руководитель ( поёт ).

          А теперь всем покажи ,

         На линейку положи.

         И узнаем мы тотчас,

         Что за нота здесь у нас .

Дети по очереди выходят к столу педагога . Вызванный ребёнок берёт один маленький зонтик и кладёт на любую линейку нотного стана фланелеграфа. Он называет получившуюся ноту ( например : « Это – «ми») . Все дети повторяют название ноты , пропевают её и выкладывают кружочек на нужную линейку у себя на карточке.

 Попевка « Зонтик».

ДОМИК – КРОШЕЧКА .

Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз .

Игровой материал .

  Демонстрационный : игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек (эскиз на стр. 49). Фигурки зверей : заяц , лягушка , лиса . мышка , петушок , кошка , собака , птичка ( см. стр. 50, 51).Рисунок домика увеличивается до необходимого размера , фигурки вырезаются по контору и раскрашиваются.

Ход игры .

Музыкальный руководитель.

    Стоит в поле теремок , теремок.

     Как красив он и высок , да высок .

    По ступенькам мы идём , всё идём .

   Свою песенку поём , да поём .

  Приходите в теремок , в теремок ,

   Будем печь большой пирог , да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей , каждый берёт себе любую фигурку зверюшки.

  Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу : « По ступенькам я иду …», затем , стоя у входа в домик , поёт вторую фразу : «В дом  чудесный захожу !», придумывая свой мотив , - и заходит в дом .

  Каждый ребёнок , придумывая мотив второй фразы , не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом , начинается постепенное движение вниз , в обратном порядке .

  Персонаж спускается по ступенькам и поёт : «По ступенькам вниз иду …», затем , стоя у первой ступеньки , допевает вторую фразу : «По тропиночке уйду» , также придумывая свой мотив этой фразы , и уходит.

ВЕСЁЛЫЙ ПАРОВОЗИК

Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков .

 Игровой материал

 Демонстрационный : паровозик с вагончиками , в каждом окошке изображён ребёнок ( см. стр.55). Окна прорезаны по контору справа , слева , внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх . Открывается изображение ноты по длительности ( целая , половинная , четвертная , восьмая ).

Ход игры

Музыкальный руководитель.

Вот смотрите – паровоз ,

Он вагончики повёз.

Путь у него дальний ,

Ведь поезд музыкальный .

(Поёт попевку.)

Паровоз гудит , поёт.

Ноты он гулять везёт.

1 вариант. Вызванный ребёнок открывает любое окошко , показывает ноту , называет её и пропевает. Все дети повторяют задание.

2вариант. Все дети поют попевку , называя имя ребёнка , который будет выполнять задание.

            Ноту Катенька везёт ,

            Свою песенку поёт .

Названный ребёнок открывает выбранное им окошко , определяет и называет ноту по длительности. Все отхлопывают и пропевают на слоги «ля» длительность ноты.

Попевка « Весёлый паровозик».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 163

г. Иркутск

Для детей  дошкольного возраста

г. Иркутск – 2009 г.



Предварительный просмотр:

Чем друзей мы угостим?

М.р. (поет)

Чем друзей мы угостим?

Что кому подарим?

Где гостинцы разместим?

Догадайтесь сами.

М.р. (говорит)

Любит Петя – петушок

Зернышки и крошки

(м.р. или ребенок кладут Пете зернышки)

Любит косточку дружок

(Угощают Дружка косточкой)

Молочко – для кошки

(Миска ставится кошке)

Что нам Ване подарить?

Зернышки и кости?

(нет! – ответы детей)

Кто сумеет положить

(дети угощают Ваню яблоком, либо конфетой, либо ягодой.)

«Симфонический оркестр»

Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Так же игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.

Варианты игры:

  1. Воспитатель показывает детям карточки с инструментами, и зачитывают информацию о них.
  2. Ведущий читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
  3. Ведущий показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно – берет карточку себе.
  4. Ведущий показывает инструмент – дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
  5. Ведущий называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
  6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями, руками, показами.

Солнышко или дождик

Материал: карточки 8*10 см. по кол-ву детей в группе, на кот, с одной стороны изображено солнышко, а на другой тучка.

Ход игры: М.р. раздает детям карточки, играет вразбивку мажорные и минорные трезвучия предлагая определить характер настроение и показать соответствующую  сторону карточки, заменяя словесный ответ.

Долгие и короткие звуки.

Детям раздают цветные полоски короткие и длинные звук короткий

- поднимают  короткую полоску когда звук длинный дети поднимают длинную полоску.

Настроение в варежках

Несколько детей выходят, одевают варежку с разными лицами человека (грустное, веселое)

Педагог исполняет разно характерные  мелодии, дети  угадывают ее настроение.

Музыка в цвете.

Детям раздают карты, различных цветов. Педагог  играет произведение дети показывают подходящею по цвету и характеру карту.  

Три кита

Игра на различение жанров в музыке.

Раздаточный материал: карточки где дети танцуют, маршируют и поют.

Музыкальный руководитель играет песню, танец или марш, а дети поднимают соответствующие карточки.



Предварительный просмотр:

Игры вторая младшая группа

«Угадай инструмент» 
(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен. Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)
Мы с ребятами играем,
Что сейчас звучит узнаем,
Кукла Катя поиграй!
Быстро, Оля, называй!

«Тихие и громкие ладошки»
(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)
Мы в ладошки поиграем,
Громко, громко ударяем,
Раз, два, три, не зевай,
Громко, громко ударяй!

Мы в ладошки поиграем,
Тихо, тихо, ударяем.
Раз, два, три, не зевай,
Тихо, тихо ударяй.
«Ритмичные ножки» 
(Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)
Медленно шагаем,
Ножки поднимаем,
В Палочки играем,
Дружно ударяем.

Быстро мы шагаем,
Ножки поднимаем,
В палочки играем.
Дружно ударяем.

«Дети и медведь» 
(Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся от него- приседают)

Дети вышли погулять 
В погремушки поиграть, 
Вот как весело гуляем,
В погремушки мы играем.

Вышел мишка с барабаном,
Бум-бум-бум, трам – там-там,
Все ребята притаились,
Тут и там, тут и там.


«Музыкальная мозаика» 
(Детям показывают картинку с изображением, рассказывают стих, ребёнок выбирает инструмент и изображает того, кто нарисован на картинке.)
Вот лягушка на болоте
Очень весело живёт
Вы послушайте, ребята,
Ква-ква- ква она поёт!

Вышел мишка из берлоги,
Уноси скорее ноги,
Да как начал он реветь,
Вот так мишенька- медведь!

Дождик капает по крыше,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Еле слышно, еле слышно,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Воробьи развеселились,
Зёрнышки клевать пустились,
От других не отстают,
Всё клюют, клюют, клюют.

Вот течёт ручеёк, 
Видно его путь далёк,
Так журчит, плескается,
Убежать пытается!

«Весёлые мячики»
(На определение контраста в музыке. На первую часть музыки «мячики» катятся друг за другом или в рассыпную, на вторую часть –подпрыгивают на месте.)
Покатился, покатился 
Мячик по дорожке,
Мы как мячики бежим,
Вот какие ножки!

Вдруг запрыгал мячик наш
Весело так скачет
Мы как мячики сейчас
Дружно все поскачем!

«Маленькие музыканты» 
(На первую, быструю часть музыки дети играют на ложках, на вторую, медленную часть играют на бубнах).

«Курочки и лисичка» 
(Выходят курочки, клюют зёрнышки, чистят пёрышки. Затем выбегает лисичка, ловит курочек: кого заденет, тот садится на корточки)
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.
Клю-клю-клю-клю,
Вот как зёрнышки клюю.

Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
Да-да-да-да,
Пёрышки почищу я.
(выбегает лисичка)

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=184x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i94cf21f8a262d0db/version/1454215638/image.png

Мышки и сыр. А.Чугайкиной

Дети стоят в кругу, круг - это сыр, руки сцеплены и подняты воротиками, воротики - это дырки в сыре. Бегающие через воротики дети держат в руках мышек (мягкие игрушки). Ключевое слово "закрыть" - воротики закрываются.

Мышки, мышки, вот плутишки,

Настоящие воришки.

Сгрызли наш любимый сыр,

Посмотрите - сколько дыр!

Надо мышек изловить, 

В сыре дырочки закрыть! 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=192x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/ie25fd1e885149dd8/version/1448200794/image.png

Игра "Охотник и белки"

На полу разложены обручи-деревья, белки сидят на деревьях. "Охотник" без обруча. Все поют:

По лесам охотник бродит,

Нигде белок не находит!

Ну-ка, белка, не зевай!

Быстро домик поменяй!

 

С последним словом все «белки» обязательно должны поменять свой домик. А "охотник" занять обруч.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=134x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i5bfc083708554b14/version/1443107716/image.png

Игра "Снежинки летайте". Музыка Л.Олиферовой

Дети стоят врассыпную по залу, воспитатель поёт песню, дети изображают летящих снежинок. Они легко бегают по залу в разных направлениях, плавно покачивая руками.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

Снежинки летайте, летайте, летайте.

А ну-ка, все в пары скорее вставайте...

(А ну-ка, скорее в кружочек вставайте)

На 2 часть дети находят себе пару и кружатся. С началом нового куплета - снова разбегаются по залу.

Игра «Петух и дети»

Дети стоят в кругу, ребёнок в шапочке петуха – в центре.

Трух-тух, трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и опускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, машет крыльями и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Игра "Поезд" 

Воспитатель поёт песню. Ребёнок-паровозик стоит в центре круга, под пение взрослого двигается внутри круга топающим шагом. дети, образующие круг, выполняют движения, стоя на месте.

 

Тут и там, тут и там

На перроне шум и гам.

Вот гудок в путь зовёт:

Скоро поезд отойдёт!

 

с окончанием части паровозик останавливается, берёт в пару того, рядом с кем остановился, выполняет любые движения вдвоём, остальные дети им хлопают. Далее паровозик "цепляет" к себе вагончик, и они двигаются по кругу. На следующем отыгрыше оба прицепляют к себе ещё по одному участнику игры и т.д. Пока в составе не окажется вся группа.

 https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=275x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/ica2943ac2d8e074f/version/1439438202/image.png

Русская народная игра  «Варежки».

Дети стоят по кругу, в центре находится  3 пары варежек. Выбирают 3 детей. Все поют:

- Мы, ребята – крепыши,

  До чего же хороши!

  До чего же хороши,

  Только ручки  голы!

   Раз - два, раз-два-три,

   К варежкам беги.

Назначенные дети бегут к центру, надевают варежки, кто быстрее. Игра повторяется несколько раз.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=147x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/ib779abbaacd6a0e7/version/1488445692/image.png

Игра "Прятки с мамой"

Атрибуты: прозрачные платочки.

Мамы с детьми поют и идут  по кругу.  Дети держат в руках платочек:

1. Вместе с мамой мы  идем.

Дружно песенку поём.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Дружно песенку поём.

Дети садятся в центр круга и прячутся под платочек, а мамы идут по кругу.

2. Под платочек спрячусь я.

Мамочка, найди меня!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Мамочка найди меня.

 

3. Где же дочка? Где сынок?

Где любимый мой дружок?

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Где любимый мой дружок?

 

Воспитатель говорит: Мамы, мамы поспешите и детей своих найдите.

4. Вот и дочка, вот сынок,

Я нашла тебя, дружок.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Я нашла тебя дружок!

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Обними меня, дружок.

Мамы поют и кружатся парами со своими детьми, в конце – обнимаются.

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=221x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i0c4606df0793b0ac/version/1439991592/image.png

Игра "Музыканты" Картушиной

Дети идут по кругу, на полу лежат инструменты (дудки, погремушки, бубны, ложки).

 

Музыкантами мы стали

Друг за другом зашагали.

Инструменты в руки взяли -

Очень весело сыграли.

 

На проигрыш берут любой  инструмент в руки и играют, стоя. В конце проигрыша кладут инструмент на пол и продолжают движение по кругу.

Музыкальные игры в 1 младшей группе

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=150x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i096eb0ae52a3e7c5/version/1418660358/image.png

Ровным кругом.

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

 Ну-ка вместе

Дружно сделаем вот так!» 

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=180x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/ib0a3df6bf3a404db/version/1417627995/image.png

Мы по лесу идем.

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

«Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем». 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=146x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i73c0b94bb0894f8c/version/1418660354/image.png

Игра «Ходит Ваня».

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Ищет Ваня, ищет Ваня,

 Для себя дружочка.

                                   Нашел Ваня. Нашел Ваня

                                  Для себя дружочка.

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова:

Нашел Ваня, нашел Ваня

для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=120x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i60f15dfbe57c892d/version/1417628006/image.pngМы топаем ногами. 

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем
. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=180x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/ia13ded749d6beeb8/version/1417628148/image.png

Веселей детвора.

Веселей детвора

начинается игра                               

(дети, взявшись за руки, идут по  кругу)

Рыжая лисица по траве идет

И хвостом пушистым

за собой метет.

(идут друг за другом, , показывая сзади рукой лисий хвост)

Веселей детвора.

Продолжается игра                                         

(взявшись за руки, идут по  кругу)

Ежики колючие хлопают в  ладоши,

Радуются солнышку

день такой хороший.                                            

(хлопают в ладоши)

 

Веселей детвора

завершается игра                                              

(взявшись за руки, идут по  кругу)

Мишенька - топтышка

Пляшет и поет                                                     

(кружатся, переваливаются с ноги на ногу)

Кружится  и топает

Радостно ревет                                                       

(кланяются  и рычат)

Игры для детей подготовительной группы

Игра "Ракетодром"

На полу разложены обручи-ракеты. Дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Дети бегут к "ракетам", и встают в обруч. Те, кому ракеты не досталось, выбывают.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=203x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/id12c108b9676ebf3/version/1439989340/image.png

Игра "Луна" муз. Оттмар

Луна стоит вне хоровода. Дети  идут и поют:

 - Отчего же ты грустна, серебристая луна. 

Луна идёт, дотрагиваясь до плеч каждого ребёнка, как по считалке и поёт:

- Я вчера звезду с небес уронила в чёрный лес. 

На слово «лес» Луна берёт ребёнка, на котором закончилась  музыкальная фраза, за обе руки. Они вместе поднимают руки вверх, образуя «воротики».

- Зря печалишься, Луна, Ты на свете не одна.

Мы на зорьке в лес пойдём, И звезду твою найдём. 

Дети двигаются через «воротики» змейкой. На последнем слове «воротики» закрываются. Пойманный ребёнок – потерянная звезда Луны. Звезда и Луна пляшут под музыку.
Девочки  ловят мальчиков. После этого по сигналу воспитателя дети строяться в шеренги. Чья шеренга раньше построиться, та и начинает игру.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=168x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i24fba0d8b738ae48/version/1442376988/image.png

Игра "У синего-синего моря" Муз. Е.Шаламоновой

Вариант игры "Море волнуется".

Во время исполнения песни дети пританцовывают, по окончании песни замирают в придуманной позе. Помощник угадывает, какое животное изображает ребёнок. Игра повторяется.

1.У синего-синего моря

Мы будем, как чайки летать!

Какие фигуры построим - 

Попробуйте вы отгадать.

 

2. У моря живые картины:

На пальме сидит какаду,

Здесь рыбы и чайки, дельфины...

Кого же ещё я найду?

 Игры для средней группы

Рак и рыбки.

(вариант "Кот и мыши")

Под корягой рак сидит. Исподлобья он глядит,

Хвостиком виляет, Рыбок поджидает.

Рак рыбок не гони, а попробуй догони!

Мышонок, не зевай. 

Лиса:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будет Лиска мышковать.

Вижу точечки следов,

Вкусным будет мой улов. 

Дети:

Эй, Мышонок, не зевай!

И от Лиски убегай!

Эй, Мышонок, не зевай!

И от Лиски убегай!

 

Коммуникативная игра «Рыбки золотые» автор А. Слоников
Мальчики стоят в кругу, держатся за руки, поднятые вверх (воротца). Девочки-«рыбки» плавают между мальчиками. 

Как в просторном море (аквариуме) нашем 
Рыбки золотые пляшут. 
Они плавают, ныряют 
Кувыркаются в воде.

Повторить 2 раза

То сойдутся, разойдутся 
(девочки и мальчики стоят в кругу, руки вытянуты вперед, ладони соединены, волнообразное движение рук на шаг вперед, на шаг назад) 
То зароются в песке 
(дети приседают, заводят руками моторчик) 
Плавниками шевелят 
Играют в прятки – больше дня 
(медленно понимаются, выполняя руками волнообразное движение вверх) 

Никогда покоя не знает дно морское!

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=77x1024:format=png/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i79ca98dd331a81dc/version/1448186453/image.png

Игра "Солдатики" 

Дети стоят в 2 шеренгах напротив друг друга.

Поют песню:

Ать-два, ать-два, собрались мы дружно в ряд.

Ать-два, ать-два, мы выходим на парад.

Ать-два, ать-два, маршируем гордо.

Ать-два, ать-два, ставим ногу твёрдо.

По команде педагога «Разойдись!» звучит весёлая  маршевая музыка, играющие маршируют по залу. Звучит команда: «Быстро по местам!», музыка прекращается. Все дети должны быстро занять свои места в шеренге. Педагог отмечает тех,  кто правильно занял место в строю.

Игра "Зайцы и волк" французская

Дети стоят в кругу. В центре - волк. 

Дети поют:

Скачут  зайцы весело под ёлкой,

Вот они пустились в пляс.

Волк:

- Эй, косые, не боитесь волка?

Дети:

- Он догнать не сможет нас!

Ха-ха-ха-ха, ха-ха-ха!

Догони, серый волк!

Волк:

                        - Всех сейчас поймаю!

Волк догоняет детей.

Игра "Звонари" (с колокольчиками или погремушками)

Вариант игры "Жмурки"

Встать в общий круг, а ведущему завязать глаза, и он попробует поймать выбранных "звонарей".

 

Под горою у реки

Живут гномы старики,

У них колокол висит

И серебрянно звонит:

Динь- динь-дон, динь- динь-дон,

Раздаётся чудный звон!

Раз и два, не зевай!

Поскорее нас поймай!

 

"Звонари" бегают по кругу, а ведущий ловит их.

Игра «Уголки».

С помощью считалки дети выбирают водящего – мышку. Она стоит в центре круга, остальные сидят в по кругу на стульях, лицом к водящему и поют:

Мышка, Мышка, продай уголок,

За шильце, за мыльце,

За белое белильце, за зеркальце! 

Мышка  поёт:

Не продам уголок.

Ты ищи другой домок!

Сидящие на стульях начинают меняться между собой местами, Мышка старается  занять свободный «уголок». Участник, оставшийся   «без угла», становится водящим, и игра повторяется.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s3c4f6be520bd7f62/image/i83760e95a8e7b24f/version/1439172542/image.png

Игра "Цапки"

Один из игроков - цапка. Он вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из игроков под ладонь ставит указательный  палец. Ведущий припевает:

 

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц белый, жаба,

Цап!

 

При слове "Цап!" все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается их схватить. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...