доклад на тему: "Организация игровой деятельности в соответствии с ФГТ"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Агапова Валентина Ивановна

Игра основной вид деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение дошкольных работников

ДОКЛАД

«Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГТ»

Воспитатель МБДОУ д/с «Звездочка»

 Агапова В. И.

Аркадак 2013 год


Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.

Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка.

Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

Основные направления по организации и оптимизации игры в детском саду можно представить следующим образом:

1. Полноценная, педагогически ценная игра обязательно должна быть коллективной.

2. Если предложить детям социально-ценное содержание и «нравственно-воспитывающие знания» и каким-либо образом склонить их к игре именно на такой основе, то у детей можно сформировать абсолютно любые социальные качества

Существует метод комплексного руководства игрой, основные компоненты которого следующие:

1. Следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;

2.Необходимо использовать специально обучающие игры

3. нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;

4. Во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

Основными принципы поэтапного формирования способов игры следующие:

1.Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.

3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры. В раннем и начале младшего дошкольного возраста взрослый «открывает» ребенку возможности использования условных, замещающих действий с игровыми предметами, в возрасте 4-5 лет основой игры служит ролевое взаимодействие, а к старшему дошкольному возрасту, при помощи взрослого, ребенок может перейти на следующий уровень - к сюжетосложению, оперируя в игре целостными событиями.

Принцип передачи способа игры в «чистом виде» позволяет осуществить передачу культурных игровых навыков значительно быстрее и экономичнее, чем если бы он просто играл с детьми, как играет старший ребенок с младшим. И что, на наш взгляд, самое главное, при использовании принципов поэтапного формирования способов игры в педагогической практике игра продолжает оставаться свободной и самостоятельной деятельностью ребенка и выполняет специфические развивающие функции.

Педагогам необходимы  знания о последовательности развития игровой деятельности, чтобы они в соответствии с этим смогли организовывать игровое пространство в группах.

• младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

• средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

• старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)

Так для детей младшего возраста необходимо создавать личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, и на собственном примере показывать детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывать реплики, объяснять действия.

В группе среднего дошкольного возраста необходимо вместе с детьми изготовить множество предметов – заместителей, так как задача взрослых – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В средней группе выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, взрослому необходимо занимать позицию включённого партнёра: просить ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

В старшей группе организуется игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.).

Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Организации игр предшествует обсуждение общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

Воспитатели должны придерживаться особенностей руководства детскими играми в предметно-игровой среде.

Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

 полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

 трансформируемостисреды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

 вариативностисообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в  игру? Разумеется, такое право у него есть,  если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувство детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида            Консультация для педагогов на тем...

Педагогический совет «День маленьких перевоплощений» по теме: организация театрально-игровой деятельности в ДОУ

Систематизация знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности. Учить работать ...

Доклад на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...

Доклад на тему: «Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО»

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и гармоничного развития личности ребенка...

Доклад на тему: «Организация детской исследовательской деятельности»

Исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.Изучим методическое пособие А, И. Ивановой" Органи...


 

Комментарии

Агапова Валентина Ивановна

прочитайте и оцените мою разработку