НОД "На поиски шахматной королевы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тетерина Ольга Александровна

НОД "На поиски шахматной королевы" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»

НОД

Образовательная область «Познавательное развитие» + образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «На поиски Шахматной Королевы»

в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР (5-6 лет)

Выполнила: воспитатель

Тетерина О.А.

п.г.т. Агириш, 2020г.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие».

Интеграция: образовательная область «Познавательное развитие» и образовательная область «Речевое развитие».

Цель: Обогащение и систематизирование знаний детей о шахматах.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать усвоению основных понятий и истории игры в шахматы;
  • Закрепить знания детей о начальном положении фигур и их названия;
  • Продолжать закреплять правила игры шахматы;
  • Способствовать развитию речи дошкольников посредством игры в шахматы.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, расширять и активизировать словарь по данной теме;
  • Развивать интеллект, сообразительность, логическое мышление, тактильные ощущения, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, выполнять её совместно и самостоятельно;
  • Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.

Создание мотивации: психологический настрой, сюрпризный момент, загадывание загадок, проблемная ситуация.

Постановка цели детьми: оказание помощи Шахматной Королеве.

Совместная деятельность педагога с детьми: дидактическая игра «Волшебный мешочек», физминутка «Танец с Шахматным Королём», пальчиковая гимнастика «Игра фигур».

Самостоятельная деятельность детей: отгадывание загадок, д/и «Расстановка шахматных фигур «Начальное положение», электронная игра «Игра с Роботом».

Рефлексия: организационный момент, подведение итогов НОД.

Индивидуальная работа: закреплять правильность произношения слов и терминов по данной теме, совершенствовать умение анализировать, делать выводы.

Словарная работа: активизация словаря: шахматы, партия, названия всех шахматных фигур (король, ферзь, слон, конь, ладья, пешка), вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматная клетка.

Предварительная работа: сообщение о возникновении игры «Волшебный мир шахмат», начальная расстановка фигур на шахматной доске, загадывание загадок про шахматы, игра в шахматы, просмотр мультфильмов по теме.

Материалы и оборудование: Программно-аппаратный комплекс «Колибри» с встроенным программным обеспечением «Инженерная школа», шахматы, д/и «Волшебный мешочек», мольберт с магнитами.

 

ХОД НОД:

- Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день.

- Ребята, я приглашаю вас в сказочную страну. А что это за страна, вы попробуйте отгадать.

«Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

— Знаю я одну игру, —

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и Пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Страны названье угадать!»

- Правильно, это Шахматная страна, вот туда мы с вами и отправимся.

- Вокруг себя ты повернись,

   В стране ты шахмат окажись!

- В этой стране случилась беда, злой Робот украл Шахматную Королеву, которая обещала нас встретить, и разорвал ее изображение на части. За каждое правильно выполненное его задание, Робот разрешил брать одну часть, и только собрав всю картинку, мы сможем вернуть Шахматную Королеву.

Первое задание: дидактическая игра «Волшебный мешочек». 

- Дети, предлагаю каждому из вас угадать фигуру, находящуюся в «Волшебном мешочке» и назвать первый звук в названии фигуры.

- Вы успешно справились с первым заданием, мы с вами можем взять первую часть изображения.

Второе задание: «Загадки»:

  1. Какую страну считают родиной шахмат? (Индия);
  2. Каким столовым прибором называется одновременное нападение на две и больше фигуры? (Вилка);
  3. Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (Королю);
  4. Как называется шахматное игровое поле? (Доска);
  5. В боксе – нокдаун, в шахматах…(Шах);
  6. Не только поисковая, геолого – разведочная, политическая, оперная, но и шахматная…(Партия);
  7. Как называются самые крупные шахматные соревнования на планете? (Турнир);
  8. Фигуры какого цвета всегда начинают партию первыми? (Белого);
  9. Какие фигуры разного цвета никогда не встречаются в игре? (Слоны разнопольные);
  10. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (Белого).

- Вы молодцы, успешно прошли второе задание. Мы с вами получаем вторую часть изображения Шахматной Королевы.

- Дети, вы устали? Давайте отдохнём?

Физминутка «Танец с Шахматным Королём» (музыкальный видеоролик)

- Давайте приступим к выполнению следующего, третьего задания. Вам необходимо правильно расставить первоначальное положение фигур.

- Молодцы, ребята, вы успешно справились с третьим заданием, мы получаем третью часть изображения.

- Ну и последнее четвёртое задание, самое сложное. Нам необходимо вступить в бой с самим Роботом. Но прежде чем вступить в бой, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Игра фигур»

Раз, два, три, четыре, пять!

(сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!

(пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,

(сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?

(разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!

(ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!

(указательный палец)

А ладья упряма,
Ходит только прямо!

(раскрытые ладошки скользят по столу вперёд)

Все фигуры встали стеной,

(выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

- Вы успешно справились с последним заданием. Получаем четвёртую часть изображения. Молодцы, ребята, Шахматная Королева спасена!

- Дети, вам понравилось в Шахматной стране? Что больше всего вам понравилось? Что показалось вам трудным? Какие задания было сложнее всего выполнять?

- Дети, Шахматная Королева говорит вам огромное спасибо и дарит вам медали за её спасение.

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад:

- Вокруг себя ты повернись,

 В саду ты снова окажись.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».  М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015г. - 368с.

2. Журнал «Интерактивные системы «Интерактивные решения для ДОУ, школ, ВУЗов, дополнительного образования и реабилитации» Екатеринбург, 2019г. – 23с.

3. Костенюк А.К., Костенюк Н.П. «Дошкольный шахматный учебник». М.: RUSSIANCHESSHOUSE. – 2009г. - 144с.

4. Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей», ИЗД АСТ 2008г. -  287с.

5. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Изд. «Духовное возрождение», 2015г. – 120с.  

6. Сухин И.Г. «Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» часть 1 и 2, Изд. «Духовное возрождение», - 2017г. - 80с.

Электронные источники:

1.https://avidreaders.ru/book/shahmaty-dlya-samyh-malenkih-kniga-skazka.html

2.https://knigacici.info/igorj_suhin_shahmati_perviy_god_ili_uchusj_i_uchu_posobie_dlya_uchitelya_CABFH/

3.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-nod-ivanushka-uchitsia-ighrat-v-shakhmaty-dlia-dietiei-piervogho-ghoda-obuchieniia

4.https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/zanyatie-v-detskom-sadu-po-shahmatam.html

5.https://open-lesson.net/6959/

6.https://systemekb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "В гостях у шахматной Королевы"

Конспект на закрепление знания детей о шахматных фигурах, подготовка к обучению игре в шахматы....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Загадки Шахматной королевы"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки Шахматной королевы».Цель занятия создать благоприятные условия для закр...

Конспект шахматного турнира "В гостях у шахматной королевы"

Турнир проводится между городскими ДОУ. На турнир приходит шахматная королевы и желает участникам удачных соревнований. Она же проводит награждение победителей....

Конспект ООД «Как мы Шахматной Королеве помогали»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе...

Дидактическая игра по шахматам "Вопросы шахматной королевы"

Игра предназначена для детей 5-7 лет с целью закрепления знаний о шахматных фигурах....