Организация предметно– развивающей среды в подготовительной группе компенсирующей направленности.
материал (подготовительная группа)

Филипьева Ирина Евгеньевна

Организация   предметно– развивающей среды в подготовительной группе компенсирующей направленности. 

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка, выполняет  образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – создана на развитие самостоятельности ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ДО постоянно занимаюсь совершенствованием развивающей предметно-пространственной среды (не только в группе, но и на прогулочном участке), учитывая требования к её содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности.

Организовала в группе образовательное пространство путём условного деления помещения группы на развивающие центры и уголки: центр конструирования, физкультурный центр, уголок уединения, центр сюжетно-ролевой игры, центр безопасного поведения, центр развивающих игр, центр природы и экспериментирования, центр познавательной игры, центр книги, центр художественного творчества, центр краеведения, центр театрализованной игры.

Деление пространства группы на центры является условным, т.к., при желании и необходимости, они легко трансформируются, либо «объединяются» с другим центром, что позволяет активно использовать принцип интеграции образовательных областей, изменяя предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Все  предметы  в  центрах  и  уголках   максимально  доступны  детям  как  во время образовательной, так и в свободной деятельности.

Изготовила картотеки опытов и экспериментов, подвижных игр, социо-игр, игр-приветствий, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, физкультминуток, комплекс упражнений в постели в соответствии с тематическим планированием, картотеки прогулок по временам года и т.д.; пособия из нетрадиционного материала для развития тактильной чувствительности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и релаксации, коррекции осанки, профилактики плоскостопия.

Дополнительные фотоматериалы, отражающие динамику совершенствования и расширения предметно пространственной среды можно увидеть в фотоальбоме группы, размещённом в официальной группе детского сада в социальной сети «Одноклассники».

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Д/с КВ №16», поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой и рекомендациями ФГОС ДО по развивающей среде: учтены основные требования и основные принципы организации среды. Благодаря разнообразию развивающих центров и уголков каждый ребёнок может самостоятельно найти занятие по душе и реализовать себя в любой из образовательных областей.

 

 

 

 

Центр речевого развития «Речевичок».

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Игры по звуковой культуре речи. Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо». Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики». Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж». Картотека артикуляционных игр и упражнений. Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки». Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон».

Также в этом центре находятся игры, пособия и игрушки по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки. Очень эффективны для развития руки  колючие мячики для массажа; деревянные палочки. Игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна наполненные фасолью или горохом.

 

     

 

 

                                            Центр познавательной игры

Центр  решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,» Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры:  счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат».  Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.

 

   

Центр краеведения

 Центр краеведения способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны,  города, края. Собран иллюстрационный материал по ознакомлению детей с достопримечательностями нашей малой Родины, столицы Москвы, городов Красноярского края.  Образцы народного декоративно-прикладного искусства. Так же в центре созданы игры- ходилки «Путешествие по Красноярскому краю», «Прогулки по городу Ачинску». Для развития интереса к своей стране и к истории страны есть игры «Предметы народного быта», «Славянская семья родство и занятие». Игры «Достопримечательности России», «Моя страна Россия». Для углубленного изучения есть энциклопедия «Россия». Для развития мелкой моторики мозаики «История в картинках».

 

 

.                                                                           

 

                                        

Художественно-эстетический центр        

Здесь воспитанники рисуют в свободное время, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, шаблоны  по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические

игры на развитие музыкального слуха.


    

Центр природы и экспериментирования

 Задача данного центра –развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Для детского исследования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: дерево, пластмасса, резина, металл, игры с и водой. Для экспериментирования есть всё необходимое: зеркала, увеличительные стёкла, ситечки. воронки, трубочки, формочки, кусочки поролона, вата, песочные часы. Все это вызывает у детей особый интерес.

      В природном уголке находятся поделки из природного материала.
С подгруппой детей  провожу   наблюдения за природными явлениями. Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Картотека  комнатных растений и правила ухода за ними.
 

 

 

 

 

 

 

 

Центр сюжетно-ролевых игр.

Оборудование и пособия  в центре размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».  В центре сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм следующих направлениях: семья -«Дом, семья»; образование -«Детский сад», «Школа», «Художники», «Библиотека»;  здоровье -«Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»; торговля- «Магазин» «Супермаркет»; производство «Швейное ателье»; строительство «Строительство», «Строим дом»; развлечения «В кафе», «Парикмахерская»; транспорт -«На дорогах города»;  военная тематика-«Пограничники», «Мы – военные разведчики», «Моряки», «Спасатели»; спорт- «Мы – спортсмены».

          

             

 

Физкультурный центр.

Центр  с нестандартным оборудованием. Пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками: мячики, флажки, ленты, мешочки, дорожки для плоскостопия. Игры для двигательной активности: прыжки с продвижением, по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель.

              

 

 

 

 

Центр конструирования.
Способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек. Дети  с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях).

                 

Центр театрализованной игры.

Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Имеются маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольные виды театра. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
 

           

       

 

Центр безопасности дорожного движения. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка полицейского, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

     

      

      

В центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике.  Портреты писателей для знакомства с их произведениями.

                                                    

                                 

 Центр отдыха  «Чудо- островок». В шумном пространстве игровой комнаты расположен островок тишины и спокойствия, он отделен от других зон ширмой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют  коврик на полу, мягкие подушечки,  мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит окошко со шторками которые создают уют и домашнюю обстановку,  позволяют детям комфортно расположиться и поиграть: завязать бантики, заплести косичку, поиграть с бусами, позвонить в колокольчик. Оснащение центра

-Пособия для релаксации и снятия напряжения

-пособия для выражения негативных эмоций

-пособия для обогащения эмоциональной  сферы 

- пособия для повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей

- пособия для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям.


                

     

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В центре «Познания выставляются игрушки и дидактические игры по тематике недели, на доске в образовательном центре вывешиваются картинки соответственно тематической недели. В центре «Книги» выставляются книги по теме. Вместе с детьми читаем, рассматриваем иллюстрации.

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_sreda.docx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Организация и проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности «Ромашка» дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209».

В материале представлен опыт по проектированию развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС в конкретной группе конкретного ДОУ....

"Организация предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития".

Данный материал может пригодится для организации среды в группе для детей с задержкой психического развития....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Создание предметно-пространственной  среды группы соответствует  требованиям ФГОС и   обеспечивает  реализацию воспитательно -  образовательного    процесс...

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...