Презентация
презентация

Нелюбина Оксана Александровна

"Значение культуры речи воспитателя детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_kultury_rechi_vospitatelya.pptx407.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ « Боровинская СОШ» отделение дошкольного образования Значение культуры речи воспитателя детского сада «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Максим Горький. 2020г Выполнила: Нелюбина Оксана Александровна

Слайд 2

Что такое культура речи? «Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.» Скворцов Л.И.

Слайд 3

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Слайд 4

Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.

Слайд 5

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Слайд 6

Компоненты культуры речи педагога Правильное использование специальной терминологии Грамотность построения фраз. Выразительность- интонация и тональность; Простота и ясность изложения

Слайд 7

Отсутствие речевых дефектов, таких как заикание, неправильное произношение звуков, а так же наличие в речи акцентов и различных диалектных особенностей Правильное использование интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра. Правильное использование интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра. Правильное использование интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра. Требования к речи педагога ДОУ

Слайд 8

От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает. Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Слайд 9

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки: нечёткое артикулирование звуков в процессе речи; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо « што »; «его» вместо « ево »); произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; неправильное ударение в словах; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»; использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Слайд 10

Примеры этих слов - паразитов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской : Жил-был этот, как его, Ну, значит, и того, Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это в общем значит так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали ну… А соседа звали это… А его родители- Видишь ли И видите ли… А еще какой-то э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну и значит, и вообще.

Слайд 11

Правила речевой культуры педагога говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать говорить внятно говорить со скоростью около 120 слов в минуту Важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими говорить с интонацией

Слайд 13

Хорошая речь педагога логичность точность чистота богатство выразительность уместность

Слайд 14

Правильная речь Лексические нормы Стилистические нормы Грамматические нормы Орфоэпические нормы Фонетические нормы Орфографические нормы

Слайд 15

Заключение. Педагог-воспитатель обязан владеть культурой речи. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

Слайд 16

Высказывания великих людей о речи. «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» ( А.Ф. Кони ). Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ. ) Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя. ( М.Монтень .) Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» ( А.П.Чехов ). Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. ( Из «Книги притчей Соломоновых».) Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон .)

Слайд 17

Памятка для педагога Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи; Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию; Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм; Стремиться правильно использовать интоннационные средства выразительности с учетом содержания высказывания; В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса; Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей); Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

Слайд 18

Литература Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва . – М.: Русский язык, 1993. – 927 с. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш . и сред. пед . учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед . ин- тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич . – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр . — М.: Просвещение, 1979. – 223 с. Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик , А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш . учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...