Методическая разработка проведения педсовета "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Медянцева Виктория Сергеевна

Тематический педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по основам организации театральной деятельности в ДОУ

Задачи:

  1. Уточнить методические знания и умения воспитателей по вопросу организации театрализованной деятельности дошкольника.
  2. Познакомить педагогов с разнообразием театрализованных видов деятельности и кукол.
  3. Представить опыт других педагогов.
  4. Познакомить с результатами тематической проверки.
  5. Вынести решения и рекомендации по оптимизации РППС.

Предварительная работа: тематическая проверка, анкетирование педагогов, диагностика детей, просмотр развлечений, занятий, анализ планирования в группах, подготовка выставки литературы, изготовление кукол-самоделок.

План педсовета

  1. Воспитательное воздействие  театральной деятельности. Блиц-опрос воспитателей.
  2. Создание художественного образа спектакля в различных видах детской деятельности. (Таблица) Педагогическое руководство театральной деятельностью.
  3.  Характеристика театральных игр и видов театра. 
  4. "Рабочие идеи кукольной педагогики" (Из опыта работы)
  5. Ответы воспитателей на вопросник.
  6. Итоги тематической проверки "Организация театральной деятельности в старшей и подготовительной группах ДОУ"
  7. Решение педсовета.

Литература:

  1. Игра дошкольника/Абрамян Л.А. и другие- М., 1989, с.166.
  2. Роговин А. Хочу сделать сам. //Дошкольное воспитание, 1985, №5, с.24.
  3. Штанько И. Воспитание искусством в детском саду - Приложение к журналу "Управление ДОУ" 2007.
  4. Филатова О. Приходите в наш Театр.//Дошкольное образование, 2005,№24.
  5. Эстетическое воспитание в детском саду/  Под редакцией Н.А. Ветлугиной. - М.:"Просвещение",1985.

Ход педсовета:

   (Перед началом педсовета педагогам раздаются вопросники по теории театральной деятельности дошкольника)

    - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета: "Эта светлая радость детства - театр!"

    "Волшебный край"- так называл театр поэт А.Пушкин.  Белинский В. спрашивал своих современников: "Любите ли вы театр, как я люблю его?", он был убежден в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика  разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

     - Как вы думаете, на какие процессы развития и воспитания ребенка влияет театрализованная деятельность. (Ответы педагогов)

      -Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе  средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире, готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом  будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности.  Особую значимость, театрализованная деятельность приобретает  накануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментом развития всех качеств его личности.

     - Театрализованные игры занимают определенное место в системе работы ДОУ при соблюдении 4 условий:

1. наличия  и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

2. наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по художественным произведениям;

3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

4. серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

    Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу-котенка, собачку, петрушку воспитатель читает потешку, шутку, попевку, подражает голосам животных, вызывая этим положительную эмоциональную реакцию ребенка.

     В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, рассказы. Стихи с помощью настольного театра, фланеграфа. Так, например, чтение стихов А. Барто "Игрушки" сопровождается действиями с игрушками (зайкой, мишкой), сказка "Репка" иллюстрируется  с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку и отвечают на вопросы.

    С детьми третьего и четвертого года жизни воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланеграфа, настольного и пальчикового театра, простых в управлении.

    Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогам стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол-петрушек и марионеток.

    Для успешного развития игр в кукольный театр воспитателю нужно овладеть самому и обучить детей некоторым приемам и правилам:

  1. Перчаточная кукла должна быть подогнана точно по руке ребенка, чтобы было удобно ею управлять.
  2. Кукловоду необходимо следить за тем, чтобы  его речь и движения совпадали
  3. Нельзя опускать и поднимать куклу резко, в центре ширмы
  4. За ширмой должна быть тишина
  5. Ширма должна быть чуть выше роста участников игры.

Чтобы научить дошкольников управлять куками, рекомендуется проводить специальные упражнения. В них может участвовать несколько человек, сколько свободно уместится за ширмой. Дети учатся вводить куклу на сцену, водить по сцене, делать повороты, наклоны, разводить руки. При этом воспитатель следит, чтобы они контролировали все движения куклы, не запрокидывали ее назад или сторону, держали на определенном уровне. По мере овладения движениями  с куклой при проведении упражнений можно включать музыку.

   Необходимо не только является постановщиком и режиссером спектакля, осуществляя приемы руководства и обучения, но и создает условия для самостоятельных театрализованных игр. Для поддержания интереса к этим играм вносятся новые декорации, костюмы, используется прием неоднократного повторения, например, спектакль, показывают, малышам, родителям, куклам и т.п.

   По мере овладения приемами кукловождения дошкольники начинают самостоятельно придумывать и разыгрывать небольшие инсценировки.

   Организуя свободную творческую деятельность, можно предложить детям сочинить спектакль по мотивам известных сказок и разыграть его. В этой деятельности ребятам потребуется составить сюжет сказки, выбрать музыкальное сопровождение, изготовить  и подобрать декорации, определится с персонажами и элементами костюмов, разыграть сказку. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок "Теремок", "Лисичка-сестричка" и др. Все сказки хорошо знакомы детям. Затем предает собрать всех героев в новую сказку, сочиненную детьми. Уточняются части, составляющие сюжет, действия которые произойдут при завязке, кульминации, развязке сюжета. Затем выбирают главных героев и  сочиняют историю, которая произойдет с ними. Самая интересная история берется за основу. Затем проводится жеребьевка  с жетонами, на которых обозначены исполнители ролей, декораторы, музыканты и т.п. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем, воспитатель исполняет роль консультанта. В заключительной части спектакль демонстрируется малышам.

  Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети, особенно робкие, застенчивые, имеющие дефекты речи, овладели приемами вождения кукол, и участвовали в спектаклях. Сначала предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или фланеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей в общих спектаклях.

 Основными педагогическими приемами могут выступать… (Вы скажите сами, по итогам опросника)

  • Работа с текстом литературного произведения (1)
  • Беседа по содержанию(2)
  • Этюд (индивидуальное исполнение)(3)
  • Оценка, вопросы, советы(4)
  • Творческая художественная деятельность по теме(5)
  • Подготовка атрибутов, афиш, декораций и т.п.(6)
  • Репетиция(7)
  • Инсценировка(8)
  • Просмотр видеозаписей, фотографий и т.п.

       Схематично работу над художественным образом можно увидеть в таблице представленной на доске. Здесь мы видим, что данная работа проходит через все виды деятельности детей: занятия, игру, самостоятельную творческую деятельность (таблица)

     - Основным персонажем детской театральной игры, конечно, выступает кукла. Существует большое разнообразие театральных кукол, о которых нам расскажет воспитатель…

     -  Изучая литературу, мы натолкнулись на опыт  Инны Ярославцевой "Кукловедение для малышей". Она занимается обучением дошкольников кукловождению.  Настоящие театральные куклы обычно требуют кропотливого труда. Но внутри педагогического процесса, на это не всегда есть время. Важно в считанные минуты решать важные задачи и создать не одну, а несколько кукол сразу. Производство петрушек из перчаток  и шариков, из подручного материала - одна из замечательных находок. А если взять пестрый зонтик, привязать к нему ленточки всех цветов радуги, предложить детям ухватиться  и бежать под музыку вокруг ведущего, получится веселая карусель. А если у каждого ребенка на руке будет одета цветная перчатка с петрушечной головой, то это будет не простая карусель, а "карусель петрушек"- аттракцион качественно новый, обогащенный "кукольным содержанием". Одно из важнейших достоинств карусели – отсутствие длительных репетиций, дети могут включиться в действия практически сразу, если знакомы с перчаточной куклой и музыкальными играми.

 Главным принципом методики Ярославцевой - отсутствие или сведение к минимуму сценического тренинга. Она считает, что благодарное и эффективнее готовить с детьми отдельные. Непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре. Взять хотя бы знаменитых лягушек. Эти планшетные куклы, управляемые детьми, можно легко сделать самим. Особенность такой куклы в том, что любое даже случайное движение ребенка заставляет лягушку комично двигаться. Вождение такой куклы напоминает беспроигрышную игру: что не сделаешь, все правильно и смешно.  Как раз то, чего требует зритель. Ну а если движение сопровождается музыкой или забавным конферансом, номер получится хоть куда. Ярославцева считает, что упражнения за ширмой должны быть сведены к минимуму, т.к. не соответствуют психофизиологическим возможностям дошкольников. В работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными, непродолжительными эпизодами - чтобы образ кукольного театра был завершен. Инна Ярославцева предлагает использовать кукол, начиная с  адаптационного  периода (с первого прихода детей в ДОУ).

Мне бы хотелось вам представить тематическую направленность каждого возрастного периода:

1 младшая группа- происходит знакомство с театром пальчиковых кукол

2 младшая группа- продолжается  знакомство с театром пальчиковых кукол

Средняя группа- продолжается  знакомство с театром пальчиковых кукол, куклы вида "шарик на пальце"

Старшая группа- знакомство с перчаточной куклой

Подготовительная группа – продолжается работа с перчаточной куклой.

В методических рекомендациях предложены некоторые примерные конспекты занятий по обучению кукловождению детей разного возраста.

Кроме того, в методическом кабинете ДОУ имеется методические разработки Суворовой по планированию и проведению театральных занятий по всем возрастным группам, так же вы можете использовать   материалы по программе "Из детства – в отрочество".

Педагоги ДОУ создают условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. В работе используют следующую литературу:

  • Алькимович С. Театр петрушки в гостях у малышей.- Минск, 1968.
  • Артемьева Л.В. Театрализованные игры малышей.-М,1991.
  • Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.,1987
  • Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста.- М.,1985., с.60-73.
  • Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности – Москва, 1998 и др.

В ДОУ имеется набор кукол для театральных постановок, ширма, фланелеграф, но при этом беден набор для фланеграфа, настольного театра, другие виды кукол. В всех группах есть уголок ряжения. В методическом кабинете представлены методические рекомендации для оформления театральных уголков в группах ДОУ.

Основная работа по театрализованной деятельности осуществляется при планировании и проведении ежегодного театрального фестиваля "Маска". Здесь они планируют игры-драматизации, инсценировки при знакомстве с произведениями художественной литературы, используют куклы-руковички для организации сюрпризных и игровых моментов на занятиях, в данный отрезок времени педагоги редко стали планировать теневой театр, фланелеграф. На занятиях театральной гостиной педагоги ДОУ формируют представления о театре, но данная работа осуществляется эпизодически, не фронтально. Как показала диагностика педагогов, воспитатели знают основные понятия театрального искусства, как его подать ребенку, специфику занятий в каждом возрастном периоде. Системности в работе по формированию у детей устойчивых представлений о театре, видах и жанрах театра, о специфике актерского мастерства в ДОУ нет. Эти задачи  решаются при подготовке к праздникам, когда детям приходится играть какую-либо роль.

Воспитатели поощряют детей и продвигают детей, которые делают успехи в инсценировках, спектаклях, концертах, при этом мало задействую детей стеснительных, имеющих дефекты речи и т.п. Ведущие роли даются активным детям, во внимание редко попадают дети стеснительные. Необходимо развивать творческие способности всех детей.

Анализ диагностики театральной деятельности детей показал, что дети с удовольствием занимаются драматизацией, а затем используют сюжет в своих играх. При проведении праздников и утренников исполняют роли, умеют разыгрывать сказки, исполнять монологи, но данная работа осуществляется только при руководстве педагога, при подготовке к утренникам.. Слабо у детей развиты мимика, жесты, движения при передачи основных черт характера персонажей, умения импровизировать, пользоваться куклами, не говоря о разнообразных куклах. Дети редко участвуют в изготовлении атрибутов, декорации и т.п., редко привлекаются к данному процессу родители

На занятиях по знакомству с произведениями художественной литературы педагоги учат детей выразительности речи, жестов, мимики, учат чувствовать себя раскрепощенно перед зрителями. Но в ДОУ нет традиции взаимопосещений групп с концертами, спектаклями.    Проведение традиционного театрального фестиваля  "Маска" предполагает постоянную работу с детьми по изучению театрального мастерства, развития творчества, освоения средств выразительности: мимики, интонаций, жестов и т.д. Наиболее удачное планирование традиции осуществляется в подготовительных группах.

По результатам самоанализа педагоги отметили эпизодичность работы с детьми по знакомству с устройством театра, с театральными жанрами, разновидностями театра.

В ДОУ проводится методическая работа по проблеме театрализованной деятельности в группах.

Решение педсовета:

рассмотрев и обсудив замечания и рекомендации в ходе тематической проверки по теме "Организация театральной деятельности в группах ДОУ" педсовет отмечает неудовлетворительное состояние работы по данному вопросу. Поэтому решает выполнить следующие рекомендации по улучшению и оптимизации работы коллектива:

  1. Активно внедрять в воспитательно-образовательный процесс театральную деятельность дошкольника.
  2. Знакомить детей с различными видами театра, с устройством театра, с театральными жанрами.
  3. Поощрять исполнительское творчество детей, привлекать к театральным играм малоактивных и застенчивых детей, детей с речевыми трудностями.
  4. Организовать театральные зоны или уголки в группах с минимальным набором атрибутов.
  5. Организовать проведение совместных спектаклей, шефских концертов детей разных возрастных групп.
  6. Обогатить методической литературой методический кабинет по театральной деятельности дошкольника.
  7. Разработать диагностику театральной деятельности дошкольника.  
  8. Включить в план контроля вопросы по организации и поведению театрализованной деятельности.
  9. Пополнить методический кабинет самодельными куклами различного вида.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Из опыта педагогической работы музыкального руководителяМБОУ – Первомайская СОШ (дошкольное отделение)Филимоненко Натальи Евгеньевны«Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития тв...

Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....