Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Друзья леса" с использованием элементов техники ТРИЗ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Свирина Елена Владимировна
Конспект занятия по речевому развитию рассчитан на детей 6-7 лет во время работы летом в детском саду. Данная тема является актуальной для детей этого возраста, так как в школе им необходимо будет составить рассказ о своём летнем отдыхе, а это занятие направлено на активизацию словаря детей, умение вести описательный рассказ, рассуждать на тему, иметь свою нравственную оценку действиям людей, и своих действий, беречь окружающий мир, природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Друзья леса» с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

  1. Углубить знания детей о природе родного края.
  2. Закреплять умение детей высказывать развёрнутые суждения по теме, выражать свои мысли понятно для окружающих.
  3. Учить строить распространённые предложения с однородными членами.
  4. Активизировать речевую активность детей.
  5. Воспитывать культуру общения детей: общительность, тактичность, сдержанность.

Оборудование и материалы:

-эмблемы команд

-конверт с письмом от Лета

-магнитная доска с магнитами

-карточки для составления рассказа (дети, лес, грибы, птицы, ручей, дом)

-магнитофон/колонка с записью пения птиц

-билеты «Друг леса» по количеству детей.

Ход занятия:

Занятие проводится в летнее время на территории групповой площадки.

-Ребята, только летом мы можем так долго проводить время на улице в городе, в лесу, в парке или на лугу.

Сегодня я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный и помнит всё, что он видел в природе. Для начала поделимся на команды и  выберем себе по одной карточке-эмблеме.

Звучит запись пение птиц, дети имитируют движения птиц. Музыка закончилась-дети сразу берут эмблему. Одна команда «Лесовички», другая «Домовята».

-Ребята, я сегодня получила необычное письмо. Давайте его прочитаем:

«Ребята, кто из вас друг леса?

Друг леса тот, кто не портит его, бережёт. Вспомните: столы, стулья, шкафы, оборудование детской площадки – всё  деревянное.

Без леса и каменного дома не построить. Без леса зимой в деревне не проживёшь – надо печи топить, чтобы было тепло, еду варить.

Вспомните, какой чистый воздух в лесу! Как там легко дышать! Это лес делает воздух чистым и здоровым.

Сколько в лесу зверей и птиц! А грибы, а ягоды, а орехи!

Будьте же друзьями леса, берегите его!»  Лето.

Давайте мы Лету покажем свои знания о природе, а потом ему напишем ответное письмо.

1. Отгадайте загадки :

В шубе летом, а зимой раздетый (лес)

 У каждого зверя в нём

Есть свой чудесный дом:

Кто в дупле, кто в норе,

Но живут все в тишине! (лес)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою – в платье летнем. (ель)

Стоит лепешка

На одной ножке,

Кто мимо не пройдёт –

В лукошко подберёт. (гриб)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (сосна).

Дети дают ответы.

2. В письме написаны вопросы, давайте на них ответим:

Отвечает тот ребёнок, до кого дотронусь конвертом.

-Какое слово короче: «Лето», «Весна»?

-Воду можно разлить, а горох…?

-У волчицы волчонок, у собаки…?

-Какое животное тянет плуг, телегу, сани?

-С какого дня начинается неделя?

-Как называется маленькая модель Земли?

3. Следующее задание командам: одна команда получает папку с иллюстрациями, к каждой картинке надо придумать одно законченное предложение. Другая команда ставит детей с картинками-предложениями по смыслу. И эта же команда составляет логичный рассказ, опираясь на придуманные первой командой предложения. Вариант:

Дети, роща/лес, грибы, птицы, ручей/река, дом.

Текст: Двое детей, Гриша и его маленькая сестра Валя, часто летом уходили в лес (рощу) за грибами. Гриша учил отличать съедобные грибы от ядовитых, учил различать голоса птиц. Дети отдыхали у ручья и возвращались домой.

Если у детей есть различные варианты повествования рассказа, то выслушиваем варианты и выбираем один лучший  рассказ.

4. Разминка «Друзья леса»:

Я иду по тропинке тихонечко – дети идут по кругу;

Не спеша забредаю я в глушь. – дети замедляют ход, поворачивает головы вправо-влево;

Ни о чём не жалея нисколечко, - идут, раскинув руки в стороны;

О наш лес, спаситель ты душ! – дети обнимают себя за плечи и останавливаются;

Я любуюсь высокими соснами – подносят руку к глазам, смотрят вправо-влево;

Наслаждаюсь тишиною в лесу – подносят руку к уху, слушают, тянутся вправо, влево;

Петляя, иду я дорогами, - идут змейкой друг за другом;

И грибочки в корзину кладу! - Идут с наклонами справа, слева от себя по кругу.

5. Игра с мячом в круге «В лесу» - дети называют по очереди по одному слову, относящемуся к теме леса. Повторяться нельзя.

Заключительная часть:

Вот сколько всего интересного вы рассказали о лесе, выполнили все задания. Молодцы!

А теперь мы напишем на листе бумаги ответ на заданный вопрос Лета. Какой?

Дети вспоминают, что оно спрашивало у ребят, кто друг леса.

Вы можете сказать, что вы друзья леса? (да)

Дети, пишем: «Я друг леса». Если необходимо, то вывесить образец текста. 

Дети выполняют задание, а листочки с текстом в дальнейшем приклеиваем к готовому рисунку о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗа.

Занятие по развитию речи  в подготовительной группес использованием элементов ТРИЗа....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1.     Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ.

Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗГолуб Е. Ю. Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ.

Чтобы судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста, необходимо оценить его речевое развитие. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процес...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ. Презентация

Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, мы пришли к выводу, что необхо...