дидактическая игра в экологическом воспитании дошкольника.
консультация

Алексеева Инна Сергеевна

Использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Выпускная аттестационная работа по теме:

«Использование дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников»




Слушатель КПК

«Психолого-педагогические аспекты игры в контексте ФГОС ДО»

воспитателя ГБДОУ № 29  Колпинского района СПБ

Алексеевой Инны Сергеевны


Санкт-Петербург

2016

Содержание

1. Пояснительная записка        3

1.1. Описание целевой аудитории мероприятия        4

1.2. Условия проведения мероприятия        4

1.3. Целевые установки мероприятия        4

1.4. Планируемые результаты        6

         2. Содержание мероприятия        7

Список литературы…………………………………………………….....12


1.Пояснительная записка

Актуальность данной темы:  

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. 

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как  в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.  Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.   Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Познавательная сторона дидактической игры позволяет педагогу решать всевозможные задачи. В нашем случае дидактические игры служат эффективным средствам решения задач по экологическому воспитанию дошкольников. При проведении дидактических игр по экологии воспитатель может использовать разнообразный природный материал (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки, песок и т.п. Так же много настольно- печатных игр по экологическому воспитанию, они разнообразны по своему содержанию, они помогают уточнять и расширять  представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Например: В игре «подбери картинки по парам» самое простое – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых (два одинаковых фрукта или два одинаковых листочка). Усложненный вариант этой игры -  подбор картинок по общему признаку. Такое задание направлено на развитие способности классифицировать. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Дидактическая игра может быть использована в педагогическом процессе для ознакомления детей с природой на НОД и совместной деятельности, прогулках и в свободной детской деятельности.

1.1. Описание целевой аудитории мероприятия


Выбранное мероприятие, на данную тему, было подготовлено для детей 3-4 лет (вторая младшая группа), в количестве 15 человек, родителей в количестве 14 человек. Тема НОД: « Поможем птицам зимой», также проведена работа с родителями по изготовлению кормушек.

1.2.Условия проведения мероприятия

Условия проведения НОД, а так же открытого мероприятия с родителями: Все мероприятия проводились в октябре- ноябре месяце,  в  2-ой младшей группе « Знайки».

1.3.Целевые установки мероприятия

Формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи воспитателей в ДОУ:  учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи. Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного. Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

Задачи НОД:

  1. Уточнить знания о птицах.
  2. Учить различать птиц по внешнему виду.
  3. Расширять представления о домашних и зимующих птицах, желание заботиться о них.
  4. Формировать желание подкармливать птиц зимой, воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
  5. Продолжать закреплять умение наносить точки нетрадиционным методом – ватной палочкой,  изображая зернышки.
  6. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  7. Обогащать пассивный словарь детей.
  8. Активизировать речь детей, побуждая повторять за воспитателем слова.
  9. Развивать желание общаться со взрослыми и сверстниками через познавательную деятельность.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на участке детского сада.
  • Чтение художественных произведений, стихотворений.
  • Рассматривание иллюстраций по теме.

Методы и приемы:

  • Игровой, словесный, наглядный.

Материалы:

  • Картинки с изображением птиц и зверей.
  • Шапочки с изображением собачки и воробышек для подвижной игры.
  • Кормушка.

Раздаточный материал:

  • ½ альбомного листа, на котором изображен воробышек.
  • Коричневая гуашь, разведенная водой.
  • Ватная палочка.
  • Салфетки.

1.4.Планируемые результаты

  • Различать и узнавать по внешним признакам домашних и диких птиц.
  • Получить знания о внешнем виде птиц и  способах их передвижения и питания.
  • Участвовать в сезонных наблюдениях.
  • Задавать вопросы, слушать рассказы, участвовать в разговоре во время рассматривания, беседы, отвечать на вопросы.

2. Содержание мероприятия

Конспект  комплексное  НОД « Поможем птицам зимой!»

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года? (осень).

Правильно, осень, а скоро к нам придёт зима. Будет на улице холодно и морозно. Зимой птицам и зверям приходится трудно, так как нелегко найти корм. У зверей шубки меховые, а у птиц оперенье.

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением птиц и вместе решить, как им помочь пережить холода.

Кто изображен на этих картинках? (ответы детей). 

Как можно сказать одним словом  - кто это? (птицы).

Проводится игра «Звери и птицы»

Воспитатель показывает картинки зверей и птиц, дети распределяют их по группам.

Воспитатель: 

  1. Как узнать птицу?
  2. Что есть у птицы? (крылья)
  3. Правильно, у птицы есть крылья. Сколько их? (два)
  4. Зачем птице крылья? (чтобы летать)
  5. Что есть ещё у птицы? (лапки)
  6. Сколько их? (две)
  7. Зачем птице лапки? (ходить, прыгать по земле)
  8. Чем покрыто  тело птицы? (перьями)
  9. Что есть на голове у птицы, чем она клюет? (клювом)
  10. Как вы думаете, чем питаются птицы? (червяками, крошками, зернами, семечками)

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки с изображением курицы и домашней утки.

Воспитатель: 

Дети, как вы думаете, где живут эти птицы? (ответы детей)

Верно, эти птицы живут рядом с домом человека.

Вспомните, как называются животные, которые живут в доме человека и рядом с ним? (домашние животные)

Вот и птицы, которые живут рядом с домом человека, называют домашними птицами.

Давайте скажем вместе: домашние птицы.

Дети произносят словосочетание хором и индивидуально.

Воспитатель  выставляет картинки с изображением вороны и воробья.

Как вы думаете, где живут эти птицы? (ответы детей)

Эти птицы живут на улице.

Это домашние птицы? (нет)

Почему вы так думаете? (ответы детей)

Эти птицы сами о себе заботятся: строят гнезда, находят корм.

Как можно назвать этих птиц? (предположения детей)

Это дикие птицы.

Давайте скажем вместе: дикие птицы. 

Дети произносят словосочетания хором и индивидуально.

 Проводится разминка «Воробышки и собачка».

Воспитатель выбирает ребенка, который будет собачкой  и надевает  шапочку с изображением  собачки.

Остальные дети надевают шапочки с изображением воробышка.

Воспитатель произносит слова текста, дети выполняют соответствующие движения.

Скачет, скачет воробей.

Скок-поскок! Скок-поскок!

садятся на корточки,

прыгают, как воробьи

Кличет маленьких детей:

Чив-чив-чив! Чив-чив-чив!

повторяют: «чив-чив-чив!»

летают по комнате

Киньте крошек воробью.

Я вам песенку спою:

«Чик-чирик! Чик-чирик!»

повторяют: «чик-чирик!

клюют зернышки

Вдруг  собачка  выбегает   и

воробышков пугает

собачка выбегает и лает,

воробьи разлетаются в разные стороны.

Воспитатель: 

Как вы думаете, каким птицам зимой тяжелее живется, диким или домашним  и почему?  (предположения детей)

Зимой тяжелее всего приходится диким птицам, ведь  они сами о себе заботятся, а корма зимой очень мало.

Но можем  помочь нашим  крылатым соседям.

Ребята  сейчас я каждому из вас  раздам  листочек.  

Что на нем изображено? (воробышек)

Да, верно. Ему сейчас холодно и голодно.

Что любит воробышек  клевать? (зернышки, семечки)

Какого они цвета? (коричневого)

Давайте нарисуем зернышки для него и  так поможем ему  прокормиться в холода.

Воспитатель предлагает детям  взять ватную палочку, опустить в коричневую гуашь.

Наносим точки - «зернышки» на лист бумаги вокруг воробышка.

Давайте насыплем нашей птичке побольше  зернышек.  

Во время самостоятельного выполнения задания воспитатель проговаривает потешку.

«Маленькие птички прилетели к нам.

Маленьким птичкам зернышек я дам».

По окончанию работы : 

Молодцы, все справились - много зернышек насыпали воробьям.

После занятия воспитатель предлагает детям сесть в полукруг и послушать небольшой отрывок из стихотворения Е. Благининой.

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Но больше всего

Беспокойно за птиц-

За наших воробышков,

Галок, синиц.

Но птицы!

Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, каким образом вы  можете помочь нашим крылатым соседям? (ответы детей).

Правильно. Мы можем повесить кормушку на участке.

Вот эти  кормушки (показывает воспитатель) возьмем на прогулку и повесим на дерево, а потом насыплем в них зернышек.

Будем следить, чтобы у наших пернатых друзей всегда был корм.

Тогда птицы будут нам благодарны и весной порадуют нас своим веселым пением.

( Кормушки заранее изготовлены родителями).

Литература

  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» - 2006г.
  • Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
  • Лучич М.В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.  
  • Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание.1994г. №12. С.37 – 41.
  • Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40 – 49.
  •  Рыжова Н.А. Экологические игры //Дошкольное образование. – 2009г. №4.
  • Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников через организацию игровой деятельности....

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....