Доклад на тему «Речевое развитие дошкольников через театрализованную игру»
консультация (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Театрализация как средство педагогического воздействия - это наиболее сильный и при этом тонкий рычаг воздействия на психофизическую природу ребёнка. Однако игровой материал требует тщательного отбора в соответствии с репертуаром и возможностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Доклад на тему

 «Речевое развитие дошкольников через

театрализованную игру»

Воспитатель:

                                                                                                                Карлик С.А.

Педагогический совет:

«Речевое развитие дошкольников

в процессе освоения всех

образовательных областей и через

различные виды детской деятельности.

Г.о. Электрогорск

4 марта 2018г.

Театрализация как средство педагогического воздействия - это наиболее сильный и при этом тонкий рычаг воздействия на психофизическую природу ребёнка. Однако игровой материал требует тщательного отбора в соответствии с репертуаром и возможностями детей.

Театрализованная деятельность позволяет развивать коммуникативные возможности речи дошкольников, в частности, через ролевое разыгрывание литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). При реализации задач развития речи я опиралась на воспитательные возможности театрализованной деятельности: тематика театрализованных представлений не ограничена и может удовлетворить интересы и желания любого ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется лексический запас речевого словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

   Я поставила перед собой. Цель – эффективно, но ли влияет театрализованная деятельность на развитие речи старших дошкольников.

    По ФГОС в дошкольном учреждении к речевому развитию детей предъявляются следующие требования:

-овладение речью как средством общения;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На сегодняшний день отмечается общее ухудшение состояния связной речи, когда пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, при рассказывании по картинкам перечисляются отдельные предметы и действия. Детям трудно выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Всё это может привести к коммуникативной некомпетентности, когда дети не умеют слушать, устанавливать контакт, выражать свою позицию в диалоге, проявляют вербальную активность, не соответствующую речевой ситуации, не могут развернуть (уточнить) свое высказывание или просто отмалчиваются, таким детям будет трудно в будущей школьной и самостоятельной жизни.

Из педагогической литературы мы знаем, что развивать речь детей нужно с раннего возраста. На разных возрастных этапах воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение пользоваться в диалоге.

Старшие дошкольники владеют как ситуативной речью, так и более сложной объяснительной и контекстной.

Театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи, воображения, развитие адаптивного процесса общения, формирования основ образного мышления и, таким образом, повышает эффективность речевого развития дошкольников.

Для обследования общего речевого развития я использовала методику А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной.

Половина детей группы показали низкий уровень развития связной речи, словаря и грамматики.

Это объясняется тем, что в настоящее время нерадивые родители приучают детей к компьютерным играм, много времени ребята проводят за просмотром мультфильмов, а т.к. родителям приходится много работать, у них не остается времени для игр и общения с детьми. У большей части детей при пересказе не используется вариативность речи. Большинство ребят при составлении рассказа передают только основную информацию, дополнительная информация отсутствует. Составленные рассказы детей не отличаются оригинальностью. Ни у кого не было отмечено творческого подхода к выполнению заданий. Словарный запас у многих детей скуден.

Таким образом проведенное тестирование показало необходимость дополнения рабочей программы по развитию речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи я решила проводить с помощью театрализованной деятельности.

В своей работе я использовала такие формы и методы работы:

А) Выразительное чтение и пересказ сказки;

Б) Обсуждение сюжета, поведения героев, их успеха и неудач;

В) Выявление художественных средств для выделения главных черт образов персонажей сказки;

Г) Подготовка, репетиции и театрализованное исполнение сказочного сюжета;

Д) Проведение конкурсов;

Е) Дидактические игры;

Ж) Организация выставок рисунков и поделок по мотивам изучаемых сказок;

З) Работа с родителями.

    Первой сказкой была сказка «Теремок», т.к. она знакома каждому ребёнку и речь персонажей сказки все дети знают наизусть. Ребята учились просить впустить в домик и отказывать.

Работая над постановкой сказки «Зимовье зверей». Здесь было выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам: «Кто и как готовился к зиме?», обсуждение поведения зверей, загадки про зверей, пословицы к сказке (Глаза страшатся, а руки делают, сетью от холода не прикроешься, дружные чайки и ястреба забьют).

 При работе над сказкой «Лисица и журавль» мы попробовали с ребятами устроить театр пантомимы, и дети невербальными средствами показывали лисицу и журавля. Данная работа способствует развитию воображения, первоначальных творческих проявлений.

Играя в сказку «Вежливый мышонок» мы учились пересказу, рисовали с ребятами сюжет сказки, обыгрывали эпизоды с помощью пальчикового театра. Эта работа воспитывала вежливость, способствовала развитию творческих способностей, развивала моторику.

К 23 апреля «Всемирному дню книг», для родителей ребята приготовили спектакль «Красная шапочка».

Перед показом спектакля, шла подготовка. Дети учились пересказывать сказку, рисовали сюжет, обыгрывали эпизоды с помощью настольного театра, также импровизировали разговор Красной шапочки с волком, с мамой, с бабушкой, с охотниками. Пробовался показ мини- спектакля.

Обыгрывая сказку «Лисичка сестричка и серый волк» дети учились пересказу, рисованию сюжета сказки, обыгрыванию эпизодов с помощью настольного театра, также импровизировали разговор лисы с серым волком, волка с бабками, бабки с дедом,

   Для того чтобы, театрализованная деятельность была более эффективной по развитию речи детей нами использовались различные игры,

«Поиграем в сказку» Дети, меняя высоту голоса, изображают героев сказки «Три медведя»

«Продолжи сказку» Воспитатель начинает, а дети продолжают придумывать сказку. Каждый последующий игрок повторяет начало сказки и придумывает продолжение.

«Кто больше заметит небылиц?» Воспитатель читает отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» Кто заметит больше небылиц и положит соответствующее количество фишек, тот и выигрывает.

«Исправь ошибку» Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

«Телефон» Задача воспитателя донести до ребенка всю прелесть, юмор стихов К. Чуковского. Поэтому, выразительно читая их, не следует отступать от текста. Но от малышей этого не требовалось. Они высказывали просьбу зверей своими словами. Как бы переспрашивая, воспитатель повторял просьбу стихами автора.

Как бы не слыша или не понимая просьбы, давал и детям послушать, попросив зверят еще и еще раз повторить просьбу.

   После проведённых занятий я провела повторное обследование общего развития речи детей по той же методике.

Сравнив результаты обследования детей до и после проведения театрализованной деятельности, я увидела положительную динамику общего уровня развития речи детей. Уменьшилось количество детей с низким уровнем развития речи.  Следовательно, работа проделана не зря и дала хорошие результаты. Основная часть детей научились использовать вариативность речи при рассказе. В рассказах стало прослеживаться творчество ребят.

 Я пришла к следующему выводу: «Театрализованная деятельность эффективно влияет на процесс речевого развития дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Речевое развитие детей раннего возраста."

В докладе помещён  материал на тему "Развитие речи детей раннего возраста" и предназначен  для воспитаталей групп раннего возраста....

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Доклад на тему:"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Речевое развитие детей дошкольного возраста...

Доклад на тему: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

laquo;Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие...

Доклад на тему: «Речевое развитие дошкольников средствами ЦОР 5 – 6 лет »

Доклад на тему:«Речевое развитие дошкольников средствами ЦОР 5 – 6 лет »...