«Развитие речи дошкольников посредством технологии «Синквейн»
статья

Баранова Нина Анатольевна

       Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из которых является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Данная методика состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

       Синквейн в переводе с французского - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.                                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников
посредством технологии «Синквейн»
             

      Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении, перестановками букв, слогов.

       Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из которых является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Данная методика состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

       Синквейн в переводе с французского - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.                                                                                                              

       Сама форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Она ссылалась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) — это японское трёхстишие и танка — пятистишие. В них слова минимальны, однако каждое слово носит в себе большую информацию и довольно эмоциональную окраску. Традиционный (классический) синквейн, как один из жанров поэзии, базирован на подсчёте слогов в каждом стихе. В дальнейшем времени синквейн использовали с дидактическими целями, то есть как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей детей дошкольного возраста.

  • Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует обогащению и актуализации словаря;
  • является диагностическим инструментом;
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
  • используется для закрепления изученной темы;
  • является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».

Самое главное в этой методике то, что Синквейн –получается у всех!

Но так же нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам составления нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

       К основным правилам составления синквейна относятся следующие;

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.).

2  строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

3  строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

       Работа по обучению детей составлению синквйна ведется несколькими этапами.

На первом этапе используют следующие упражнения:

  • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
  • «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
  • «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
  • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На втором этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка).  Дети на овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.

На третьем этапе вводится понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливают материал для распространения предложения определением.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например,

«Время года»

1. Зима

2. Снежная, холодная

3. Морозит, метет, восхищает

4. Серебристым снегом укрывает землю

5. Волшебница.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

     Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Итак:

  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе (исследовательская деятельность,развития речи, здоровьесберегающие технологии)

Тема: "Волшебное Путешествие"Программное содержание: Расширять предстовление детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирования выводов детьми; помогать нако...

Сценарий проведения совместной деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет по развитию речи с использованием синквейн-стихов.

Сценарий проведения совместной деятельности воспитателя с детьми 6-7 лет по развитию речи с использованием синквейн-стихов....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

«Развитие речи посредством технологии по работе с солёным тестом «Тестопластика»

Лепить из теста - одно удовольствие! А всего-то нужно для умелых детских ручек  – соль, вода и мука! Забавные игрушки, настенные украшения, сувениры, подарки и сюрпризы сделают не только сч...

Мастер-класс для педагогов "Методы развития речи детей: ТРИЗ, Синквейн, интеллектуальные карты"

Уважаемые коллеги,  вашему вниманию представляется материал моего мастер-класса  для педагогов по развитию детей. В нем раскрыто применение таких методов развитияречи как ТРИЗ, "Синквей...

Перспективное планирование по речевому развитию с использованием технологии «синквейн» с детьми 5 – 6 лет.

Цель: развитие связной речи детей 5-6 лет  посредством составления дидактического   «синквейна».Задачи:обогащение словаря детей существительными, обозначающие предмет,...