Выступление на педсовете. Тема: "Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Орехова Лариса Афанасьевна

Представление опыта работы кружкового объединения "Волшебная шкатулочка". Знакомство с техниками: Бумажный комочек", "Обрывание", "Петля", "Мозаика."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_28.01.2020g_orehova.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62

Выступление на педсовете

Тема: Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель Орехова Л.А.

                                                                       Новочеркасск

2020 

  Обмен опытом работы кружкового объединения «Волшебная шкатулочка». (Сентябрь-декабрь 2019г)

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники. Как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и сохранить это желание развиваться в отрочестве. И здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Бумагопластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги.

Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев.

 В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

 «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

Цель моего кружкового объединения является : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Для разработки занятий по бумагопластике для среднего дошкольного возраста я использовала техники бумагопластики:  « Бумажная мозаика», «Обрывная аппликация», «Бумажный комочек», «Петля». Коротко ознакомлю вас с каждой вышеперечисленной техникой. 

Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Бумажная мозаика это одновременно и развивающее и увлекательное занятие для детей любого возраста. Вопрос сложности состоит в количестве и величине элементов, а также от  размера изображаемого объекта. Можно выбрать любую картинку, распечатать её или нарисовать самостоятельно  и использовать для мозаики. Из цветной бумаги вырезаются полоски нужного цвета, которые потом разрезают на квадратики. Дети с большим удовольствием это делают.  Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги.. Работы выполненные в мозаичной технике требуют терпения, усидчивости. Своей красотой и  яркостью они очень нравятся детям. За прошедшее полугодие в технике «Мозаика» детьми были выполнены работы: «Гусеница», «Воздушные шары», «Цветы», Коллективная работа «На дороге».

 Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу.  В процессе такой деятельности активно задействована вся мускулатура кисти, что положительно влияет на развитие мелкой моторики. Кроме того, создание картинки напоминает сборку пазлов, а это полезно для развития творческого и пространственного мышления у ребёнка. Создание творений из рваных частей является интересным , увлекательным, полезным видом детского творчества.

Бумажный комочек. При изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся или разрезаются на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней  сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы. Такие движения прекрасно позволяют развить мелкую моторику, координацию движений обеих рук. На уровне ощущений дети познают фактуру, плотность бумаги. Комочков нужно сделать достаточно, чтобы хватило на всю работу, рассортировать по цвету. Здесь воспитывается усидчивость и трудолюбие, вырабатывается желание довести начатое дело до конца. На готовое изображение, на небольшую поверхность намазывается клей и по постепенно выкладываются комочки. В процессе работы дети помогают друг другу, делятся комочками, если их не хватает, учатся работать в паре, коллективно. Эта  техника позволяет придать простой аппликации объём. В этой технике дети сделали несколько коллективных работ,  «Ветка рябины», «Зимний лес», «Зайка на заснеженной лужайке», и индивидуальные « Рыбка», «Ёжик».

Бумажная полоска -  «петля». Данная аппликация выполняется из полосок бумаги, которые закрепляются в виде петли в определённом месте. Нарезается необходимое количество полосок нужного цвета . Один конец полоски намазывается клеем и соединяется с  другим концом. Таким образом формируется петля. Выполняется нужное количество петель которые в дальнейшем наклеиваются на изображение. Эту технику дети  моей группы, применили в  работах  «Петушок», «Еловая ветка», «Ёлочка красавица».Эта техника помогает создать в работе объём, яркость, выразительность.

          При составлении календарно-тематического плана занятий по бумагопластике я учитывала сезонность.   Темы к занятиям я подбирала с учётом времени года. Так как мы знакомим дошкольников с сезонными изменениями в природе, в основе которых действие естественных факторов. Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление и т.д.) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.

        Также в плане я постаралась отразить темы, посвященные, праздникам: Новый год, день защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, день Космонавтики. С детьми проводятся беседы о праздниках, о традициях празднования каждого праздника, дети знакомятся с символикой, особенностями оформления праздника, в продуктивной деятельности. И на занятиях по бумагопластике дети с большим удовольствием делают поздравительные открытки для своих близких.        Продолжительность занятий в группе составляет - 20 минут. В начале занятия я провожу пальчиковую гимнастику, в ходе занятия проводим физкультминутки. Физкультминутки надо обязательно проводить для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы пальчиковой гимнастики и физкультминуток я старюсь подобрать, чтобы они относились к теме нашего занятия.

Методы, используемые на занятиях:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • показ образца выполнения последовательности работы;
  • обсуждения готовых работ.

Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей.

Занятия построены по принципу от простого к сложному. Перед началом занятия проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом.

Для родителей проводятся консультации о творческом развитии ребенка через бумагопластику, устраиваются выставки с детскими работами.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Исходя из своих наблюдений, я могу сделать вывод, что такие занятия нравятся детям намного больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. После проведения нескольких таких занятий я стала замечать, как дети стали более увлеченно работать, заинтересовавшись той или иной техникой. Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.

Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получается яркая, оригинальная поделка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА: «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, пер...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....