Доклад «Организация игровой деятельности».
консультация

Станислав Светлана Евгеньевна

Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создаёт трудности, которые дети учатся преодолевать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_organizatsiya_igrovoy_deyatelnosti.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация игровой деятельности».

Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Начиная игру, детям необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить автобус из стульев или мягких модулей. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими сверстниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.

Свободная игра создает необходимые условия для развития воображения и творческого мышления. Именно свобода, неопределенность сюжета, спонтанность ролей создаёт трудности, которые дети учатся преодолевать. 

Свободная самостоятельная активность, развиваемая в сюжетно-ролевой игре:

- помогает улучшить общение среди сверстников;

- настраивает на сотрудничество и конструктивное решение межличностных конфликтов;

- учит сопереживать и выражать свои эмоции, даже негативные, безопасно;

- формируют лидерские качества, уверенность в себе и гибкость ума;

стимулирует творческие способности ребенка;

- способствует более легкой адаптации к детскому садику;

- прекрасно снимает умственное напряжения после учебных занятий в школе;

- служит детям отдыхом и полезным удовольствием, а также является прекрасной профилактикой компьютерной и интернет-зависимости.

Играя в жизненные сюжеты, дети понарошку внедряются в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно.

Если детей не учить играть, не предлагать им разнообразные темы, сюжеты, не развивать фантазию, то детей научит играть телевидение и компьютер. Наши с вами родители с нами не играли практически, но этому нас обучали в садике, во дворе, в школе.

Сегодня все больше внимания уделяется образовательной деятельности в ущерб игровой. Поскольку у детей есть врожденная потребность играть, они используют примитивные и часто негативные сюжеты из того источника, который им доступен. Если родители не играют с детьми, во дворе не с кем играть, в садик дитя не ходит, то что остается? Телевидение и Интернет.

- Какие психические процессы, формируются в процессе с/р игры? (Ответы педагогов)

 (Внимание, память, мышление).

- Назовите компоненты с/р игры. (Ответы педагогов)

(Сюжет, содержание, роль).

- Чем определяется творческий характер игры? (Ответы педагогов)

 (Замыслом).

- Какую роль чаще всего в игре ребенок принимает на себя? (Ответы педагогов)

 (Роль взрослого).

  1. Миша (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы:

-Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? (Ответы педагогов)

-Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства? (Ответы педагогов)

(Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя).

2)   Саша (5 лет) повесил через плечо сумку и подошёл к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы:

- Как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? (Ответы педагогов)

- Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства? (Ответы педагогов)

(Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

 - Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру).

  Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

 Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Структура сюжетно-ролевой игры:

-сюжет;

-роль;

-содержание.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих людей.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые (игры в семью, детский сад), производственные (отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

Роль - это средство реализации сюжета. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Содержание игры - это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей в игре. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры:

- соответствующая предметно-развивающая среда;

- наличие игрового пространства, места для игры;

- наличие времени для игр;

- руководство игрой (определённые знания по теме игры и умение их  реализовывать в практической деятельности).

Немаловажным условием для развития сюжетно - ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и пр. В группах среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечивать развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления..

Организуя хранение игрушек, воспитатель должен учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребёнка - в игровых центрах: так как игрушка стимулирует игровой замысел малыша, соответственно она должна быть видна и доступна.

В средних и старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов, и т.д.) Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки - самоделки (например, для игры в аптеку слепить из пластилина таблетки, витамины, а для игры в почту – на занятиях аппликацией - поздравительные открытки.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап

развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать

особенности организации игры в детском коллективе.

Рассмотрим основные моменты методики проведения сюжетно- ролевой игры.

1.Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей, так как каждая игра выполняет специфические функции. Сюжетно-ролевая игра  может быть кратковременной или длительной.

2.Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – наметки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков - не на речке, а в комнате. Поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребёнка. Также важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

3.Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4.Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, брёвна – корабль и т.п. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей.

При распределении ролей в сюжетно – ролевой игре, воспитатель стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е. каждому даёт желаемую роль, предлагает очерёдность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.

6.Начало игры.

Для того, чтобы смогла развернуться игра, важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Например, подготовить группу к разыгрыванию игрового эпизода.

7. Сохранение игровой ситуации.

В развёрнутой сюжетно - ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничиваются.

Условия сохранения у детей интереса к игре:

1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – чёткость и лаконизм команд, требование ответа: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении).

2) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В процессе длительной сюжетно – ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Условия соревнования и подведение итогов разрабатываются в игровом ключе.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

8. Завершение игры.

Игра всегда рассчитана педагогом на определённый промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Вывод:

Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащения содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.

Для повышения воспитательной эффективности сюжетно – ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников"

Презентация на тему " Новые подходы к организации игровой деятельности дошкольников"...

Доклад для воспитателей Организация игровой деятельности воспитанников во второй половине в ДОУ.

Вторая половина дня (вечер)   Режим второй половины дня отводит достаточное время для игр. Совместная деятельность воспитателя и детей. Основным видом деятельности детей во второй половине д...

Доклад "Организация игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Организация игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ...

Доклад."Организации игровой деятельности в условиях ФГОС ДОУ"

В самых разных системах обучения, игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное время препро...