Значение художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников
консультация

Махрова Наталья Петровна

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была актуальна. Между тем, продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к родине. Патриотизм якобы должен сам войти в человека естественным путем. Родина позаботится о своих детях, осыплет их благами, станет авторитетной могучей державой, такой, что бы каждому из нас захотелось её полюбить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Значение художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников»

                            Актуальность выбора темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была актуальна. Между тем, продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к родине. Патриотизм якобы должен сам войти в человека естественным путем. Родина позаботится о своих детях, осыплет их благами, станет авторитетной могучей державой, такой, что бы каждому из нас захотелось её полюбить.

Но отсюда вытекает вопрос "Кто будет осыпать нас благами?" Да и можно ли определить размер благ, достаточных, что бы человек начал любить Родину, Отечество.

Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна! Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями. Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, неразумно. Родина такова, какой мы её делаем. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. А.С.Макаренко: "Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - эта наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". В этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании.

Роль детского сада в работе по воспитанию патриотических чувств

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов. Отбор и систематизация этого материала проводятся нами в соответствии с задачами патриотического воспитания, с учетом умственных возможностей ребят, принимается во внимание характер мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни или из материала данного воспитателя.

Я так планировала свою работу по ознакомлению ребят с родиной, родным краем, природой, что бы вызвать у ребят познавательную активность, развить любознательность, способствовала развитию образного и логического мышления. В процессе патриотического воспитания решаются задачи и эстетического воспитания.

Эмоционально воспринимать окружающее, детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая сказки, стихи, песни дети могу радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Чем интереснее и целенаправленнее воспитатель организует наблюдение за окружающим, тем содержательнее становится детское творчество.

Итак, комплексный подход к воспитанию любви к матери, к своей Родине заключается прежде всего в необходимости логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, который мы осуществляем в детском саду.

Значение художественной литературы.

В процессе формирования личности ребенка, в его патриотическом воспитании важное место принадлежит художественной литературе. Она расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь. Литература рассказывает детям о большой любви русских писателей и поэтов к матери, родине, о чувстве национального самосознания и вере в прекрасное будущее своей страны. Роль литературы донести до детей мысль, что они и Россия - одно целое. О своем долге перед матерью и Родиной надо помнить с детства, разбудить души и сердца к рассуждениям, размышлениям.

Бывает у русского в жизни Такая минута, когда Раздумье об его Отчизне Сияет в душе как звезда. Ю.Кузнецов

На примере художественных произведений происходит осознание ребенком нравственных ценностей. Он становится способным к положительному отношению к взрослым, детям, природе. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Используя художественные произведения воспитатель выступает проводником в миры, создаваемые книгой, он становится партнером, который вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, ребенок учится решать логические задачи (как бы поступил я, если...) это позволяет ребенку сделать выбор способа поведения, на основе жизненного опыта, что способствует развитию воображения и мышления. Художественная литература знакомит с культурой народов ближайшего окружения - это самый верный путь к воспитанию уважения симпатий, добрых чувств к людям иных

национальностей и этике межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур, дарит радость открытий. О человеке судят не по цвету кожи и волос, а по его делам и поступкам. Важной составляющей патриотического воспитания в литературе является приобщение к родному слову, формирование у ребенка чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны окружать их богатой, сочной, родной речью.

Задачи художественной литературы

  1. Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них, умение представить и вообразить картины нарисованные писателем.
  2. Научить ребят оценивать поступки героев, их взаимоотношения, почувствовать то, что чувствуют герои сказок, рассказов, стихотворений.
  3. Учить понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью.
  4. Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно уместно употребляя образные средства языка.
  5. Вызвать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля.
  6. Научить применять полученные на занятиях представления и умения в самостоятельной деятельности.

Задание для педагогов

Автор стихотворения "Шинель"

Прочтите стихи

Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и песок В поле - каждый колосок Речка, небо надо мною Это всё мое, родное!

В.Орлов

Трехцветный флаг, Упорство и отвага, Россия - это небо и земля, Моря и горы, молнии и ветер, Дождь, льющий на поля! Всё как и у других на свете, Но все ж Россия родина моя! Я.Крылов

Вам хочется что-то сказать?

  1. Что мы называем красным? (Красное солнышко, красная девица, красная площадь, весна - красна)
  2. Какие слова выражают любовь к родине? (Любимая, священная,

бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная) 3) Чем отличаются улица и набережная?

(продолжи ряд подсказок)

  1. Это профессия
  2. Её могу получить и мужчины и женщины
  3. Человек этой профессии помогает людям
  4. Сказочного героя этой профессии зовут Айболит

Загадка соловья разбойника Отгадайте что всего дороже? Что всего быстрее? Что всего мягче?

Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Одна у человека мать - одна и Родина!

Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Береги землю любимую, как мать родимую.

За край родной - иди бесстрашно в бой.

Жить - родине служить.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Родина поучает, Родина выручает.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Нет земли краше, чем Родина наша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....

Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников

Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развит...

Статья "Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательн...

Значение художественной литературы в экологическом воспитании старших дошкольников

опыт работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию с использованием художественной литературы...

"Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"...