Консультация для педагогов
консультация

Консультация для педагогов

Тема: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_12.2020.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Консультация для педагогов

Тема: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

                                                                           Воспитатель:
                                                                         Тугушева
Альфия Гайязовна

Энгельс
2020 г.

 

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Условия возникновения опыта.

Ознакомившись с работами знаменитых психологов, пришла к выводу, что занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, они  выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

•        систематизации и обобщении предметов и явлений;

•        анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

•        многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

•        видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

 

Поэтому я заинтересовалась темой: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  3. Формировать потребность в стремлении к познанию   новых,  более полных и глубоких знаний, которые  носят поисковый характер;
  4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  5. Формировать связную речь (обогащение  и активизация лексической стороны речи - словаря);
  6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Предлагаю руководствоваться следующими дидактическими принципами:

  1. Принцип доступности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип научности.
  4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  5. Принцип творческой активности.
  6.  Принцип наглядности.

Формы проведения: групповые, индивидуальные.

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.     

 По моему мнению начинать необходимо с развивающей  предметно-пространственной  среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. Предлагаю создать уголок где будут собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Африка», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Занимательный калейдоскоп» «Бурёнка» «Зонт», «Часы». Эти пособия можно использовать для таких дидактических игр, как:

-        «Бесконечная классификация»;

-        «Найди по описанию»;

-        «Найди лишний предмет»;

-        «Узнай по тени дерево»;

-        «Соберем урожай»;

-        «Садовник и цветы»;

-        «Поиск общего»;

-        «Поиск аналогов»;

-         «Животные Африки»;

-        «Что к чему подходит?»;

-        «Что растет на грядке?»;

-        «Поиск противоположных предметов».

Работа ведется по трем направлениям:

* Работа с детьми;

* Работа с педагогами;

*Работа с родителями.

Работа с детьми:

Работу с детьми можно построить по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

         В интеллектуальном развитии предлагаю применять такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый  лишний», «Путаница».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».

Дидактические игры рекомендую включать в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали.

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи предлагаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка».

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....