Главные вкладки

    Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".
    материал

    Зраева Алла Александровна

    Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

    Доклад «Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности».

    Подготовила: воспитатель 1 категории

                              Зраева А.А.

    2017 г.

    Сюжетно-ролевые игры -   расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

    Игры-драматизации-  способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

    Строительно-конструктивные - развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

    Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

     Игры-эксперименты -особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

     Поисково-исследовательская деятельность. По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.

    В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы.

    - «Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.

    - «Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

    - «Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

    Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

    -  Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки

    Вывод: Ветер — это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.

    На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.

    Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, а также сделали вывод: что снег — это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.

    Изобразительная деятельность.

    Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствуют снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.

    Работа с родителями.  Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание мы уделяем внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Наметили разные   формы работы с родителями. Подготовили консультации для родителей.

    Результативность работы:

     - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

    - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    -  пополнилась предметно-развивающая среда в группе.

    Список литературы:

    Диагностика развития познавательной сферы детей шестилетнего возраста: Методические разработки для воспитателей, методистов,

    консультантов/ВГПИ: Сост. Ильчива Н.И., Колмогорова Л.С. -В.: 2008.

     Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего

    дошкольного возраста (на материале ознакомления детей с произведениями

    художественной литературы): Дис. . канд.пед.наук. Тбилиси, 2008.

    Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7

    лет): Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., - 2006 .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

    Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

    Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

    Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»

    В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....

    «Коррекция психоэмоционального состояния детей через различные виды деятельности»

    В этой статье, я хочу обратить внимание родителей, воспитателей, учителей и тех кто участвует в развитии ребенка, как личности, на способы коррекции у детей психоэмоционального напряжения. Каков же он...

    « Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»

    Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения  стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени...

    Формирование познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности

    Формирование  познавательных интересов детей через разные виды исследовательской деятельности...

    Дополнительная общеразвивающая программа «Любознайки» развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

    Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию  у детей старшего дошкольного возраста «Любознайки». Весь курс программы ориентирован на получение деть...