Диагностика НПР детей с 6мес. до 12мес.
методическая разработка

Силантьева Наталья Владимировна

Методическая разработка "Диагностика НПР детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsy_metodicheskaya_rabota.docx84.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Диагностика НПР детей с 6 мес. до 12мес.».

Диагностика НПР детей с 6-12 мес. (на 6 мес.)

НПР

                                                                                  Диагностика

Слух.

Зрит.

По- разному реагирует на своё и чужое имя (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт +Е. Ф. Архипова). Различает членов семьи и чужих; оборачивается, когда его зовут по имени; прекращает деятельность, когда его зовут по имени; продолжает смотреть на человека, который накрывает свое лицо платком; стягивает ткань с лица; стягивает ткань с лица другого; стягивает ткань с лица другого; поворачивает головку и тянется к источнику звука,  расположенному на уровне уха (ребенок сидит); поворачивает голову в сторону звука и смотрит или тянется по направлению к погремушке,  когда звук производится на уровне плеча; ищет глазами или тянется к предметам, находящимся в не поля зрения, но прикасающимся к телу; ищет игрушку, которая упала, издавая при этом шум («Каролина»). Рассматривает крупные картинки; обращает внимание на мелкие контрастные предметы (пуговицы, ягоды); внимательно рассматривает окружающие предметы, расположенные в разных местах; может имитировать громкие и тихие звуки, звуки высоких и низких тонов (Е.Ф. Архипова). Рассматривает крупные картинки; начало аутоэхолалии (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Манипулирует колокольчиком (по Гриффитс). Сформирована зрительно-моторная координация (может точно дотронуться до предмета под контролем зрения); перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки; проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха (Баженова О.В). Малыш следит за игрушкой, тянет к ней руки, ложится на бок, переворачивается на живот, выпрямляет ноги, высоко поднимает голову, тянется к игрушке, захватывает ее; потеряв из поля зрения игрушку, быстро переворачивается на спину (Волосова Е.Б). Понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки); появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть, кто это), узнает знакомые голоса (Галанов А.С.). По- разному реагирует на своё и чужое имя; рассматривает крупные картинки; обращает внимание на мелкие контрастные предметы (пуговицы, ягоды); внимательно рассматривает окружающие предметы, расположенные в разных местах; поворачивает голову в сторону на звук, только если внимание не отвлечено более сильным раздражителем (развитие функции активного внимания); любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка (реакция на новизну); следит откуда и куда падает предмет (Ильина М.Н.) .

Дв. руки

Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении и подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую ((Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт +Е.Ф. Архипова). Играет с игрушками (трясет, стучит), которые держит в руке; выполняет 4 и более действий с предметами; исследует предметы и реагирует на их различия; разрешает проводить по ручкам или ножкам  гладким предметом или сам проводит по нему ручками или ножками; делает движение в ответ на тактильную стимуляцию; захватывает предмет, вложенный ему в руку (но не рефлекторно); тянется к предметам, помещенным вблизи, и хватает их; тянется к предметам, расположенным далеко от него; берет небольшие предметы, захватывая их растопыренными пальцами, как «граблями», которые затем сгибает и приводит (ладонный захват); играет со своими ножками или пальчиками на ногах; переводит взгляд с одной игрушки на другую, если держит по одной игрушке в каждой руке или играет по очереди с каждой; сводит руки вместе по средней линии тела; кладет обе руки на игрушку по средней линии тела; перекладывает предметы из одной руки в другую («Каролина»). Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут: ощупывает, сжимает, гремит, стучит ими, бросает; берет в руку вторую игрушку, сохраняя контроль за первой (Е.Ф. Архипова). Захват: «загребание», «контактирование» с предметом, большой палец приведен и согнут; радиальный ладонный захват. Пальцы и противопоставленный большой палец находятся на противоположных сторонах предмета, участвует радиальная сторона кисти (кубик) (Лаборатория Виндзор). Ребёнок умеет в каждую руку взять по предмету (схватить, удержать) или один предмет ощупывать двумя руками, «изучать»2 целенаправленные манипуляции с предметом помогают материально понять причину и следствие: надавишь на игрушку – запищит, толкнёшь машинку – покатится (Г. Люблина). Перекладывает игрушку из руки в руку; после зрительного,   тактильного исследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой); щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Длительность внимания, сосредоточения-5 сек.; константность объекта, предвосхищение событий (игра «тю-тю») (А.Н. Корнев). Обследует руками стол; держит два кубика; играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает; захватывает коробку (по Гриффитс). Сформирована зрительно-моторная координация (может длительно удерживать игрушку в руке); берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами (Баженова О.В). Сосредоточивает взгляд на игрушке, протягивает к ней руку, подтягивается на руках, немного передвигается, переставляя руки, берет игрушку; хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней самостоятельно занимается, перекладывает игрушку из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к звуку и т. д. (Волосова Е.Б). Манипулирует с игрушками (Галанов А.С.). Тянет руку к протянутой игрушке и точно захватывает ее; ориентируется в трехмерном пространстве, различает предметы по размеру, живо интересуется окружающим миром, стараясь все потрогать, посмотреть, засунуть в рот, чтобы попробовать на вкус (Лич П.). Хватает рукой предметы (Кулагина И.Ю.). Активно захватывает игрушку из любых положений; перекладывает игрушку из руки в руку; начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку, она загремит; самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут: ощупывает, сжимает, гремит, стучит ими, бросает; берет в руку вторую игрушку, сохраняя контроль за первой (Ильина М.Н.). Уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

Дв.

Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт). Поднимает голову, вытягивает руки, туловище и ноги в положении лежа на животе; переносит вес тела на локти в положении лежа на животе; переворачивается с живота на спину; опираясь на локоть одной руки, другую тянет вперед; опирается на выпрямленные руки, голова приподнята на 90 градусов; крутится вокруг своей оси в положении лежа на животе; уверенно держит туловище, когда его придерживают за бедра («Каролина»). Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями; лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; при поднимании подстилки отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия); сидит с поддержкой; поворачивается на живот и спину; поворот с ротацией между плечевым поясом и тазом (сначала поворачивает голову, потом плечи, затем таз); лежа на спине, играет со своими ногами (координация рука – нога); поддерживаемый за туловище пружинит (танцует) на твердой поверхности (Е.Ф. Архипова). Лежа на животе, ребенок может вытягивать одну руку; сидит при пассивно приданной позе (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Появляется реакция ползания – подгибает колени; сидит со слабой поддержкой (по Гриффитс). Протягивает руку, подтягивается на руках, немного передвигается, переставляя руки, берет игрушку (Волосова Е.Б). Переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку (Галанов А.С.). Самостоятельно переворачиваться со спины на бок и, опираясь на руку, садиться; пробует ползать; пытается самостоятельно вставать на ножки, держась за прутья кроватки (Лич П.). Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями; лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой; при поднимании подстилки отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия); сидит с поддержкой; поворачивается на живот и спину; поворот с ротацией между плечевым поясом и тазом (сначала поворачивает голову, потом плечи, затем таз); лежа на спине, играет со своими ногами (координация рука – нога); поддерживаемый за туловище пружинит (танцует) на твердой поверхности (Ильина М.Н.). Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Нав.

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; пьёт из чашки небольшое количество жидкой пищи (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт ). Закусывает ложку; давится только в соответствующих ситуациях; грызет и жует пищу; делает намеренные движения языком; забирает еду с ложки губами («Каролина»). Поворачивает голову в сторону на звук, только если внимание не отвлечено более сильным раздражителем (развитие функции активного внимания); любой новый предмет хотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка (реакция на новизну); следит откуда и куда падает предмет; начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку, она загремит (Е.Ф. Архипова). Держит бутылочку, из которой сосет (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Держит ложку (по Гриффитс). Удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам (Баженова О.В). Раскрывает рот при виде под­несенной ложки, снимает пищу губами (Волосова Е.Б). При виде ложки открывает рот и снимает с нее пищу губами (Лич П.). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

А.р.

Произносит отдельные слоги (начало лепета) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+). Повторяет только что произведенные звуки, когда взрослый ему подражает; изменяет собственные звуки, имитируя звуки, предлагаемые взрослым; имитирует интонацию (например, высоту голоса); повторяет вокализацию и/или жесты, которые вызывают реакцию взрослого; выражает интерес к игрушке или предмету через пристальный взгляд, попытку дотянуться или вокализацию; долго «просит» знакомую игрушку; ждет, пока взрослый в свою очередь сделает что-то; начинает слушать – координирует наблюдение со слушанием; просит, направляя внимание взрослого («Каролина»). Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с согласными п, б, м, г, д, х); учится издавать новые звуки, меняя положение губ; последовательно соединяет различные выразительные слоги, изменяя силу звука и высоту тона (Е.Ф. Архипова). Активный недифференцированный лепет (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Умеет издавать два разных гласных звука и лепетать, когда остается один; начинает соединять согласный и гласный звуки и произносить что-то, напоминающее слоги "ба" или "да"; выражая разные чувства, малыш издает разные звуки; имитирует соответствующую мимику взрослых (если он уже умеет "дразниться", высунув язычок, или строить другие рожицы, он будет это делать), пытается имитировать речь взрослых теми звуками, которые ему в этот момент доступны.  может научиться произносить, по меньшей мере, четыре разных звука; произносит двусложные "слова" из повторяющихся слогов: "дада", "мама"; приветствуя знакомого человека, улыбается и подает голос (М. Питерси, Р. Трилор). Произносит четыре и более различных звуков (по Гриффитс). Имитирует слышимые звуки (Баженова О.В). Прислушиваясь к голосу взрослого, может повторно произнести слоги; перекликается с другими детьми (Волосова Е.Б). Ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение) (Галанов А.С.). Слитно произносят различные слоги (Лич П.). Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с согласными п, б, м, г, д, х); учится издавать новые звуки, меняя положение губ; последовательно соединяет различные выразительные слоги, изменяя силу звука и высоту тона(Ильина М.Н.).

П.р.

Предвосхищает многократно происходящие события в «знакомых» играх (например, детские стихи) после 2-3 попыток; успокаивается при звуках голоса; смотрит на человека, который говорит или жестикулирует; продолжает движение, если взрослый его имитирует; имитирует действия после того, как их совершит взрослый; делает заранее выученные задания по словесной или жестовой подсказке («Каролина»). Начинает понимать речевые инструкции с жестовым подкреплением (Е.Ф. Архипова). Реагирует на свое имя (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни) (Галанов А.С.). Реагирует на свое имя (Ильина М.Н.).

Соц.

Смеется; показывает голосом три или более чувства; улыбается в ответ; улыбается знакомому человеку; улыбается отражению в зеркале; пытается привлечь внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела; по-разному реагирует на членов семьи и посторонних («Каролина»). Активно выражает отношение к «близким» и «чужим» (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Тянется, чтобы его взяли на руки (по Гриффитс). Прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются первые попытки подражания, понимает жест «ручки – ручки» (Баженова О.В). Возникают ответные эмоционально-мимические реакции, соответствующие интонации взрослого: он хмурится, сердится, готов заплакать или улыбается в ответ. громко смеется, часто улыбается, активно двигается, когда перекликается с другими детьми; слышит знакомую веселую мелодию или песню, когда взрослый оживленно общается с ним, играет (Волосова Е.Б). С вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого (Галанов А.С.). Складываются понятия об отношениях между людьми, о том, что они чувствуют к нему, на основании чего ребенок строит и свое отношение к ним (Лич П.). По -разному реагирует на свое и чужое.

                                                             

Диагностика НПР детей с 6-12 мес. (на 7мес.)

НПР

                                                                Диагностика

Слух. Зрит.

Сидя следит за предметом. Реагирует на свое имя. Может имитировать громкие и тихие звуки, звуки высоких и низких тонов (Е.Ф. Архипова). Активно захватывает игрушку из любых положений (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Следит за падающими предметами (по Гриффитс). Поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию (Баженова О.В). Узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват (Галанов А.С.). Сидя следит за предметом; реагирует на свое имя (Ильина М.Н.).

Дв. руки

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Начинает захватывать мелкие предметы (пинцетный захват); берет каждой рукой по одному предмету, держит их непродолжительное время; стучит предметом; намеренно бросает предметы; после зрительного и тактильного исследования игрушки начинает искать ей применение (стучит, гремит погремушкой); пытается использовать игрушки по назначению. Может узнавать по части предмета целый; бросает предметы для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких их поднимет (Е.Ф. Архипова). Нижний «ножницеобразный» захват. «Загребание» предмета в ладонь с приведением и полным сгибанием большого пальца, пальцы могут быть полностью согнуты или два из них частично выпрямлены; (палочка) радиальный ладонный захват; предмет удерживается пальцами, противопоставленным большим пальцем, запястье на прямой линии с рукой; (кубик) радиальный ладонный захват. Кисть находится на одной линии с рукой (Лаборатория Виндзор 1994г.). Малыш настойчиво упражняет пальцы – продолжается совершенствование в хватании предметов (Г. Люблина). Активно манипулирует предметами; может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких его поднимет; начинает ожидать от близких людей характерных  действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семьи; может узнавать по части целое: ожидает появление целого предмета, увидев только его часть (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Константность объекта, предвосхищение событий (игра «тю-тю») (А.Н. Корнев). Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку; стучит одним предметом о другой; манипулирует кубиками; достает и берет предмет; перекладывает игрушку из рук в руки (по Гриффитс). Перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки; сам удерживает игрушку при зрительном контроле за перемещением других объектов (Баженова О.В). Любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки (Галанов А.С.). Активно интересуется различными игрушками; подолгу может перебирать их, с увлечением рассматривает, стучит ими, перекладывает из одной руки в другую; в это время особый интерес представляют игрушки, состоящие из нескольких частей, например пирамидки (Лич П.). Начинает захватывать мелкие предметы (пинцетный захват); берет каждой рукой по одному предмету, держит их непродолжительное время; стучит предметом; намеренно бросает предметы; после зрительного и тактильного исследования игрушки начинает искать ей применение (стучит, гремит погремушкой); пытается использовать игрушки по назначению; может узнавать по части предмета целый; бросает предметы для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких их поднимет (Ильина М.Н.).

Дв.

Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Выполняет защитные движения руками (вперед и в стороны), позволяющие сохранить равновесие; лежа на животе, высоко держит голову, опирается на вытянутые руки, приподнимает туловище и живот, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую; лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку; самостоятельно приседает из положения лежа; ползает без включения тазового пояса (Е.Ф. Архипова). Переворачивается с живота на спину; ползание без включения тазового пояса (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Переворачивается со спины на живот и назад; первое появление шаговых движений – танцующее движение; усиленно старается ползать (по Гриффитс). Сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски (Галанов А.С.). Самостоятельно садиться из положения лежа на спине или на животе; предпринимает попытки ползать, пока еще с помощью одних только рук, лишь слегка отталкиваясь ступнями; некоторое время стоит на ногах с поддержкой за руки, сначала опираяся на пальцы, а впоследствии и на всю стопу (Лич П.). Сидит без поддержки (Кулагина И.Ю.). Выполняет защитные движения руками (вперед и в стороны), позволяющие сохранить равновесие; лежа на животе, высоко держит голову, опирается на вытянутые руки, приподнимает туловище и живот, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую; лежа на животе, поворачивается на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку; самостоятельно приседает из положения лежа; ползает без включения тазового пояса (Ильина М.Н.).

Нав.

Пьёт из чашки, которую держит взрослый (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни+ Гончарова О.В.). Пьет из чашки; манипулирует чашкой и ложкой (по Гриффитс) (Ильина М.Н.).

А.Р.

Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3) (Н. М. Аксарина, К. Л. Печора+ Гончарова О.В.). Может издавать несколько звуков на одном выдохе (Е.Ф. Архипова). Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие; разнообразный  активный  лепет (переднеязычные,  заднеязычные  и  т.д.), аутоэхолалии (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). «Отвечает», когда его зовут; двусложный лепет; кричит, чтобы привлечь к себе внимание (по Гриффитс). Элементы лепетной речи (Галанов А.С.). Может имитировать громкие и тихие звуки, звуки высоких и низких тонов; может издавать несколько звуков на одном выдохе (Ильина М.Н.).

П.Р.

На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определённом месте (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Начинает понимать речевые инструкции с жестовым подкреплением; понимает речевые инструкции с жестовым подкрепление; ищет папу или маму на вопрос о них «Где?» (Е.Ф. Архипова). Начинает понимать команды с жестовым подкреплением (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Различает интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают (Галанов А.С.). Начинает понимать речевые инструкции с жестовым подкреплением; понимает речевые инструкции с жестовым подкреплением; ищет папу или маму на вопрос о них "Где?" (Ильина М.Н.).

Соц.

Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, определенной игры от каждого члена семьи; устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) (Е.Ф. Архипова). Тянет руки, чтобы взяли на руки; устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Реагирует на свое отражение в зеркале – смотрит на него (по Гриффитс). Имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентичными ролями, сжимает губы, когда не хочет, есть (Баженова О.В). Реакция страха сменяется познавательным интересом (Галанов А.С.) Беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается (Кулагина И.Ю.). Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, определенной игры от каждого члена семьи; устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) (Ильина М.Н.).

                                                               

                                                      Диагностика НПР детей с 6-12 мес. (на 8мес.)

НПР

                                                              Диагностика

Слух. Зрит.

Дифференцированно воспринимает близких, знакомых и чужих людей; выполняет плясовые движения под веселую музыку; дифференцирует ритм; проявляет яркие эмоциональные реакции, вокализует при обращении к нему с ритмизированной речью (Е.Ф. Архипова). Дифференцированное восприятие близких и знакомых (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни+ А.Н. Корнев). Прислушивается к разговору; следит, когда рисуют на бумаге (по Гриффитс). Дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую; удивляется, если предмет исчезает за барьером (Баженова О.В). Интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно (Галанов А.С.). Дифференцированно воспринимает близких, знакомых и чужих людей; выполняет плясовые движения под веселую музыку; дифференцирует ритм (Ильина М.Н.).

Дв.

с пред.

Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими, в зависимости от их свойств; подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает…) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Активно манипулирует предметами; при захватывании предметов пользуется щипковым захватом (большой, указательный, средний пальцы); стучит игрушкой об игрушку; запоминает, как реагировать на определенные фразы, например, поднимает руки, когда слышит слова: «Такой большой»; ищет наполовину спрятанную игрушку (Е.Ф. Архипова). «Ножницеобразный» захват. Между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца, который согнут во всех суставах, дистальный отдел большого пальца слегка согнут, а проксимальный-немного разогнут; (палочка) радиальный ладонный захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство; (кубик);  радиальный пальцевой захват; предмет удерживается противопоставленным большим пальцем и кончиками пальцев, между ними видно пространство (Лаборатория Виндзор 1994г.). У ребёнка начинает интенсивно работать не только большой палец, но и указательный; он предпринимает попытки снимать и закрывать крышки, открывать указательным пальцем коробочки, устроенные по типу спичечного коробка; пытается, поднявшись, достичь заинтересовавших его предметов, «изучить» их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев; губы и язык дают дополнительную информацию о предмете (Г. Люблина). Для захвата использует большой палец; стучит игрушкой об игрушку; убирает препятствие, мешающее достичь игрушки; поиск наполовину спрятанной игрушки (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Константность объекта, предвосхищение событий (игра «тю-тю») (А.Н. Корнев). Прочно удерживает раскачивающееся кольцо; бросает один кубик, чтобы взять другой; играет сразу двумя предметами (по Гриффитс). Берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует ближайшую к барьеру руку (Баженова О.В). Отталкивает предметы, кидает игрушки; складывает мелкие предметы в крупные; разбирает пирамидку (Галанов А.С.). Активно манипулирует предметами; при захватывании предметов пользуется щипковым захватом (большой, указательный, средний пальцы); стучит игрушкой об игрушку; запоминает, как реагировать на определенные фразы, например, поднимает руки, когда слышит слова: "Такой большой"; ищет наполовину спрятанную игрушку; стучит предметом по поверхности; бросает игрушки, чтобы посмотреть, как кто-то из близких их поднимет; фиксирует взглядом третью игрушку более 10 секунд, не выпуская при этом из рук две другие игрушки; выполняет действия, идентичные действиям играющего с ним взрослого ("ладушки", "ку-ку") (Ильина М.Н.).

Дв.

Сам садится, сидит и ложится; держась руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается; переступает, держась за барьер (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Переворачивается с живота на спину; поворачивается с живота на бок и играет, опираясь на один локоть; из положения лежа на животе самостоятельно садится; сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками; синхронно ползает по-пластунски; стоит у опоры (Е.Ф. Архипова). Синхронное ползание по-пластунски; самостоятельно приседает из положения лежа, через бочок; защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие; стоит в позе на коленях (на четвереньках) (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Сидит сам короткое время; более четкая реакция перешагивания- ставит одну ножку на другую (по Гриффитс). Может сам сидеть, хорошо переворачивается в любую сторону из любого положения (Баженова О.В). Устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору (Галанов А.С.). Передвигается с поддержкой по кроватке; садиться из положения стоя; держит в руках различные предметы (Лич П.). Садится без посторонней помощи (Кулагина И.Ю.). Переворачивается с живота на спину. Поворачивается с живота на бок и играет, опираясь на один локоть. Из положения лежа на животе самостоятельно садится; сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками; синхронно ползает по-пластунски; стоит у опоры (Ильина М.Н.).

Нав.

Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке; пьёт из чашки, которую держит взрослый (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Держит в руках и ест печенье (Е.Ф. Архипова). Помогает одевать себя (подает руку, ногу) (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Откусывает и пережевывает кусочки твердой пищи (сухарик, ломтик яблока и пр.) (Лич П.). Держит в руках и ест печенье (Ильина М.Н.).

А.р.

Громко, чётко и повторно произносит различные слоги (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Появляется разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки, повторяющиеся звукосочетания), аутоэхолалии (самоподражания); при манипуляциях с игрушками возникают редкие, но постоянные вокализации (Е.Ф. Архипова). Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Издает певучие звуки (по Гриффитс). Лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»  (Баженова О.В). Активный лепет, слоговая речь (Галанов А.С.). Повторяет за взрослыми некоторые слоги, пытается произносить короткие слова (Лич П.). Проявляет яркие эмоциональные реакции, вокализует при обращении к нему с ритмизированной речью (чтение отрывков из стихотворений); появляется разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки, повторяющиеся звукосочетания), аутоэхолалии (самоподражания); при манипуляциях с игрушками возникают редкие, но постоянные вокализации (Ильина М.Н.).

П.Р.

На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянном месте; по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «Ладушки», «Дай ручку» (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Начинает находить глазами названные знакомые предметы (Е.Ф. Архипова). Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого; зрительно дифференцирует названные знакомые предметы (по Гриффитс). Понимает понятия «где?», «дай», «на» (Галанов А.С.). Понимает значение некоторых слов, например «дай», «на», «нельзя», «где» и пр., различает вопросительную и утвердительную интонации (Лич П.). Начинает находить глазами названные знакомые предметы (Ильина М.Н.).

Соц.

Смотрит на действия другого ребёнка и смеётся или лепечет (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Включается в эмоциональные игры: «Ладушки», «Коза-коза», «Прыг-скок» и др… (Е.Ф. Архипова). Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Различает знакомых и незнакомых; быстро реагирует на изменение ситуации (по Гриффитс). Хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки (Баженова О.В). Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания»; постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым (Галанов А.С.). Узнаёт окружающих его людей; осваивает простые жесты (хлопает в ладоши («Ладушки»)), помашет рукой на прощание  (Лич П.). Беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается (Кулагина И.Ю.). Включается в эмоциональные игры: "Ладушки", "Коза-коза", "Прыг-скок" и др. (Ильина М.Н.).

                                                       Диагностика НПР детей с 6-12 мес. (на 9 мес.)

НПР

                                                              Диагностика

Слух. Зрит.

Выполняет плясовые движения под плясовую мелодию (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). По-разному реагирует на детей и взрослых (как своих, так и чужих); после того,  как его отвлекли, смотрит на тот объект,  которым на его глазах накрыли предмет; открывает полностью спрятанную игрушку; находит игрушку, спрятанную под скрывающим предметом; ищет игрушку под 1 из 2 колпаков,  когда ее попеременно прячут то под одним, то под другим; снимает скрывающий предмет,  когда игрушка спрятана под одним из трех скрывающих предметов; смотрит в направлении источника звука или пытается его схватить, когда звук появляется сбоку (примерно на уровне его талии); поворачивает голову и смотрит то на один, то на другой источник звука или пытается их схватить,  когда два звука предъявляются с разных сторон; ищет глазами или тянется за предметом, который упал без шума; смотрит или так же и двигается в правильном направлении за предметом, который упал и покатился («Каролина»). Ребенок ищет взглядом, спрятанную у него на глазах игрушку; хорошо улавливает знакомую мелодию; концентрирует внимание на тихих звуках (например, тиканье часов), внимательно слушает их в течение долгого времени (Е.Ф. Архипова). Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Слушает тиканье часов (по Гриффитс). Долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты (Галанов А.С.). Ребенок ищет взглядом, спрятанную у него на глазах игрушку; хорошо улавливает знакомую мелодию; концентрирует внимание на тихих звуках (например, тиканье часов), внимательно слушает их в течение долгого времени (Ильина М.Н.).

Дв. с пред.

С предметами действует по- разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает…)   (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Демонстрирует правильные действия с игрушками, имеющими разные свойства; действует с двумя предметами, согласно их функции; играет с разными игрушками так, чтобы получить определенный результат; разрешает проводить по ручкам или ножкам шершавым предметом или сам проводит по нему ручками или ножками; исследует предметы пальцами; играет в воде; выпускает один предмет, чтобы взять другой; берет предмет, прижимая большой палец к указательному со средним; берет предмет, прижимая большой палец к боковой поверхности указательного (неполноценный пинцетный захват); тычет указательным пальцем; берет предмет, зажимая его между большим пальцем и кончиком указательного (полный пинцетный захват); тянется за игрушками и берет их, когда игрушка и рука находятся в поле зрения (этот навык необходимо адаптировать для слабовидящих детей); тянется за игрушками и берет их, когда игрушка (но не рука ребенка), находится в поле зрения (этот навык необходимо адаптировать для слабовидящих детей); смотрит в сторону предмета и зрительно контролирует движение руки к предмету (в случае отсутствия зрения определяет месторасположение «звучащей» игрушки по звуку); манипулирует предметами с помощью рук и пальцев; хлопает в ладоши («Каролина»). Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой, сотоящей из 2–3 колец (снимает кольца); бросает предметы с замахом; убирает препятствие, мешающее достичь игрушки (Е.Ф. Архипова). Нижний «пинцетный» захват; между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем, дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца (палочка) радиальный захват пальцами; предмет удерживается большим пальцем и другими двумя пальцами (кубик) радиальный пальцевой захват (Лаборатория Виндзор 1994г.). Скачок в развитии тонкой моторики; ребёнок берёт предметы уже не хватающим, а загребающим движением; обычно сначала трогает указательным пальцем, а затем берёт двумя пальцами (например, шарики, легкую игрушку) (Г. Люблина). Начинает целенаправленно  манипулировать пирамидкой  из  2-3  колец  (снимает, сбрасывает); пытается ставить кубик на кубик; запоминает, как реагировать на определенные фразы; поднимает руки, когда слышит фразу «такой большой»; снимает, сбрасывает кольца со стержня пирамидки; предпочитает играть со взрослыми, подражая их действиям (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). «Частичная» специализация -выведение большого и указательного пальцев; захватывает более мелкие предметы (кубики 2x2, шарик); раскачивает кольцо на веревке; мнет бумагу; переворачивает чашку, чтобы найти игрушку; бьет кубиком о стол (по Гриффитс). Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами (Галанов А.С.). Подражает взрослым, собирает игрушки, складывает их в коробку; пытается брать предметы двумя пальцами (Лич П.). Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой, состоящей из 2–3 колец (снимает кольца); бросает предметы с замахом; убирает препятствие, мешающее достичь игрушки; предпочитает играть с людьми, подражая их действиям; при появлении в поле зрения третьей игрушки выпускает из рук одну из двух игрушек, находящихся в руках, и берет третью; деятельность ребенка начинает приобретать целенаправленный характер: ребенок как бы предвидит результат действия (вкладывание предмета в предмет); начинает замечать, когда взрослый выходит из комнаты, и ждет его возвращения; понимает значение слов, коротких фраз; в состоянии определить высоту и края предметов; понимает, что своими действиями может чего-то добиться (Ильина М.Н.).

Дв.

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Подтягивает свое тело вперед в положении лежа на животе; подтягиваясь, становится на четвереньки; раскачивается взад и вперед стоя на четвереньках; играет с игрушками в асимметричном полусидящем положении; протягивает руку, лежа на спине; играя, держит ноги поднятыми; переворачивается со спины на живот; садится из положения лежа на животе или стоя на четвереньках («Каролина»). Садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно; переходит из положения сидя в положение для ползания; ползает некоординированно; встает на колени у опоры и удерживается в таком положении (Е.Ф. Архипова). Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно; передвигается на коленях (на четвереньках) самостоятельно (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Крутится на месте на полу (более усложненная реакция на ползание); может самостоятельно сидеть на полу; пытается ползать вперед и назад (по Гриффитс). Может стоять, держась за что-либо (Баженова О.В). Ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору; может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку (Галанов А.С.). Ползает на четвереньках; самостоятельно встает на ноги и ходит, держась за опору обеими руками (Лич П.). Стоит с поддержкой; ползает на животе (Кулагина И.Ю.). Садится самостоятельно из любого положения и сидит уверенно; переходит из положения сидя в положение для ползания; ползает некоординированно; встает на колени у опоры и удерживается в таком положении (Ильина М.Н.).

Нав.

Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками; формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Держит бутылочку; помогает, когда взрослый поит его; ест, не давясь, специальное детское питание; очищает нижнюю губу зубами; жует, совершая жевательные движения, такие же как взрослый; наслаждается игрой в воде («Каролина»). Пытается жевать, откусив кусочек хлеба или яблока; пьет из чашки, которую держит взрослый; снимает с головы шапку (Е.Ф. Архипова). Жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан) (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Пытается держать чашку когда пьет; стаскивает шапку (по Гриффитс). Пытается жевать, откусив кусочек хлеба или яблока; пьет из чашки, которую держит взрослый; снимает с головы шапку (Ильина М.Н.).

А.р.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Лепечет сочетания из гласных и согласных; использует два или более жеста, ассоциируемых с языковыми понятиями («больше нет», «еще», «пока-пока» и др.); пытается подражать новым звукам; имитирует знакомые «слова» из двух слогов (мама, папа, баба); экспериментирует с артикуляционными движениями, пытаясь подражать взрослому; выражает «хватит» и «не нравится», отворачиваясь  или пытаясь оттолкнуть; замечает и издает звуки, когда родитель собирается уйти; взглядом выбирает партнера по коммуникативному обмену; меняет громкость производимых звуков в зависимости от силы желаний(«Каролина»). Проявляет лепетную активность в ответ на обращение взрослого; в речи ребенка появляются такие звуковые сочетания, как «ма-ма», «па-па» (Е.Ф. Архипова). Подражая взрослому, учит новые слоги (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Издавать звуки или производить какие-либо действия по очереди со взрослым. Для того, чтобы привлечь к себе внимание, малыш кричит и плачет или громкими звуками протестует, когда кто-нибудь делает то, чего он не любит; приветствуя знакомого человека, улыбается и подает голос; развивается способность к подражанию; ребенок уже может имитировать действия: хлопать в ладоши или махать ручкой на прощание; имитирует доступные ему звуки, когда кто-нибудь их ему демонстрирует (М. Питерси, Р. Трилор). Фразовый лепет - четыре и более слогов; говорит «ма-ма», «па-па» (по Гриффитс). Псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему (Баженова О.В). Появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака») (Галанов А.С.). Пытаются копировать слова и интонацию (Лич П.). Проявляет лепетную активность в ответ на обращение взрослого; в речи ребенка появляются такие звуковые сочетания, как "ма-ма", "па-па" (Ильина М.Н.) .

П.Р.

На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их месторасположения; знает своё имя, оборачивается на зов (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Заранее ожидает появление характерных событий в знакомой «игре»; имитирует незнакомые движения; отвечает правильными жестами на «иди сюда» и на «пока-пока»; реагирует на «нет» (прекращает действие) («Каролина»). Понимает речевые инструкции без жестового подкрепления; находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте (Е.Ф. Архипова+ Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик» (Галанов А.С.). Знает имена знакомых людей, названия любимых игрушек; показывает части тела; любит играть в «Ладушки», «Сороку», прятки; понимает запреты и некоторые просьбы (Лич П.). Восстанавливает в памяти образ, когда перед ребенком нет сходного объекта (Кулагина И.Ю.). Понимает речевые инструкции без жестового подкрепления. Находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте (Ильина М.Н.).

Соц.

Догоняет ребёнка, ползёт ему навстречу; подражает действиям и движениям другого ребёнка (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Преодолевает препятствия, чтобы достать игрушки; принимает участие в простых играх; повторяет действия, которые вызвали смех у наблюдающих; упорствует в попытках достать предмет, или получить результат; тянет за шнурок, чтобы достать предмет или получить результат; повторяет действия, которые вызывают интересную реакцию окружающих. («Каролина»). Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровне; проявляет негативные реакции при навязывании общения с чужим человеком (Е.Ф. Архипова). Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Плачет, если убрать игрушку (по Гриффитс). Прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки (Баженова О.В). Различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста (Галанов А.С.). Подражает взрослым (Лич П.). Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровне; проявляет негативные реакции при навязывании общения с чужим человеком (Ильина М.Н.).

                                                                  Диагностика НПР детей с 6-12 мес. (на 10 мес.)

НПР

                                                    Диагностика

Слух. Зрит.

Ищет упавший предмет; хорошо дифференцирует звуки: узнает тиканье часов, лай собаки (Е.Ф. Архипова). Узнает себя и близких в зеркале (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили (Баженова О.В). Узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов (Галанов А.С.). Ищет упавший предмет; хорошо дифференцирует звуки: узнает тиканье часов, лай собаки (Ильина М.Н.).

Дв. с пред.

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает); действия с предметом принимают устойчивый характер (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Начинает пользоваться указательным жестом; деятельность ребенка начинает приобретать целенаправленный характер: ребенок как бы предвидит результат действия (вкладывание предмета в предмет); начинает замечать, когда взрослый выходит из комнаты, и ждет его возвращения; в состоянии определить высоту и края предметов; понимает, что своими действиями может чего-то добиться; начинает выполнять специфические действия с разными предметами; целенаправленно манипулирует с пирамидкой, состоящей из 2–3 колец (снимает кольца); открывает и закрывает коробочки; совершает неспецифические манипуляции с несколькими игрушками (например, сосет кольцо от пирамидки и стучит стержнем от пирамидки), попеременно рассматривая их; играет в игры с неидентичными ролями (роли, выполняемые взрослым и ребенком различны: например, взрослый дает платок, а ребенок прячется под него и т. д.) (Е.Ф. Архипова). «Пинцетный» захват; между дистальной частью большого пальца и указательного пальца, дистальный сустав большого пальца слегка согнут, большой палец противопоставлен; (палочка) предмет удерживается большим и ещё двумя пальцами (Лаборатория Виндзор 1994г.). Ребёнок добирается до всего, что его интересует, и изучает предметы органами чувств: стучит (слушает), берёт в рот (пробует на вкус), щупает (осязает), внимательно смотрит, что находится внутри предмета, и т.д. (Основной принцип обучения – радостное подражание) (Г. Люблина). Указательным и большим пальцами берет мелкие предметы; пользуется «указательным жестами»; хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает; усвоение условных действий с игрушками и предметами (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Играет с подвешенными игрушками; осознанно бросает предметы; стучит двумя кубиками друг о друга; поднимает крышку с коробки (по Гриффитс). Может взять маленький предмет (таблетку, горошину), появляются первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком, подтягивает предмет, снимает кольца с пирамиды) (Баженова О.В). Проявляя интерес, действует со знакомыми предметами в зависимости от их свойств и назначения: достает, вкладывает, открывает, катает, ставит, сжимает, гремит и т. д.; подражает новым действиям взрослого с игрушками (Волосова Е.Б). Собирает пирамидку; показывает части тела другого человека; под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия; начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает); может самостоятельно играть 20-30 минут (Галанов А.С.) . Берет предметы большим и указательным пальцами (переход от "пинцетного" захвата к "щипковому"); начинает пользоваться указательным жестом; начинает выполнять специфические действия с разными предметами; целенаправленно манипулирует с пирамидкой, состоящей из 2–3 колец (снимает кольца); открывает и закрывает коробочки; совершает неспецифические манипуляции с несколькими игрушками (например, сосет кольцо от пирамидки и стучит стержнем от пирамидки), попеременно рассматривая их; играет в игры с неидентичными ролями (роли, выполняемые взрослым и ребенком различны: например, взрослый дает платок, а ребенок прячется под него и т. д.) (Ильина М.Н.).

Дв.

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с неё; идёт вперёд с поддержкой за обе руки  (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Пытается вставать самостоятельно, цепляясь за решетку кровати; стоит у опоры, держась двумя руками; с помощью «падения» переходит из положения, стоя в положение сидя; ползает на руках и коленях с перекрестной координацией (Е.Ф. Архипова). Стоит у опоры, встает самостоятельно (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Стоит при поддержке; хорошо сидит в стуле (по Гриффитс). Ползает на животе, уверенно сидит, сам садится (Баженова О.В). Поднимается, придерживаясь за опору, приставным шагом передвигается к игрушке, берет ее одной рукой (Волосова Е.Б). Стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки (Галанов А.С.). Без помощи взрослых забирается на низкий стул, диван и спускается с него (Лич П.). Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками (Кулагина И.Ю.). Пытается вставать самостоятельно, цепляясь за решетку кровати; стоит у опоры, держась двумя руками; с помощью "падения" переходит из положения стоя в положение сидя; ползает на руках и коленях с перекрестной координацией (Ильина М.Н.).

Нав.

Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками; формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Тянет к чашке руки, двумя руками поддерживает снизу чашку, направляет ко рту, пьет (Волосова Е.Б). 

А.р.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Подражая взрослому, воспроизводит новые слоги; часто и протяжно вокализирует при манипуляциях с игрушками (Е.Ф. Архипова). Называет людей и предметы слогами (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Говорит два слова (по Гриффитс). Появление вокализаций в конце и в начале действий; пытается выразить свои желания с помощью звуков (Баженова О.В). Прислушиваясь к голосу взрослого, следя за движением его губ, сразу или через 1—2 минуты повторяет слоги, подражает звукам (Волосова Е.Б). Повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого (Галанов А.С.). Запоминают новые слоги и звуки, уверенно повторяют их за взрослыми (Лич П.). Подражая взрослому, воспроизводит новые слоги; часто и протяжно вокализирует при манипуляциях с игрушками (Ильина М.Н.).

П.Р.

По просьбе «Дай» находит искомый предмет и даёт его; при заигрывании с ним («Догоню-догоню», «Сорока-сорока», «Прятки»…) выполняет разученные действия и движения (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Начинает выполнять простые одноступенчатые инструкции; показывает части лица у куклы и у взрослого; понимает значение слов, коротких фраз (Е.Ф. Архипова). Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого; начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Качает головой, «да» или «нет» (по Гриффитс). На вопрос взрослого «Где ... ?» ребенок находит взором знакомый предмет, независимо от его местоположения; по просьбе выполняет знакомые действия с игрушками (Волосова Е.Б). Показывает некоторые предметы в соответствии с их название (Галанов А.С.). Начинает выполнять простые одноступенчатые инструкции; показывает части лица у куклы и у взрослого (Ильина М.Н.).

Соц.

Действует рядом с ребёнком или одной игрушкой с ним (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Реагирует на свое отражение в зеркале - смеется, играет с ним; машет рукой, говоря «до свидания» (по Гриффитс). Тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отвечает взглядом или движением на вопрос «где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает один-два звуковых обозначения предметов (Баженова О.В). Услышав свое имя, поворачивается, приближается к взрослому, может улыбаться ему; достигая результата в действиях с предметами, выражает радость, улыбается, смеется; подражая взрослому при совместных оживленных играх, ребенок радуется, смеется, производит характерные движения (Волосова Е.Б). Реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный (Галанов А.С.).

                                                                  Диагностика НПР детей с 6-12 мес. (на 11 мес.)

НПР

                                                    Диагностика

Слух. Зрит.

Узнает себя и близких в зеркале; начинает узнавать предметы на картинках; хорошо дифференцирует звуки: узнает тиканье часов, лай собаки (Е.Ф. Архипова). Осознанно играет колокольчиком; реагирует на музыку, пение; интересуется заводными (по Гриффитс). Внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение (Галанов А.С.) . Узнает себя и близких в зеркале; начинает узнавать предметы на картинках.

Дв. с пред.

Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по просьбе взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Берет предметы большим и указательным пальцами (переход от «пинцетного» захвата к «щипковому»); пытается надевать колечки на стержень пирамидки; активно пользуется указательным жестом; обнаруживает, что заполучить нужные предметы можно не только непосредственно взяв их руками, но и подтянув их при помощи другого предмета; деятельность ребенка начинает приобретать целенаправленный характер: ребенок как бы предвидит результат действия (вкладывание предмета в предмет); в состоянии определить высоту и края предметов; понимает, что своими действиями может чего-то добиться; играет самостоятельно около взрослого 15–20 минут; пытается надевать колечки на стержень пирамидки, ставить кубик на кубик; для того чтобы не уронить одну из двух игрушек, поддерживает ее с помощью рта, локтя, освободив руку, берет третью игрушку; катает машинку; среди ярких и крупных игрушек находит и берет мелкие предметы (Е.Ф. Архипова). Малыш пытается использовать их функционально, то есть по целевому назначению: из кубиков пытается строить, из чашки – пить, куклу укладывает спать, укачивая; ребёнок готовится овладеть вершиной ручных и сенсорных способностей – умением нанизывать кольца на стержень пирамидки (Г. Люблина). Пытается нанизывать колечки на стержень пирамидки; деятельность  приобретает  характер  целенаправленной,  ребенок как  бы предвидит  результат  своего  действия  (складывает  игрушку  в  коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке); играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одевает кольца на штырь (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту; полная специализация большого и остальных пальцев; может указывать предмет пальцем; находит спрятанную игрушку; пытается вынуть кубик из коробки; удерживает три кубика (по Гриффитс). Складывает игрушки или какие-либо иные предметы в корзинку (Баженова О.В). Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь; показывает части своего тела; умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками; собирает пирамидку (Галанов А.С.). Пытается надевать колечки на стержень пирамидки; активно пользуется указательным жестом; обнаруживает, что заполучить нужные предметы можно не только непосредственно взяв их руками, но и подтянув их при помощи другого предмета; играет самостоятельно около взрослого 15–20 минут; пытается надевать колечки на стержень пирамидки, ставить кубик на кубик; для того чтобы не уронить одну из двух игрушек, поддерживает ее с помощью рта, локтя, освободив руку, берет третью игрушку; катает машинку; среди ярких и крупных игрушек находит и берет мелкие предметы (Ильина М.Н.).

Дв.

Стоит самостоятельно; делает первые самостоятельные шаги (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Сидя опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть; стоит у опоры, держась одной рукой; опускается на пол, держась рукой за мебель; уверенно ползает на руках и коленях; ходит при поддержке за обе руки; ходит по манежу, держась за бортики (Е.Ф. Архипова). Стоит самостоятельно (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Поднимается сам, держась за что-то; может долго стоять, держась за что-то; полноценное ползание на «четвереньках» (по Гриффитс). Переступает ногами (Баженова О.В). Стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги (Галанов А.С.). Передвигается с поддержкой по комнате; начинает ходить самостоятельно (сначала ходит, расставив ноги и вытянув руки в стороны и вперед, постепенно координация движений все более совершенствуется, и малыш начинает ступать твердо, не теряя равновесия) (Лич П.). Стоит без поддержки (Кулагина И.Ю.). Сидя опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть; стоит у опоры, держась одной рукой; опускается на пол, держась рукой за мебель; уверенно ползает на руках и коленях; ходит при поддержке за обе руки; ходит по манежу, держась за бортики (Ильина М.Н.).

Нав.

Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками; формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.). Держит ложку, чашку; берет пищу руками (Е.Ф. Архипова). Помогает одеваться (Баженова О.В). Ест ложкой; пьёт из чашки, держа ее обеими руками (Лич П.). Держит ложку, чашку; берет пищу руками (Ильина М.Н.).

А.р.

Произносит первые слова- обозначения («Мама», «авав», «биби», «дай»…) (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+ Гончарова О.В.  ). Называет людей и предметы отдельными слогами; осваивает интонации: просьбы, отказа, удивления и другие: сопровождает слова жестами: говоря «пока», машет рукой; отвечая «нет», качает головой; начинает произносить первые осмысленные слоги (Е.Ф. Архипова). Пытается воспроизвести интонационную картину речи взрослых; при этом часто первым можно услышать требовательный тон; делиться со взрослым своими впечатлениями о том, что он увидел: взглянет на что-нибудь, а потом посмотрит на вас и подаст знак жестом или звуком4 пподает голос, чтобы вступить в контакт со взрослым; может подражать мимике другого человека: кашлять, моргать, облизываться; он любит имитировать действия, которые сопровождаются звуками, например, погладив себя по животу, произнести что-то вроде: "ням-ням" (М. Питерси, Р. Трилор). Лепечет предложения (по Гриффитс). Обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке (Галанов А.С.). Овладевает и оперирует в речевом общении несколькими словами (Лич П.). Называет людей и предметы отдельными слогами; осваивает интонации: просьбы, отказа, удивления и другие; сопровождает слова жестами: говоря "пока", машет рукой; отвечая "нет", качает головой; начинает произносить первые осмысленные слоги (Ильина М.Н.).

П.Р.

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку…); появляются первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе взрослого- даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, все мячи, машины, часы…(Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт). Понимает значение слов «нельзя», «дай»; по слову взрослого выполняет действия с игрушками; понимает значение слов, коротких фраз                                    (Е.Ф. Архипова+ Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу») (Галанов А.С.). Выполняет просьбы взрослых и простые поручения, кивает головой в знак согласия (Лич П.). Понимает значение слов "нельзя", "дай"; по слову взрослого выполняет действия с игрушками (Ильина М.Н.).

Соц.

Радуется приходу детей; избирательно относится к детям (Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт+Гончарова О.В.). Начинает меньше бояться незнакомых людей; начинает проявлять робость, любопытство; подает близкому человеку предмет, если его просят об этом жестом или словом; начинает замечать, когда взрослый выходит из комнаты, и ждет его возвращения (Е.Ф. Архипова). Машет рукой на прощание (Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни). Проявляет свою любовь; берет в рот, сосет свой палец на руке (по Гриффитс). Бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться (Баженова О.В). Появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему (Галанов А.С.). Начинает меньше бояться незнакомых людей; начинает проявлять робость, любопытство; подает близкому человеку предмет, если его просят об этом жестом или словом (Ильина М.Н.).

Литература:

1. Е.Ф. Архипова «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка»; Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г.

2. Джонсон-Мартин Нэнси, Хаккер Бонни, Аттермиер Сюзен  Программа "Каролина" Издательство: Каро, 2005 г.

3. Г.В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э.Л. Фрухт «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста»; М. ВУНМЦ 1996г.

4. Образцы захватов (Лаборатория Виндзор, 1994) chudologoped.ru›…zakhvatov_laboratoriya_vindzor…

5. Панова Л.А. Курсовая работа «Методы диагностики состояния мелкой моторики детей раннего возраста» http://www.allbest.ru/; bestreferat.ru›referat-182881.html

6. «Карта нормального развития психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни»

sch1208uv.mskobr.ru›files/karta_normal_nogo_…

7. Корнев А.Н. «Основные показатели психической зрелости у детей раннего возраста» СПб., 2001г.

8. Питерси М. и Трилор Р. «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии» М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001г.

9. Кешишян Е.С. «Психомоторное развитие детей первого-второго года жизни (Шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Кешишян Е.С.))» М., 2000 г.

11.Баженова О.В. «Диагностика психического развития детей первого года жизни»- М., 1986г.

12.Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)» - М. : Линка-Пресс, 1999г.

13. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года» М. : Аркти, 2001г.

14. Лич П. «Младенец и ребенок (от рождения до 5 лет)» И.- Педагогика 1985г.

15. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет)». - М.: Изд-во УРАО,1997г.

16. Ильина М.Н. «Развитие ребенка с 1-го дня жизни до б-ти лет»- СПб., 2001г.

17. Гончарова О.В. «Пособие по уходу за малышом» -М.: Экспосинтез, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей....

Диагностика одарённости детей дошкольного возраста

Предлагаемый комплект методик для углубленного изучения сфер деятельности одаренных детей по критериям психологического мониторинга. Можно выбрать одну или несколько методик, в зависимости от индивид...

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...