Аналитическая записка воспитателя за три года к конкурсу "Воспитатель года"
методическая разработка (подготовительная группа)
Аналитическая записка воспитателя к конкурсу "Воспитатель года" содержит анализ проведенной работы за последние три года, в ней отражена положительная динамика развития детей и дальнейшие перспективы развития детей и педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_zapiska.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Мининой Ольги Ивановны,
Воспитателя МБДОУ «Детский сад №45» ГО Верхняя Тура
В настоящее время я работаю воспитателем в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад №45». Общий трудовой стаж 22 года, стаж педагогической работы 13 лет. В работе с детьми реализую инновационную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. Главной целью своей работы считаю разностороннее развитие каждого ребёнка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, а также успешную подготовку к школе.
На протяжении трех лет углублённо работала по теме «Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста». Полноценная работа по этому направлению необходима в качестве важнейшего средства познавательного, художественно-эстетического, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Регулярно приглашала в ДОУ сотрудника библиотеки им. Павленкова Бажину Елену Константиновну для проведения познавательных мероприятий (чтений, викторин и др.) в рамках своего проекта. Итоговая диагностика по художественно-эстетическому развитию детей в мае 2017 года показала следующие результаты: высокий уровень – 37%, средний - 49%, низкий - 14%, в мае 2018 года высокий уровень у 42%, средний уровень у 50%, низкий у 8% детей. В мае 2019 года высокий уровень – 51%, средний – 45%, низкий у 4% детей. У детей сформирован устойчивый интерес и потребность в чтении художественной литературы, наблюдается положительная динамика развития речи и эстетического восприятия. Благодаря интересу к чтению художественной литературы, а также в результате индивидуальной работы уже научились читать по слогам 20% детей группы. Цель проекта достигнута – сформирован интерес детей к чтению художественной литературы, который станет фундаментом успешного обучения в школе.
Одной из важных задач своей педагогической деятельности считаю сохранение и укрепление здоровья детей. Оздоровительную работу с дошкольниками осуществляю следующим образом:
- контролирую режим двигательной активности детей в течение дня (динамические паузы с использованием аудиозаписей, физминутки, подвижные игры, ходьба по массажной дорожке после сна), грамотно чередую физическую и интеллектуальную нагрузку;
- регулярно провожу в режимных моментах и во время НОД беседы о здоровом образе жизни, использую приемы релаксации и смехотерапии (посредством чтения потешек, небылиц, юмористических рассказов Н.Носова);
- тесно взаимодействую с семьями по укреплению здоровья детей: разрабатываю консультации, памятки для информационного стенда по вопросам сохранения здоровья воспитанников, соблюдаю правила профилактики инфекционных заболеваний, в том числе новой коронавирусной инфекции Covid-19.
Результатом работы по этим направлениям является стойкая динамика снижения простудных и инфекционных заболеваний, посещаемость группы повысилась: 2017-2018 учебный год- 76%, за 2018-2019 учебный год – 84%, за 2019-2020 учебный год - 90%.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2017 -2018, 2018– 2019, 2019-2020гг. проводился мониторинг (автор-составитель Н.В.Верещагина) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы по пяти образовательным областям («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»). В течение каждого учебного года данный мониторинг был проведен дважды – в сентябре и в мае.
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
- систематические наблюдения;
- организация специальной игровой деятельности;
- получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
- анализ продуктов детской деятельности.
Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми подготовительной группы образовательной программы по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года. Получены результаты обследования воспитанников в количестве 20 человек, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и всей группы в целом:
В 2017-2018 учебном году:
Познавательное развитие: высокий уровень – 40% детей; средний уровень – 50%; низкий уровень – 10%.
Речевое развитие: высокий уровень - 15% детей; средний уровень – 35%; низкий уровень – 50%.
Художественно-эстетическое развитие: высокий уровень – 35% детей; средний уровень – 45%; низкий – 20%.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень – 60% детей; средний уровень – 25%, низкий – 15%.
Физическое развитие: высокий уровень – 55% детей; средний уровень – 40%; низкий уровень – 15%.
В 2018-2019 учебном году:
Познавательное развитие: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 40%; низкий – 10%.
Речевое развитие: высокий уровень: 20% детей; средний уровень – 50%; низкий – 30%.
Художественно-эстетическое развитие: высокий уровень – 50% детей; средний уровень – 35%; низкий – 15%.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень – 65% детей; средний уровень – 25% низкий – 10%.
Физическое развитие: высокий уровень – 65% детей; средний уровень – 25%; низкий уровень –10 %.
В 2019-2020 учебном году:
Познавательное развитие: высокий уровень – 55% детей; средний уровень – 40%; низкий – 5%.
Речевое развитие: высокий уровень: 25% детей; средний уровень – 50%; низкий – 15%.
Художественно-эстетическое развитие: высокий уровень – 55% детей; средний уровень – 35%; низкий – 10%.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень – 85% детей; средний уровень – 15%, низкий – 0%.
Физическое развитие: высокий уровень – 85% детей; средний уровень – 10%; низкий уровень – 5%.
Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года на протяжении трех лет показывает рост усвоения детьми программного материала. Прослеживается положительная динамика развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы находятся в пределах высокого и среднего уровня, а это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах диагностики. Виден положительный результат проделанной работы - низкий уровень усвоения программы детьми сведён к минимуму.
В данный период времени я реализую долгосрочный проект «Лего конструирование как средство развития творческой активности детей». В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Одной из первостепенных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят перед педагогами в рамках образовательных стандартов. Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
- единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;
- учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. В ходе игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом, настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно-игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.
Легоконструирование является уникальным инструментом для увлекательного и всестороннего развития детей, раскрывает потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей:
- творческий потенциал;
- мыслительные и коммуникативные возможности;
- речь;
- знания об окружающем мире;
- внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;
- элементарные математические представления.
Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Игры с конструкторами «Лего» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Важно чаще предлагать детям такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать и позволяет открывать в самом себе новые возможности, тогда это является сильным и действенным стимулом к занятиям по легоконструированию.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Задачи проекта:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии легоконструирования.
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленное на поддержку и развитие познавательной, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения.
Перспективно-тематическое планирование.
Месяц | Тема | Цели |
Январь 2020 | 1. Вводное занятие «История Лего. Кубики Лего» | Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с лего-конструктором. |
2. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
3. Конструирование мостика. | Учить строить мостик, отбирать и соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. | |
Февраль | 4.«Дом поросенка Наф-Наф» | Формировать обобщенные представления о домах. Учить создавать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части дома (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить с понятием фундамент. |
5. Конструирование по замыслу. | Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Март | 6. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
7. Работа с родителями. Знакомство с программой Lego Digital Designer и внедрение ее в совместную деятельность с родителями. | Познакомить родителей с программой Lego Digital Designer и научить ею пользоваться, создавая постройки и развивая интерес детей к конструированию. | |
Апрель | 8. «Грузовая машина» | Учить создавать простейшую модель грузовой машины из среднего и мелкого наборов Лего. Учить отбирать необходимые детали для постройки, закреплять навыки их соединения. Учить выделять основные части и детали грузовой машины, рассказывать о ней. |
9. Конструирование по замыслу с использованием программы Lego Digital Desinger. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, воплощать ее в жизнь, используя все возможности программы Lego Didital Desinger. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Май | 10. «Воздушный транспорт» | Учить детей строить воздушный транспорт по схеме и по замыслу. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования. Учить детей рассказывать о своей постройке. |
11.Свободное конструирование по теме «Парк развлечений». | Учить обдумывать содержание будущей постройки, подбирать необходимые детали, воплощать постройку в жизнь и рассказывать о ней. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Июнь | 12. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
13. «Животные зоопарка». Конструирование по схемам. | Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы скрепления деталей; передавать особенности предметов и фигур животных средствами конструктора Лего. | |
14. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Июль | 15. «Водный транспорт» | Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования. |
16. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Август | 17. Конструирование по замыслу с использованием программы Lego Digital Desinger. | Работа индивидуальная и в виде совместной игры ребенка с родителями. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать воображение и самостоятельность. |
Сентябрь | 18. «Город моей мечты» | Продолжить учить работать с конструктором Лего, создавать постройки по собственному замыслу и определенным условиям. Закрепить знания детей о строении одноэтажных и многоэтажных домов, воплотить свои фантазии в постройки из мелкого и среднего наборов Лего. Повторить правила работы с конструктором. |
19. Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу, воображение, самостоятельность. | |
Октябрь | 20. Конструирование по условиям.
| Развивать фантазию и воображение детей. Учить создавать постройку по заданным условиям Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу. |
Ноябрь | 21. «Загадочный мир космоса» | Продолжить учить работать с конструктором Лего, создавать постройки по собственному замыслу и определенным условиям. Закрепить знания детей о космосе, воплотить свои впечатления в постройки из мелкого и среднего наборов Лего. Повторить правила работы с конструктором. Учить работать с программой Lego Didital Desinger. |
Декабрь | 22. Итоговое занятие «Фантазируй». | Учить детей создавать постройки по собственному замыслу, опираясь на полученные навыки работы с конструктором Лего. Развивать воображение, творческие способности, умение планировать работу |
Ожидаемые результаты проекта:
- формирование интереса детей к легоконструированию;
- создание единого социально-образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на развитие познавательной, социальной и творческой активности дошкольников;
- накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ;
-повышение педагогической компетенции родителей, полноценное общение с ребёнком в кругу семьи.
Работа по проекту ещё не закончена, но уже присутствуют промежуточные результаты: значительно повысился интерес родителей к участию в различных проектах, выставках в рамках ДОУ и на муниципальном уровне. Анкетирование родителей показало положительную динамику участия в жизни группы и детского сада. За период 2018 год – 2020 год увеличилось число активных родителей на 15%, а родителей наблюдателей уменьшилось. В 2020 году Кузьминых Марина стала участницей муниципального этапа конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Первые шаги в науку». Радует то, что родители группы поддержали детей в их увлечении легоконструированием и приобрели для своих детей конструкторы «Лего», что повлияло на создание творческих работ в кругу семьи и в представлении своего творчества в группе. В дальнейшем я планирую совершенствовать систему своей работы по легоконструированию, продолжить работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках. Также проект предусматривает внедрить инновационную технологию в работе с воспитанниками - познакомить родителей и научить работать детей с программой Lego Digital Desinger. Ранее я уже использовала эту программу в работе с детьми прошлого выпуска, и этот опыт был успешен.
Весной этого года из-за сложившейся неблагоприятной обстановки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19 мной было организовано дистанционное развитие и обучение детей подготовительной группы. Посредством создания родительской группы в социальных сетях, у меня была возможность дистанционно проводить занятия, пересылать для показа детям фото, аудио и видеоматериалы по различным темам в соответствии с рабочей программой. Результаты продуктивной деятельности детей по всем темам дистанционного обучения родители представляли в родительский чат для онлайн-выставки. Также это служило хорошим стимулом для неактивных родителей. В период совместной дистанционной работы было привлечено 80% родителей. Этот факт дал мне, как воспитателю, стимул к дальнейшему самообразованию. Мною были пройдены курсы повышения квалификации:
Всероссийский форум «Педагоги России: инновации в образовании», 20-часовой образовательный курс по теме «ИКТ технологии в образовании: базовый уровень» c 03.08.2020 по 10.08.2020г. по следующим темам:
- «Концепция здоровьесберегающего дистанционного формата»;
- «Мотивация родителей к сотрудничеству в дистанционном формате»;
- «Игровые форматы дистанционного обучения в детском саду»;
- «Онлайн-ресурсы для организации дистанционного формата в детском саду и начальной школе»;
- «Рефлексия результатов в рамках дистанционного взаимодействия»;
- «Математика выпускнику детского сада в онлайн».
С целью повышения эффективности образовательной деятельности я использую информационно – коммуникационные технологии. Свободно владею программами Microsoft Office Word, Microsoft Pour Point, пользуюсь Интернет – ресурсами для подбора иллюстративного и презентационного материала к занятиям, оформления информационных стендов для родителей.
Всю групповую документацию (списки детей, табеля посещаемости, журнал утреннего приёма детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование и т.п.) веду в электронном виде.
Благодаря курсам повышения квалификации владею программами для создания и озвучивания презентаций Movavi Video Suite и Video Pappet, а также Wordwall (программа создания учебных ресурсов с помощью шаблонов). Также недавно мною был создан личный сайт воспитателя, и сейчас я его активно наполняю полезной информацией как для родителей, так и для педагогов.
Постоянно стимулирую детей к творчеству - создаю условия для их индивидуального развития, в самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности предоставляю свободу выбора материалов, возможность экспериментировать и выбирать каждому ребёнку тот вид деятельности, который ему по душе.
В течение отчетного периода был накоплен опыт практических результатов моей педагогической деятельности, который представляю в педагогическом коллективе своего ДОУ, а также на муниципальном и всероссийском уровне. Размещаю учебно-методические материалы и совместные с воспитанниками достижения на личном сайте.
За активную творческую работу, за активное участие в городских мероприятиях была награждена почетными грамотами, дипломами и благодарственными письмами:
- Диплом отдела управления образованием ГО Верхняя Тура участника фестиваля «Наши дети» за подготовку детской хореографической композиции «Кадриль» от 2017г.;
- Грамота ГО Верхняя Тура за участие по пляжному волейболу среди производственных коллективов и организаций от 24.06.2017г.;
- Грамота главы ГО Верхняя Тура «За значительный вклад в дело образования и воспитания дошкольников, творческий поиск, высокое профессиональное мастерство» от 05.10.2018г.;
- Грамота ГО Верхняя Тура за 3 место в смотре-конкурсе на лучший уголок по ПДД в МБДОУ от 18.02.2019г.;
- Грамота ГО Верхняя Тура за 3 место в номинации «Лучшая снежная фигура» смотра-конкурса детских площадок в МБДОУ от 14.02.2019г.;
- Диплом участника муниципального этапа конкурса для детей старшего дошкольного возраста «Первые шаги в науку» за исследовательскую работу «Легоконструирование» (награждена Кузьминых Марина) от 2020г.;
- Диплом за 2 место в Международном танцевальном конкурсе в Чехии «Танцевальный калейдоскоп» за танец «Лимонадный дождик» (награждены воспитанники подготовительной группы) МБДОУ «Детский сад №45» от 01.11.2020г.;
- Диплом победителя Всероссийского конкурса детских рисунков «Зимушка-зима», название работы «Лиса в зимнем лесу» (3 место) Нурсаяповой Юлии от 11.12.2020г.;
- Диплом победителя Всероссийского конкурса детских рисунков «Зимушка-зима», название работы «Заяц в зимнем лесу», (3 место) Широких Константину от 11.12.2020г.;
- Благодарственное письмо редакции Всероссийского сетевого педагогического издания «Высшая школа делового администрирования» S-BA.RU. за подготовку обучающихся к участию во Всероссийском детском конкурсе рисунка «Зимушка-зима» от 11.12.2020г.
Занимаю активную жизненную позицию, участвую в мероприятиях города и ДОУ, являюсь председателем трудового коллектива.
В дальнейшем я планирую продолжать свою педагогическую деятельность воспитателем, так как пришла к уверенности в том, что приношу пользу детям и их родителям, в результате моих усилий виден положительный результат. Эта работа мне по душе, она приносит мне радость общения с воспитанниками, заряжает их и меня стимулом к дальнейшему развитию.
Весной этого года я выпускаю детей подготовительной группы в школу, и в сентябре буду набирать новую группу детей. С ними я планирую продолжать работу по всем перечисленным выше направлениям, учесть некоторые ошибки, а также вносить новое и инновационное в свою профессиональную деятельность, заниматься самообразованием и развивать потенциал своих будущих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка участника районного конкурса "Воспитатель года"
Аналитическая записка участника конкурса "Воспитатель года"...
Аналитическая записка на конкурс "Воспитатель года - 2018"
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет...
Аналитическая записка на конкурс "Воспитатель года - 2019"
Игра – ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) должен ос...
Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года- 2021"
Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года -2021"...
«Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности» участника муниципального конкурса «Воспитатель года-2020»
Анализ результатов педагогической деятельности за последние 3 года....
Аналитическая записка участника конкурса "Воспитатель года - 2020"
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже недостаточно получить базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать сов...
Аналитическая записка "Воспитатель глазами родителей"
Аналитическая записка "Воспитатель глазами родителей"...