Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в мграх".
консультация

Жуковская Елена Вениаминовна

консультация предназначена помочь воспитателям в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_pechat.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ Бурейский д/с № 50 «Теремок»

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание в играх».

        подготовила воспитатель Жуковская. Е.В.

        

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Из игр с готовым содержанием и правилами используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учётом возраста детей. Усложнение должно идти за счёт расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры , настольно – печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы: листья, шишки, семена, овощи, фрукты. В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки»,  «Путаница», «Чудесный мешочек» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Настольно – печатные игры – это игры типа лото, домин, разрезные и парные картинки : «Зоологическое лото, «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок». В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях  неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и, используются в повседневной жизни.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно – не нужно».

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых играх отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например: «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Волк и овцы». Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания. Получаемая радость в ходе игры способствует углублению интереса к природе.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основной особенностью  творческих игр является организация и проведение игр по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к труду. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить. При обеднённом содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, читая книги. Особое влияние  на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме этого необходимо создавать определённые условия для развёртывания творческих игр природоведческого характера.

Одним из видов  творческих игр являются строительные игры с природным материалом: снег, песок, камешки. В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель,  руководя такой игрой, даёт знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий. Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой? Почему лёд и снег превращаются в воду в тёплых помещениях?

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, жёлуди и т.д. Ценность природного материала заключается в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"

"  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Деятельность человека в ...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...

консультация по экологическому воспитанию для родителей «Воспитание любви к природе»

консультация по экологическому воспитанию для родителей  «Воспитание любви к природе»...

консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"

консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

 Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее....