Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Фоминых Светлана Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ .

Тема: «Зима – Лето»( решение задач на противоречия)

Программное  содержание:

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

Обучать навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».

Развивать  навык целенаправленного  восприятия, словесно-логической  памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

Формировать навыки связно-речевых высказываний,  умение выслушивать сверстников   при обсуждении проблемных  ситуаций  ,  радоваться  успехам  других,  уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.

Правильно использовать в речи грамматические  формы, умение согласовывать  существительные  с  прилагательными.

Воспитывать  дружелюбие,  взаимопонимание .

Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».

Ресурсный анализ: игра  «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».

Предварительная работа:

Заучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Ход:

1.Организационный момент.

Игра психологической  направленности «Приветствие»

Собрались все дети в круг    

Я твой друг, и ты мой друг.                                    

Вместе за руки возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

 2.Сюрпризный момент. К детям приходит Знай-ка.

Противоречия в зиме.

Знайка: Здравствуйте, ребята, вы  узнали меня? Я, Знайка.

Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.

Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что  зима, мое самое любимое время года.

Логопед:  Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим  ребятам тоже нравится зима. А ты садись,  Знайка и послушай, что дети  расскажут о зиме.

 - Ребята, за что вы  любите зиму?                

Д: Можно на санках и на лыжах кататься.            

И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.

Наблюдать за снегопадом.

Можно проводить опыты.

Можно снег растопить  в группе и талой водой  поливать комнатные растения.

Логопед: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?

Д: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе  что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

Логопед: Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.        

3. Игра «Что бывает летом, что бывает  зимой».

Логопед: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с вами.

Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

А еще есть замечательная игра в которой вы поймете правильно вы ответили или нет.

Летом - жарко, а зимой  

Д: - холодно.

Л: Летом на деревьях листья, а  зимой  –

Д: листьев нет (или лежит снег)

Л: Летом день длинный, а зимой –

Д: короткий.

Л: Зимой солнце низко, а летом  

- Д: высоко.

Л: Летом гуляют на улице много, а зимой

- Д: мало.

Л: Зимой рябина сладкая, а летом –

Д: кислая.

Л: Зимой земля покрыта снегом, а летом  

- Д: песком, травой.      

4. Физминутка «Морозная  зима».

Солнце землю греет слабо. По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится

Заметает все вокруг белоснежным серебром.                                                    

5. Пальчиковая гимнастика  «Лето».

Вот и лето наступает, всех  на отдых  приглашает.

Будем плавать, загорать, и  на даче отдыхать.

6. Дидактическая  игра с мячом.

Логопед: А сейчас  поиграем  с  мячом, я называю  слово, а  вы ребята,  рассказываете, что  оно  представляет.

Снег – зима, снеговик, снежки.

Новый  год – елка, праздник подарки.

Варежки – гулять, руки, тепло.

Лето – море, радуга, солнце.

Цветок – бабочка, трава  солнце.

Мороз  – холодно, зима, Дед  Мороз.

7. Игра «Подбери признаки».

Мяч передавай – слова,  признаки  называй.

Л: Зима какая?

Д: холодная, морозная, снежная, веселая.

Л: Лето какое?

Д: жаркое, солнечное, веселое, красочное.

Л: Снежинка какая?

Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.

8. Артикуляционная  гимнастика.

Логопед: Ребята,  какие звуки  можно услышать  зимой  на  улице, в  лесу, во  дворе? Как завывает вьюга?

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Л: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Д: ХР-ХР-ХРХР!

Л: Как дворник сметает с порога снег?

Д: Ш-Ш-Ш-Ш!

Л: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Д: С – С - С - С!

9.Дыхательное  упражнение «Снежинка»

Логопед: Представьте  себе, к вам   на  варежку  упала  снежинка. Попробуйте ее  сдуть (вдох  носом и  короткий  сильный  выдох), (вдох  носом и  медленный выдох  через  сомкнутые  губы).

Теперь  на  варежку  упало    несколько  снежинок  (вдох  носом  и  медленный  прерывистый  выдох).

10. Проблемная   ситуация.

Знайка: Ребята, какие  вы  молодцы! Вы  очень  многое  знаете  о  зиме и  о  лете. Но  у  меня  сложилось  такая  ситуация я  один  не  смогу  помочь  бабушке  и  дедушке. Вы  ребята, поможете  мне?

Д:  Да, поможем!

Знайка: Моя  бабушка живет   далеко  на  юге  и  никогда  не  видела  снега, а дедушка  живет  на  Крайнем  Севере, там  снег  никогда  не  тает. Чтобы  мне придумать, чтобы  бабушка  смогла  потрогать  снег, а  дедушка - траву  и  деревья.

(Только  переезжать  никуда  они  не  хотят).

Знайка: Спасибо  большое! Вы  мне  очень помогли! Я  сейчас же  напишу  письмо  и  расскажу  все,  что  вы  придумали! Представляю, как обрадуются  дедушка  и  бабушка. Это  для  них  будет сюрприз.  До свидания  ребята!  

Обсуждение проводится в  режиме «мозгового  штурма».  Сначала высказываются   различные  варианты, которые затем  анализируется,  и  выбираются   наиболее  удачные.

11. Итог. Рефлексия «Цветочная  поляна»

Логопед: Ребята, если  вам сегодня  было  интересно, если  вы  любите играть  в  игры, нравится  находить  противоречие, то посадите на  полянку  красные  цветочки. А если вам  нравится  и не  нравится, то  желтые  цветочки.

Было неинтересно, скучно - посадите синие цветочки.

Ребята, я вижу, что вам понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»

Занятие направленно на создание условия для  психологического  и  эмоционального  комфорта.Обучение навыкам групповой работы в  режиме  «Мозгового штурма».Развивает...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».

Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1.     Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...