Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ

Голуб Е. Ю.

 

Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.

 

2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.

 

3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств: обоняние, осязание, слух.

 

4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.

 

5. Закреплять умение детей самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображённым на картине.

 

6. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.

 

Развивающие:

 

1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.

 

2. Развивать связную речь.

 

3. Способствовать активизации словаря детей.

 

4. Развивать эстетические чувства детей.

 

5. Развивать умение работать в группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди, отвечать от лица группы.

 

6. Развивать умение обсуждать и анализировать совместную деятельность.

 

Воспитательные:

 

1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.

 

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 

Предварительная работа: Знакомство детей с технологией ТРИЗ: с эмблемами этапов, с правилами этапов;дети учились:1) делить картину на части, схематически изображать предметы на листе бумаги, соединять части картины в единое целое и объяснять, как один предмет связан с другим предметом; 2) «входить» в картину, с помощью органов обоняния представлять какие запахи могут присутствовать в картине, с помощью слуха представлять какие звуки можно услышать, с помощью осязания представлять какие предметы на картине на ощупь; 3) представлять, что могло произойти до и после момента изображённого на картине, придумывать название к картинам.

 

Оборудование: Две картины, цветные карандаши, лисы бумаги. Музыкальное сопровождение «Звуки метели», песня «Серебристые снежинки». Бейджики с изображением снеговика, снежинки. Эмблемы с изображением снеговика и снежинки. Письмо с загадкой, эмблемы этапов, копии картин в подарок детям.

 

Ход НОД.

Дети встают в круг, лицом друг к другу.

 

Придумано кем – то

 

Просто и мудро.

 

При встрече здороваться:

 

Доброе утро! (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

 

Доброе утро! (левые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

 

Солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся)

 

Доброе утро! (машут руками)

 

Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

 

И каждый становится

 

Добрым, доверчивым

 

Пусть доброе утро

 

Длится до вечера.

 

Звучит фонограмма метели.

 

К нам пришло одно письмо, было странное оно

 

Вместо марок три снежинки,

 

А конверт из чистой льдинки,

 

А письмо не на листке, а на беленьком снежке.

 

К вам уже примчалась я,

 

На метели прилетела,

 

Заплясала, закружила, снегом землю нарядила

 

И деревья, и дома,

 

А подписано (зима).

 

-Верно. Письмо нам пришло от Зимы. Слушайте дальше,что нам она пишет:

 

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Зима. Слышала, что вы умеете составлять красивые рассказы по картинам. Мне тоже очень хочется, чтобы вы составили рассказы по моим картинам. (Педагог показывает детям картины)

 

- Ребята, что мы сейчас будем делать? (будем составлять рассказы по картинам)

 

- Картины две, времени понадобиться много. Как быть? (нужно разделиться на группы, команды)

 

- Отличное предложение!

 

– Поделиться на команды нам помогут бейджики.

 

(Бейджики с изображением снежинки, снеговика. Дети выбирают бейджики.)

 

- Команда «Снежинка» садится за стол с эмблемой снежинки, команда «Снеговик» садится за стол с эмблемой снеговика.

 

-Вот мы с вами разделились на команды. Что делаем дальше? (выбираем капитана)

 

- Что делает капитан? (Капитан отвечает за свою команду, и будет рассказывать рассказ по картине)

 

-Верно! Правила работы в группе висят на доске. Давайте их вместе вспомним.

 

Воспитатель показывает алгоритм с правилами, дети по очереди их называют.

 

1. Разделиться на группы;

 

2. Выбрать капитана;

 

3. Обсудить задание (когда кто-то говорит – остальные слушают);

 

4. Работать дружно, помогать друг другу, соблюдать время. Если что-то непонятно, можно переспросить;

 

5. Найти правильный ответ, выполнить задание;

 

6. Капитан отвечает за всю группу.

 

- Мы вспомнили правила, теперь пора начать составлять рассказы.

 

- Перед вами лежит картина. Картина очень необычная, можно даже сказать волшебная. А необычная она потому, что умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.

 

-А что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый? (Внимательно рассмотреть картину, персонажам картины дать имена, дать название картине).

 

- Зима решила помочь вам составить красивый рассказ и прислала в помощь эмблемы.

 

Обратите внимание, вот одна из них. (Показать эмблему первого этапа)

 

- Что она обозначает? («Назови предметы, изображённые на картине»). - Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину, попробуем поделить её на части.

 

- Что нам в этом поможет? (бинокль)

 

- Верно. Наводим «бинокль» на картину так, чтобы в нём был виден только один объект. Итак, что вы видите в «бинокль»? У нас идёт охота за подробностями, внимательно смотрим на картину через бинокль.

 

- Назовите своей команде и схематически зарисуйте предмет на бумаге и обведите в круг. Называем предметы по очереди. (Лыжи, снеговик, коньки, каток, санки и т. д)

 

- Наши глаза были очень внимательными, рассмотрели много предметов и устали. Чтобы они немного отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

 

Зрительная гимнастика «В руки вы снежок возьмите».

 

В руки вы снежки возьмите

 

И на них вы посмотрите

 

А теперь их поднимите

 

Вверх, на них вы посмотрите

 

Вниз снежки вы опустите

 

И опять на них взгляните

 

Снежок вправо

 

Снежок влево

 

Нарисуйте круг умело

 

Снежок близко, вот вдали

 

Ты внимательно смотри

 

Вот такой у нас снежок

 

Улыбнись ему дружок. (2 раза)

 

-Мы разобрали картину на части, а что же дальше? (воспитатель показывает 2 эмблему).

 

- Что обозначает эта эмблема? («Один предмет связан с другим предметом»).

 

- Мы разобрали картину на части, а сейчас будем наводить порядок, соединим части в единое целое. – Как нам соединить части картины? (Соединим рисунки стрелочками и объясним своей команде, как они связаны друг с другом). - Объяснять начинает капитан. В команде говорят все по очереди. (Коньки и лёд связаны между собой, потому что коньки скользят по льду. Девочка Вика и лыжи связаны между собой, потому что Вика катается на лыжах. Снеговик и снег связаны между собой, потому что снеговик сделан из снега. Никита и лось связаны межу собой, потому что Никита будет кормить лося и т. д)

 

- Ребята, вы меня так порадовали, посмотрите, как вы смогли объединить все части картины. Я знала, что у вас всё получится! - Основу для рассказа мы подготовили, но что-то в нём не хватает. Давайте оживим картину! Чем можно её оживить? (Звуками, красками).

 

- Молодцы, войдём в картину и послушаем её звуки. Рукой своею в воздухе взмахну, в чудесную картину вас перенесу.

 

Вот мы и оказались прямо в картине. - Какой волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я нюхаю»)

 

- А теперь глубоко вдохните. Расскажите своей команде, какие запахи вы ощущаете? (Я вдыхаю и чувствую запах морозной свежести. Я чувствую запах пирожков, которые испекла бабушка Галя для своих внуков. Я вдыхаю и чувствую, как пахнет сено - сушёной травой с ароматом мёда и т. д)

 

- Какой ещё волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я слышу»).

 

- К нам пришёл волшебник «я слышу».

 

Сидите тихо – тихо и прислушайтесь, что происходит рядом с вами, что вы слышите? (Я слышу, как мама зовёт Сашу домой: «Саша пора обедать». Я прислушался и услышал, как проехала машина. Я слышу,как вдалеке прокаркала ворона: кар. Я слышу,как дядя Миша говорит: «Жизнь дана – на добрые дела» и т. д)

 

-А сейчас у нас в гостях волшебник «я ощущаю лицом и руками», что обозначает эта эмблема? («Я трогаю»).

 

- Картину можно не только увидеть и услышать, но и потрогать.

 

Потрогайте объекты картины, расскажите своей команде, что вы чувствуете на ощупь? (Я трогаю руками снег я чувствую, какой он холодный. Я трогаю шапку и чувствую, какая она мягкая и пушистая. Когда я трогаю сено я чувствую, какое оно жёсткое и колючее и т. д)

 

- Вот сколько мы всего почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу. Рукой своей в воздухе взмахнём, волшебство появится, в группу попадём.

 

- Мы с вами проделали большую работу, давайте немножко отдохнём.

 

Физминутка.

 

(Дети встают в круг, под песню «Серебристые снежинки» повторяют движения за педагогом).

 

- Немного отдохнули, пора выполнять обещание Зиме – составить рассказ по картине.

 

– Ребята, как вы будете составлять рассказ по картине, с чего начнёте рассказ? (Сначала придумаем название рассказу.Рассказывать будем по порядку: что было до изображённого на картине, потом опишем природу, затем что изображено на картине, что будет после изображённого. Не забудем волшебников, которые приходили к нам в гости и обязательно применим предложения, которые использовали при обсуждении картины).

 

- А теперь я даю немного времени, чтобы каждая команда придумала рассказ по картине. (Команды составляют рассказы по картинам, капитаны команд рассказывают рассказы)

 

Подведение итогов.

 

- Мы проделали большую работу. Что мы сегодня делали? (Подробно рассмотрели картину, составили схемы, соединили части картины в единое целое,оживили картину: послушали, потрогали, понюхали).

 

- Ребята, чей рассказ вам понравился и почему?

- Сегодня вы очень порадовали меня и Волшебницу Зиму – составили такие подробные и интересные рассказы!

 

Ваши рассказы я записала на листы бумаги, после занятия обязательно отправлю их зиме. Я думаю, они ей очень понравятся. Я хочу вам подарить маленькие копии картин с нашего занятия. Дома порадуйте своими рассказами маму и папу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_s_elementami_triz.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ

Голуб Е. Ю.

Цель: Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать умение определять объекты на картине, устанавливать взаимодействия между ними.

2. Формировать умение давать образные характеристики объектов и действий.

3. Формировать умение «входить» в картину используя органы чувств: обоняние, осязание, слух.

4. Формировать умение детей узнавать и называть эмблему этапа и его правила.

5. Закреплять умение детей самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображённым на картине.

6. Закреплять в связной речи детей употребление сложносочинённых, сложноподчинённых предложений.

Развивающие:

1. Развивать воображение, логическое мышление, внимание, память.

2. Развивать связную речь.

3. Способствовать активизации словаря детей.

4. Развивать эстетические чувства детей.

5. Развивать умение работать в группах: договариваться, выступать в роли лидера, исполнителя, выслушивать других, говорить по очереди, отвечать от лица группы.

6. Развивать умение обсуждать и анализировать совместную деятельность.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, культуре речевого общения.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Знакомство детей с технологией ТРИЗ: с эмблемами этапов, с правилами этапов;дети учились:1) делить картину на части, схематически изображать предметы на листе бумаги, соединять части картины в единое целое и объяснять, как один предмет связан с другим предметом; 2) «входить» в картину, с помощью органов обоняния представлять какие запахи могут присутствовать в картине, с помощью слуха представлять какие звуки можно услышать, с помощью осязания представлять какие предметы на картине на ощупь; 3) представлять, что могло произойти до и после момента изображённого на картине, придумывать название к картинам.

Оборудование: Две картины, цветные карандаши, лисы бумаги. Музыкальное сопровождение «Звуки метели», песня «Серебристые снежинки». Бейджики с изображением снеговика, снежинки. Эмблемы с изображением снеговика и снежинки. Письмо с загадкой, эмблемы этапов, копии картин в подарок детям.

Ход НОД.

Дети встают в круг, лицом друг к другу.

Придумано кем – то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро! (правые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

Доброе утро! (левые руки выставляют вперёд и прислоняют ладошки)

Солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся)

Доброе утро! (машут руками)

Улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Звучит фонограмма метели.

К нам пришло одно письмо, было странное оно

Вместо марок три снежинки,

А конверт из чистой льдинки,

А письмо не на листке, а на беленьком снежке.

К вам уже примчалась я,

На метели прилетела,

Заплясала, закружила, снегом землю нарядила

И деревья, и дома,

А подписано (зима).

-Верно. Письмо нам пришло от Зимы. Слушайте дальше,что нам она пишет:

Здравствуйте, ребята! Пишет вам Зима. Слышала, что вы умеете составлять красивые рассказы по картинам. Мне тоже очень хочется, чтобы вы составили рассказы по моим картинам. (Педагог показывает детям картины)

- Ребята, что мы сейчас будем делать? (будем составлять рассказы по картинам)

- Картины две, времени понадобиться много. Как быть? (нужно разделиться на группы, команды)

- Отличное предложение!

– Поделиться на команды нам помогут бейджики.

(Бейджики с изображением снежинки, снеговика. Дети выбирают бейджики.)

- Команда «Снежинка» садится за стол с эмблемой снежинки, команда «Снеговик» садится за стол с эмблемой снеговика.

-Вот мы с вами разделились на команды. Что делаем дальше? (выбираем капитана)

- Что делает капитан? (Капитан отвечает за свою команду, и будет рассказывать рассказ по картине)

-Верно! Правила работы в группе висят на доске. Давайте их вместе вспомним.

Воспитатель показывает алгоритм с правилами, дети по очереди их называют.

1. Разделиться на группы;

2. Выбрать капитана;

3. Обсудить задание (когда кто-то говорит – остальные слушают);

4. Работать дружно, помогать друг другу, соблюдать время. Если что-то непонятно, можно переспросить;

5. Найти правильный ответ, выполнить задание;

6. Капитан отвечает за всю группу.

- Мы вспомнили правила, теперь пора начать составлять рассказы.

- Перед вами лежит картина. Картина очень необычная, можно даже сказать волшебная. А необычная она потому, что умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.

-А что нужно сделать, чтобы рассказ получился подробный, красивый? (Внимательно рассмотреть картину, персонажам картины дать имена, дать название картине).

- Зима решила помочь вам составить красивый рассказ и прислала в помощь эмблемы.

Обратите внимание, вот одна из них. (Показать эмблему первого этапа)

- Что она обозначает? («Назови предметы, изображённые на картине»). - Я вам предлагаю не просто рассмотреть картину, попробуем поделить её на части.

- Что нам в этом поможет? (бинокль)

- Верно. Наводим «бинокль» на картину так, чтобы в нём был виден только один объект. Итак, что вы видите в «бинокль»? У нас идёт охота за подробностями, внимательно смотрим на картину через бинокль.

- Назовите своей команде и схематически зарисуйте предмет на бумаге и обведите в круг. Называем предметы по очереди. (Лыжи, снеговик, коньки, каток, санки и т. д)

- Наши глаза были очень внимательными, рассмотрели много предметов и устали. Чтобы они немного отдохнули, сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика «В руки вы снежок возьмите».

В руки вы снежки возьмите

И на них вы посмотрите

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите

Вниз снежки вы опустите

И опять на них взгляните

Снежок вправо

Снежок влево

Нарисуйте круг умело

Снежок близко, вот вдали

Ты внимательно смотри

Вот такой у нас снежок

Улыбнись ему дружок. (2 раза)

-Мы разобрали картину на части, а что же дальше? (воспитатель показывает 2 эмблему).

- Что обозначает эта эмблема? («Один предмет связан с другим предметом»).

- Мы разобрали картину на части, а сейчас будем наводить порядок, соединим части в единое целое. – Как нам соединить части картины? (Соединим рисунки стрелочками и объясним своей команде, как они связаны друг с другом). - Объяснять начинает капитан. В команде говорят все по очереди. (Коньки и лёд связаны между собой, потому что коньки скользят по льду. Девочка Вика и лыжи связаны между собой, потому что Вика катается на лыжах. Снеговик и снег связаны между собой, потому что снеговик сделан из снега. Никита и лось связаны межу собой, потому что Никита будет кормить лося и т. д)

- Ребята, вы меня так порадовали, посмотрите, как вы смогли объединить все части картины. Я знала, что у вас всё получится! - Основу для рассказа мы подготовили, но что-то в нём не хватает. Давайте оживим картину! Чем можно её оживить? (Звуками, красками).

- Молодцы, войдём в картину и послушаем её звуки. Рукой своею в воздухе взмахну, в чудесную картину вас перенесу.

Вот мы и оказались прямо в картине. - Какой волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я нюхаю»)

- А теперь глубоко вдохните. Расскажите своей команде, какие запахи вы ощущаете? (Я вдыхаю и чувствую запах морозной свежести. Я чувствую запах пирожков, которые испекла бабушка Галя для своих внуков. Я вдыхаю и чувствую, как пахнет сено - сушёной травой с ароматом мёда и т. д)

- Какой ещё волшебник к нам пришёл? Что обозначает эта эмблема? («Я слышу»).

- К нам пришёл волшебник «я слышу».

Сидите тихо – тихо и прислушайтесь, что происходит рядом с вами, что вы слышите? (Я слышу, как мама зовёт Сашу домой: «Саша пора обедать». Я прислушался и услышал, как проехала машина. Я слышу,как вдалеке прокаркала ворона: кар. Я слышу,как дядя Миша говорит: «Жизнь дана – на добрые дела» и т. д)

-А сейчас у нас в гостях волшебник «я ощущаю лицом и руками», что обозначает эта эмблема? («Я трогаю»).

- Картину можно не только увидеть и услышать, но и потрогать.

Потрогайте объекты картины, расскажите своей команде, что вы чувствуете на ощупь? (Я трогаю руками снег я чувствую, какой он холодный. Я трогаю шапку и чувствую, какая она мягкая и пушистая. Когда я трогаю сено я чувствую, какое оно жёсткое и колючее и т. д)

- Вот сколько мы всего почувствовали, но нам пора возвращаться из картины в группу. Рукой своей в воздухе взмахнём, волшебство появится, в группу попадём.

- Мы с вами проделали большую работу, давайте немножко отдохнём.

Физминутка.

(Дети встают в круг, под песню «Серебристые снежинки» повторяют движения за педагогом).

- Немного отдохнули, пора выполнять обещание Зиме – составить рассказ по картине.

– Ребята, как вы будете составлять рассказ по картине, с чего начнёте рассказ? (Сначала придумаем название рассказу.Рассказывать будем по порядку: что было до изображённого на картине, потом опишем природу, затем что изображено на картине, что будет после изображённого. Не забудем волшебников, которые приходили к нам в гости и обязательно применим предложения, которые использовали при обсуждении картины).

- А теперь я даю немного времени, чтобы каждая команда придумала рассказ по картине. (Команды составляют рассказы по картинам, капитаны команд рассказывают рассказы)

Подведение итогов.

- Мы проделали большую работу. Что мы сегодня делали? (Подробно рассмотрели картину, составили схемы, соединили части картины в единое целое,оживили картину: послушали, потрогали, понюхали).

- Ребята, чей рассказ вам понравился и почему?

- Сегодня вы очень порадовали меня и Волшебницу Зиму – составили такие подробные и интересные рассказы!

Ваши рассказы я записала на листы бумаги, после занятия обязательно отправлю их зиме. Я думаю, они ей очень понравятся. Я хочу вам подарить маленькие копии картин с нашего занятия. Дома порадуйте своими рассказами маму и папу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗа.

Занятие по развитию речи  в подготовительной группес использованием элементов ТРИЗа....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1.     Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ.

Обучение детей составлению рассказа по картине с использованием элементов технологии ТРИЗ....

Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Приключения в замке»

Конспект Образовательной Деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ на тему:«Приключения в замке»...