Занятие по развитию речи по технологии проблемного обучения и с использованием элемента технологии синквейн "Теремок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятие по сказке "Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnoe_obucheniya_-_kopiya.docx770.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения и техники синквейн.

                                          

Тема. Теремок

C:\Users\Rashida\Desktop\1700632449186 (1).jpg

                                                                                Подготовила и провела

воспитатель Абдреева Э.Р.

Оренбург, 2023

Цель. Развитие связной речи младших дошкольников с  с использованием технологии проблемного обучения и элементами технологии  синквейна с помощью моделей.

Задачи:

Образовательные:

   -Учить пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования.

   -Учить интонационно, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа-инсценировки.

     -Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька, лисичка-сестричка и т.д)

     -Продолжать учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц.

- Учить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.

- Закреплять умения совместно составлять не большой рассказ с использованием метода синквейна и опорой на алгоритм-модель.

Развивающие:

     -Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности, умение отгадывать загадки.

 Воспитательные:

      -Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

Интегрирование:

    -Учить детей ориентироваться на поверхности листа бумаги.

    -Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр высоты.

    -Закрепить знание геометрических фигур и цветов.

- Формировать умение изображать характер героев через движение под музыку.

Предварительная работа:

-Чтение русской народной сказки «Теремок» и рассматривание иллюстраций.

-Инсценировка  русской народной сказки «Теремок» с помощью театра на магнитной доске и настольного театра.

-Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?», «Что бывает круглым (квадратным, треугольным)?», «Что бывает зеленым (красным, желтым и т.п.)?».

Оборудование:

Заяц – мягкая игрушка, белые листы размером А4 на каждого ребенка,  квадрат, треугольник, 6 разноцветных полосок различных по величине на каждого ребенка,  белый лист размером А3, квадрат, треугольник, 6 разноцветных полосок различных по величине для образца воспитателя,  красивая коробочка; фигурки животных из настольного театра «Теремок» , модели: предмет, признак предмета, действие предмета.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре полукругом.

Воспитатель:  Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать ее, и тогда вы узнаете, кто к нам пришел в гости:

Летом сер, зимою бел,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549670.jpg

Воспитатель: К нам в гости пришел не простой зайчик, а сказочный. Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик? ( «Колобок», «Теремок»,  «Заюшкина избушка» и др.)

Зайчик:   Здравствуйте, ребятки. (Плачет)

Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?

Зайчик: Злая ведьма заколдовала моих друзей из сказки «Теремок», превратила их в разноцветные полоски.

Воспитатель: Заинька,  а как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев?

Зайчик:  Надо выложить по порядку полоски кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?

Дети пересаживаются за столы, на которых  приготовлены атрибуты на каждого ребенка.

C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549652.jpg               C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549636.jpg

Пальчиковая гимнастика.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик

Снова вниз и снова вверх

Зайчик скачет выше всех.

C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549725.jpg

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист, на котором мы будем собирать по порядку сказочных героев. Но вначале нам надо построить теремок. На ваших подносах лежит вот такая фигура ( показывает квадрат).

….., скажи, как называется эта фигура? Какого она цвета?

…., как называется эта фигура? (показывает треугольник) Какого он цвета?

Ребята, скажите, что можно построить из этих фигур? (дом)

Правильно, ребята, можно построить дом-теремок для наших героев.

Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какую полоску превратилась мышка?  Какого цвета эта полоска? Почему она серая?

Прикладываем полоску  рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои.

Воспитатель: Кто пришел после мышки? Как вы думаете, в какую полоску превратилась лягушка? Какого цвета эта полоска? Почему она зеленая?

Прикладываем полоску рядом с мышкой.

Данная работа проводится по каждому герою. Воспитатель спрашивает про каждого героя, как его можно назвать по-другому, ласково?

Воспитатель:  Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая низкая полоска? А какая самая высокая?  Есть ли полоски одинакового цвета? Какого они цвета? Какие герои превратились в эти полоски?  На что похожи выстроенные в ряд полоски?

Зайчик:  Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили полоски. Давайте мы с вами поиграем, вы тоже превратитесь на время в героев сказки и будете под музыку двигаться как мышки, лягушки, зайчики, лисички, волки и медведи.

Дети вместе с воспитателем движутся под музыку, выполняя движения, передающие характер, изображаемых животных.

Зайчик: Как хорошо, ребятки, мы поиграли, спасибо вам! ( Дети возвращаются на свои места).

Звучит музыкальный инструмент

Воспитатель:  Ребята, слышите? Что это такое? Что за звуки?

Воспитатель выносит красивую коробку, открывает и достает сказочных героев.

Воспитатель: Ребята, посмотрите это же наши герои. Мы помогли Зайчику, спасли его друзей! А сейчас мы будем рассказывать-инсценировать сказку (воспитатель раздает детям фигурки из настольного театра « Теремок»).

Дети с помощью воспитателя и составленной модели  рассказывают русскую народную сказку «Теремок».

C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549755.jpg                C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549698.jpg

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все вместе дружно рассказали сказку.

Воспитатель. А ещё, зайчик хочет с Вами поиграть. Посмотрите, это ладошка. А в ладошке 5 пальцев. Возле первого пальца первый треугольник, это кто или что – предмет или животное, а ещё есть треугольники, они нарядные, они отвечают на вопрос какой?, какая?, какое? –это слова признаки, есть танцующие треугольники, они отвечают на вопросы, что делать?, что сделать? - это слова действия, а эти треугольники, как солдатики выстроились в ряд, значит мы с вами должны придумать предложение, а сколько будет в нашем предложении слов, давайте посчитаем , 1,2,3,4., и возле пятого пальца тоже один только треугольник, здесь как можно ещё назвать предмет иди животное. Синквейн – это стихотворение или рассказ из пяти строк, составленный по определённым правилам.

C:\Users\Rashida\Desktop\1700631549792.jpg

Предъявляется модель- предмет

Кто это? - зайчик

Предъявляется модель-признак предмета

Зайчик какой? - милый, пушистый, маленький, добрый, веселый, усатый, серый.

Предъявляется модель-действие предмета

Зайчик что делает? -  играет, прыгает, спит , грызет морковку , бегает

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам с помощью наших помощников – треугольников - человечков составить рассказ о нашем госте.

Воспитатель составляет синквейн с детьми, используя наводящие вопросы. По ответам детей составляется синквейн.

Пример синквейна

1. ЗАЙЧИК

2. МИЛЫЙ, ПУШИСТЫЙ

3. БЕЖИТ, ИГРАЕТ, ГРЫЗЕТ, БОИТЬСЯ

4. МНЕ НРАВИТСЯ МАЛЕНЬКИЙ ЗАЙЧИК

5. ЖИВОТНОЕ

Воспитатель: Молодцы ребята, мышонку понравился рассказ, который вы придумали и зайчик приготовил загадки. Попробуем их отгадать?

Дети отгадывают загадки-синквейны.

Зайчик:  Спасибо вам, ребятки! А теперь мне и всем героям сказки  пора отправляться в свой сказочный лес. Но мы обязательно придем к вам еще в гости! До свидания!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Что мы с вами делали? Во что превратились герои? В одинаковые или разные полоски превратились герои? Какую мы рассказывали сказку?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологийТема: «Путешествие в весенний лес»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием игровой технологии. Тема: «Весна»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе с использованием игровой технологии.Тема: «Весна»...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Друзья леса" с использованием элементов техники ТРИЗ.

Конспект занятия по речевому развитию рассчитан на детей 6-7 лет во время работы летом в детском саду. Данная тема является актуальной для детей этого возраста, так как в школе им необходимо будет сос...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.Систематизировать знания детей об осени и осенних явле...

Занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.Задачи:1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а ...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»...