Педагогический совет «День маленьких перевоплощений» по теме: организация театрально-игровой деятельности в ДОУ
методическая разработка

Систематизация знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности. Учить работать с рекомендуемыми методическими источниками, отбирая нужную информацию. Развивать умение педагогов дискуссировать, во время ответов опираться на личный педагогический опыт.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_dlya_publikatsii.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\azari\Desktop\%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9 %D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C\%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8\590_l.jpgПедагогический совет

«День маленьких перевоплощений»

по теме: организация театрально-игровой деятельности в ДОУ

подготовила

 Алексеева Юлия Николаевна

старший воспитатель

ГБДОУ №54

Кировского района

 Санкт Петербурга

Цель: систематизация знаний педагогов о театрализованной деятельности. Продолжать формировать у педагогов профессиональные навыки по организации и проведению театрально-игровой деятельности. Учить работать с рекомендуемыми методическими источниками, отбирая нужную информацию. Развивать умение педагогов дискуссировать, во время ответов опираться на личный педагогический опыт.  

Подготовка: 

1. Тематический контроль «Организация работы по театрализованной деятельности в ДОУ». 

2.Проведение открытых мероприятий по теме.  

3.Смотр-конкурс  уголков театрализованной деятельности «Волшебный мир театра».  

4. Самостоятельное изучение литературы по теме «Театрализованная деятельность в работе с дошкольниками». 

Оборудование: игра «Тик-Так-Бум», ручка, листы бумаги на каждую команду, кроссворд «Театральные термины» на две команды, 3 листа ватмана с изображением или надписями апельсинов, стакана апельсинового сока, выжатых апельсинов. Стикеры, ручки, равные количеству участников

 Повестка дня:  

1. Вступительное слово «Значение и специфика театрального искусства» (старший воспитатель ). 

2. Итоги тематической проверки «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду» (старший воспитатель). 

3.Театр на палочках - как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями», учитель-логопед

4. «Волшебный мир театра»

5. Подведение итогов, решение педсовета.  

Ход педагогического совета

1 часть (теоретическая).  

  1. Выступление старшего воспитателя «Значение и специфика театрального искусства» (презентация)   

Воспитательные возможности театральной деятельности

Развитие речи, ее выразительности

Да, театральная деятельность развивает речь ребенка, ее выразительность. Выразительность речи можно представить в виде схемы 3.

Театральная деятельность источник развития чувств ребенка, его переживаний и открытий, приобщает его к духовным ценностям.

Это средство развития у детей эмпатии (сопереживание, понимание другого). Б.М. Теплов говорил: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения

перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место».

Театральная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения.

Художественное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке мир познается не только умом, но и сердцем. Д.Б. Ко-балевский в книге «Воспитание ума и сердца» пишет: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает уроки не только красоты, но и морали, нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира».

Духовность — постижение причинно-следственных связей и воспитание в себе нравственных качеств, таких как доброта, честность, справедливость, правдивость.

Театральная деятельность позволяет решать ребенку многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, т. е. развивает коммуникативные способности ребенка.

Создание условий для развития театральной деятельности

Во Временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театральной деятельности».

Прежде всего педагоги должны создать условия для развития творческой активности дошкольников.

Кроме того, педагоги обеспечивают условия для взаимодействия театрализованной и других видов детской деятельности в педагогическом процессе (используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры, на занятиях по художественному труду изготовляют атрибуты и элементы декораций, костюмов и пр.).

Педагоги создают условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников, организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.).

Организация театральной деятельности

Театральная деятельность может быть организована в нерегламентированное время (утренние и вечерние часы), органично включена в другие занятия (музыкальное, изодеятельность, развитие речи, математика и др.). Для занятий театральной деятельностью могут быть организованы студии, кружки. Особое значение приобретает совместная творческая деятельность детей и сотрудников, родителей.

Предметная среда

Среда — одно из основных средств развития личности ребенка (схема 4).

При проектировании среды следует учитывать:

  • индивидуально-психологические особенности детей;
  • особенности эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности:

  1. Стремление к совместной деятельности со сверстниками — театральные уголки или зона сказки.
  2. Потребность к уединению — тихий уголок с зеркалом, иллюстрации к сказкам.

Человек — существо социальное, поэтому он стремится к общению с себе подобными и нуждается в уединении.

Развитие индивидуальных и эмоциональных особенностей личности

Создание зон приватности — специальные места, где ребенок хранит свое имущество для использования в театральной деятельности.

Развитие индивидуальных интересов, склонностей и потребностей

Среда обеспечивает право каждого ребенка на любимое занятие или театрализацию любимого произведения., поэтому в зоне театра должны быть различные виды кукольного театра. Необходимо периодическое обновление материала с учетом интересов детей.

Любознательность и исследовательский интерес Создание условий для моделирования и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. В зоне театра должны быть природный и бросовый материал, театральные костюмы, разное освещение. Дети с большим удовольствием изготовляют маски и очки, делают бусы, украшают накидки или костюмы.

Учет возрастных и половых особенностей Должны быть виды кукол по возрастам, рекомендуемые специалистами по театральной деятельности, чьи программы вы реализуете, и интересное оборудование для мальчиков и девочек.

Содержание театральных занятий:

  1. Познавательные занятия о театре и его видах.
  2. Кукольные театры и беседы о них.
  3. Игры-драматизации.
  4. Разыгрывание сказок и инсценировок.
  5. Упражнения по формированию выразительности исполнения.
  6. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Подготовка к театральным занятиям

  1. Чтение произведений и беседа по содержанию. При чтении использовать весь арсенал выразительности средств для постижения смысла произведения.
  2. Необходимо осмыслить образ героев. Для этого используют:

  • упражнение «Ты с этим согласен?»;
  • иллюстрации художественного произведения;
  • видеофильмы.

Для каждого возраста есть свои средства для постижения смысла произведения (табл.).

Таблица

Средства выразительности для постижения смысла произведения

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Имитирование

характерных

движений

сказочных

героев

Интонация, мимика, пантомима

Образноиспол-

нительские

движения

Творческая самостоятельность в передаче образа

Какие виды театров можно использовать в ДОУ и в каком возрасте? Есть программы по театральной деятельности, методические разработки.

В дошкольном учреждении используется программа «Театр — творчество — дети» Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович, ее цель — развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Авторы предлагают использовать в дошкольных учреждениях такие виды театров (табл.).

Таблица

Виды театров по возрастным группам

(программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр творчество — дети»)

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1. Настольный театр:

—        резиновой игрушки;

—        дымковской игрушки; .

—        конусной игрушки;

—        крупной игрушки;

—        мелкой

1.        Настольный театр.

2.        Драматизация
в костюмах.

3.        Драматизация
в шапочках.

4.        Театр кукол.

1.        Настольный
театр.

2.        Драматизация
в костюмах.

3.        Драматизация
в шапочках.

4.        Верховые кук-
лы на гапите.

1.        Настольный
театр.

2.        Драматизация
в костюмах.

3.        Драматизация
в шапочках.

4.        Верховые кук-
лы на гапите.

игрушки;

—        кукол;

—        вязаной игрушки.

2.        Драматизация в шапочках зверей, птиц

и т. п.

3.        Драматизация в костюмах

5.        *Верховые
куклы.

6.        *Театр ложек

5.        Театр ложек.

6.        *Театр мари-
онеток.

7.        *Куклы с
живой рукой.

8.        *Тростевые
куклы

5.        Театр ложек.

6.        Театр марио-
неток.

7.        Куклы с жи-
вой рукой.

8.        Тростевые
куклы.

9.        *Перчаточ-
ные куклы.

10.        * Люди-кук-
лы/

11.        Театраль-
ные куклы

  1. Результаты тематического контроля.  

 

Справка по итогам тематического контроля 

«Организация театрализованной деятельности в ДОУ» 

 

Цель: проанализировать профессиональное мастерство педагогов по организации театрализованной деятельности, изучить условия, созданные в группах для развития театрализованной деятельности, организацию театрализованных игр в разных видах деятельности, возможность выбора различных видов театра. 

 

Возрастные группы: все возрастные группы ДОУ. 

Основание для контроля: выполнение задачи годового плана на 2018-2019 уч. год. 

 

Вопросы контроля: 

1. Создание условий в группах для проведения работы по театрализованной деятельности в ДОУ. 

 2. Планирование  воспитательно-образовательной работы с детьми. 

 3. Профессиональное  мастерство  воспитателя по театрализованной деятельности  и уровень развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. 

 4. Система работы с родителями по организации театрализованной деятельности. 

 

      Тематическая проверка по организации театрализованной деятельности в ДОУ  была проведена в форме посещения и анализа ООД, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, анкетирование педагогов, обследования развивающей среды в группе (смотр-конкурс театрализованных уголков), анализ разнообразия форм сотрудничества с родителями и их эффективность.    

                                 

По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы: 

работа педагогического коллектива детского сада по организации театрализованной деятельности в ДОУ  ведётся планомерно, целенаправленно, систематично, но не во всех группах на достаточном уровне. 

 

Рекомендации: 

  1. Воспитателям всех групп продолжать работу по созданию условий для проведения работы по театрализованной деятельности в ДОУ. 

Педагогам групп № …… провести дополнительную работу по оформлению театрализованной зоны, дополнить их разнообразными видами театров, атрибутов, костюмов. Увеличить  методическую копилку. Расширить и разнообразить картотеки по данному направлению. 

Срок исполнения: до февраля 2017 года. 

Ответственные за проверку исполнения: …… 

  1. Планирование  воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности  осуществлять систематически в разнообразных формах работы: рассматривание иллюстраций, дидактические  игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа. 

     Срок исполнения: постоянно. 

Ответственные за проверку исполнения: ……. 

  1. Педагогам всех групп ДОУ продолжать повышать уровень профессионального мастерства по данному направлению, использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы работы по театрализованной деятельности. Организовывать театральные игры  в различных видах деятельности.  

Педагогам:  ……. 

ознакомиться с опытом работы по театрализованной деятельности других  возрастных групп и скорректировать свою работу в данном направлении. 

     Срок исполнения: постоянно для всех педагогов. 

Ответственные за проверку исполнения: ……. 

  1. Педагогам ДОУ необходимо активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению, шире использовать нетрадиционные формы работы. 

Срок исполнения: постоянно. 

Ответственные: педагоги ДОУ. 

      Ежегодно проводить в ДОУ  «Неделю театра». 

Ответственные: педагоги ДОУ. 

 

  1. Театр на палочках - как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями», учитель-логопед

  1. Часть (практическая)  «Волшебный мир театра»

Игра «Тик-так-бум»

Участникам предлагается  назвать виды театров.Для этого по кругу была пущена игрушка «бомбочка» - невозможно предсказать, когда «бомбочка» взорвётся, так как таймер каждый раз срабатывает случайным образом. Коротко ответьте на вопрос! Думайте быстрее! Она тикает и вот-вот бумкнет!

кроссворд «Театральные термины».  

На столах обеих команд лежит кроссворд. Первая команда, разгадавшая кроссворд, подает сигнал о выполнении задания. 

1. Место, где представляют пьесу //сцена//

2. Список пьес, включенных в сезонную афишу //репертуар//. 

3. Искусство изменения внешности актера специальными красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанные красками, и легко снимаются //грим//

4. Оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия //декорация// . 

  

  

  

  

  

  

  

2 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 «Реши пример. Герой + предмет = сказка».  

Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.  

Задание для первой команды:  

1.Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? // К.И. Чуковский Мойдодыр//  

2.Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? // Шарль Перро «Кот в сапогах»//  

Задание для второй команды:  

1.Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? //Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»//  

2.Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? //А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»//  

«Соковыжималка»

Ведущий на трёх больших плакатах рисует или пишет словами:

1)корзинку/горку апельсинов

2)стакан оранжевого апельсинового сока

3)кучку выжимок из выдавленных апельсинов

Каждый из участников получает по 2-4

самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу мероприятия. Небольшой текст с названием/описанием игр, заданий, впечатлений от общения с коллегами. Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты:

- на плакат с апельсинами– то, что требует доработки.

- на плакат со стаканом чудесного освежающего сока можно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию, укрепило желание развиваться в данном направлении.

-на плакат с отходами нашей соковыжималки будут наклеены вещи, от которых лучше избавиться в вашей деятельности в данном направлении.

Взглянем затем на три листа и обсудим эффективность работы нашей "соковыжималки":

- что я хочу узнать ещё о данной теме, как и в каком направлении планирую самообразование

- какие "вкусные" моменты порадовали нас в совместной работе

-какую "жажду" (в чём?) помогло мне это мероприятие утолить

- что хотелось бы исправить/изменить

- с каким "послевкусием" расходятся участники.

5.Решение педсовета:  

1.Продолжать повышать уровень профессионального мастерства по данному направлению, использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы работы по театрализованной деятельности. Организовывать театральные игры в различных видах деятельности.  

2.Продолжать создавать в детском саду условия для развития театральной деятельности. Пополнять  театрализованные уголки разнообразными видами театра в группах //ответственные воспитатели, срок – в течение года //. 

3. Активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению, шире использовать нетрадиционные формы работы. Обогащать родительские уголки  по теме «Театрализовано-игровая деятельность дошкольников» //ответственные воспитатели, срок – в течение года //. 

4. Планирование  воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности  осуществлять систематически в разнообразных формах работы: рассматривание иллюстраций, дидактические  игры, чтение художественной литературы, беседы, артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа, совместная и самостоятельная работа //ответственный ст. воспитатель, анализ планов – ежемесячно// . 

5.Ежегодно проводить неделю театра.  

//ответственные – старший воспитатель, воспитатели/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Консультация для родителей «Организация театрально-игровой деятельности в семье»

Консультация для родителей "Организация театрально- игровой деятельности в семье"...

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Организация театрально - игровой деятельности во второй младшей группе

Статья об организации театрально - игровой деятельности во второй младшей группе....

Организация театрально-игровой деятельности в группе.

Подготовила Фукс Наталья Васильевна. (1-2-ой слайды)Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его при...