Роль педагога и ребёнка в проектной деятельности.
статья

Макарова Вероника Петровна

Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_i_doshkolnika_v_proektnoy_deyatelnosti.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога и ребенка в проектной деятельности.

Становление новой системы образования определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности.

Ценность проектной деятельности заключается в том, что это форма активности ребенка-дошкольника, в которой ребенок на основе собственных потребностей и интересов имеет возможность проявить волю, самостоятельность, настойчивость в достижении принятой цели - то есть он является субъектом деятельности.

На этом примере можно увидеть все значимые для проектной деятельности характеристики. Во-первыхпроект - это всегда решение определенной проблемы, решение которой актуально для детей (экологическая проблема, вырубка леса).

Во-вторых, проект направлен на достижение конкретной цели, важной для детей, имеющей для них жизненно-практическую значимость (дети решили получить бумагу из вторичного сырья и тем самым сохранить деревья и улучшить экологическую среду).

В-третьих, проект должен завершиться неким продуктом - это то, что сделали дети (в наше случае это бумага сделанная из использованной ненужной бумаги). Чаще всего в детских проектах продукт опредмечен, его можно потрогать, передать другим детям, показать родителям, использовать в игре. Это может быть что угодно: ширма для игры, полка для книг, альбом для маленьких, коробка для игрушек, костюм для спектакля - то есть то, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике.

 В-четвертых, работа детей над проектом должна обязательно предполагать возможность самостоятельного поиска ответов на возникающие при решении основной проблемы частных вопросов: решили, что делать, но как? На этом пути дети могут опробовать разные способы, материалы, проверить разные идеи, возникающие в процессе действий (Как можно сделать бумагу? Из чего? Что можно использовать в качестве сырья? Что выбрать?). При этом они могут экспериментировать, проверять и исправлять свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи и самостоятельно делать выводы. Таким путем приобретается опыт деятельности, который становится бесценным достоянием самого ребенка.

И, наконец, в-пятых, результат проекта - это не только знания и умения, приобретаемые ребенком, но и (это главное) то, как проходит сам процесс размышления над проблемой и поиск путей ее решения. Это опыт познавательной активности, соединяющий знания, умения и компетенции.

В проектной деятельности в процессе решения проблемы ребенок проявляет активность, которую психологи называют надситуативной, потому что он ищет, пробует, ошибается, выходя за рамки конкретной ситуации. При этом результат поиска заранее неизвестен. То, как дети ищут пути достижения цели, каким образом приходят к общим решениям, как планируют свои действия, предполагая их возможные результаты, как преодолевают трудности, связанные с реализацией разработанного плана, как размышляют и рассуждают - все это и составляет суть проектной деятельности, в которой каждый участник выступает субъектом собственной активности.

Воспитатель в свою очередь выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор групповых и индивидуальных усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. Преобладание демократического стиля взаимоотношений между участниками проекта способствует активизации познавательной деятельности дошкольника, у него возникает желание поделиться знаниями, накопленными в ходе реализации проекта, привлечь новых участников.

Педагогу необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий. Необходимо отметить, что это нелегкая и энергоемкая способность — научить детей организовывать свою деятельность и достигать поставленные цели. Педагог в этом случае становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей.

Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совместная деятельность педагога и детей в проектной деятельности"

О проведении совместного проекта педагога и детей «Наши друзья -  подземные  жители дождевые червяки»....

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

«Роль педагога и ребёнка в образовательном процессе деятельностного типа»

ull;Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как де...

«Совместная деятельность педагога и детей  в проектной деятельности с учётом интеграции образовательных областей «Добрые слова дороже богатства»»

проектная деятельность в старшей группе по воспитанию у детей вежливого и культурного отношения к окружающимю...

Роль воспитателя и родителя в проектной деятельности.

Роль воспитателя и родителя в проектной деятельности....

Консультация для педагогов "Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей"

Консультация для педагогов "Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей"...