Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «На балу у шахматной королевы»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Доскенова Альбина Ахатовна

Бал шахматкой королевы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_dlya_detey_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

«На балу у шахматной королевы»

Развлечение подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Доскенова Альбина Ахатовна

Звучит весёлая музыка. Танцующая девочка входит в зал. Она напевает песню о дне рождение, выполняет пару движений (в руках у неё шахматы).

Девочка: - Какой замечательный праздник получился сегодня! Мой день рождения! И мне исполнилось шесть лет. Папа с мамой подарили мне шахматы. Я так давно хотела научиться играть в эту удивительную игру! Вот сейчас сяду за стол, открою шахматы и …

Девочка кладёт голову на руку и засыпает. Звучит таинственная или сказочная музыка. В зал вносят шахматную доску.

Ведущая: - показывает на шахматную доску на полу.

Вся в квадратах - белых, черных -

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных -

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют -

Гениальная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Змея. Драконы

Вас не ждут здесь?

Не беда.

Тут зато лихие Кони

И пехота хоть куда!

Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут Король.

Здесь герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски воевать и побеждать!

Участники праздника в шахматных костюмах выходят под музыку в зал из за ширм, на которых нарисованы замки. Белый и чёрный.

Впереди каждой команды шествует ребенок - Пешка с шахматным знаменем. Знамена после прихода команд на исходную позицию ставятся на специальную подставку, чтобы было видно всем присутствующим.

За Пешкой-знаменосцем важно вышагивают сам Король с Ферзем, за ними два телохранителя-Слона ведут под «уздцы» Коней, замыкают праздничный кортеж Ладьи. Пешки движутся с обеих сторон, образуя как бы почетный эскорт. Дойдя до края «шахматной доски», дети занимают свои места.

Белый Король: - Здравствуй те, Ваше Величество!

Чёрный Король: - Здравствуйте, Ваше Величество!

Белый Король: - Приглашаю Вас на бал!

Чёрный Король: - Благодарю Вас, сударь!

Звучит музыка, и короли идут на места.

Девочка: - Интересно, куда это я попала?

Шахматная доска: - Ты попала на шахматный бал.

Я - Волшебная Доска,

Но без фигур и мне тоска:

Зовите Пешек, всех, всех

В сражениях их ждет успех!

Выходят Белые Пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно напевают задорную песенку:

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат,

Отправиться вперед.

На войну, не на парад

Пешка держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Дети-пешки читают стихи.

1 Белая пешка: 

- Чтоб в борьбу вступить скорей,

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

2 Белая пешка: 

- А потом - вперед, вперед,

За шажком шажок.

Ну а как же Пешка бьет?

3 Белая пешка: 

- Бьет наискосок.

Всю доску пройти должна

Пешка до конца.

Превратится там она,

В генерала, не в бойца.

Белые Пешки отходят, выходят чёрные пешки.

Черные Пешки:

- Король упал, а это значит:

Сражаться смысла больше нет,

И королева громко плачет,

Бессильно опустив лорнет.

Припев.

Пешки, Пешки, что же скажут Пешки?

Каждая Пешка знает свою роль:

Если Пешки -крепкие орешки,

Непобедим наш шахматный Король.

Пешка:

- А Пешку малою фигурой звать нельзя:

Она лишь в час своей кончины,

Когда удастся ей достичь вершины,

Получит звание «фигуры», хоть - Ферзя.

Ведущий: - Уважаемые пешки! Раз вы прибыли на бал, поприветствуйте друг друга. Сначала покажут свои ходы белые пешки, затем - чёрные.

Звучит музыка, Сначала делают шаг белые пешки, затем - чёрные.

Ведущий: - Следующий гость на нашем балу. Угадайте.

Стою на самом краю,

Путь откроют - пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (Ладья)

Ведущая: - Сейчас представится Ладья.

Ребенок (Ладья) рассказывает о своем «характере».

Белая ладья: 

- Видимо, Ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Чёрная ладья:

- Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у Ладьи,

В бой ее скорей веди!

Ведущая просит их поприветствовать друг друга, и показать, как двигаются на доске ладьи.

 Ведущий: - А теперь угадайте следующего гостя бала.

 - Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы,

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (Слон) 

Белый слон:

- Если Слон на белом поле,

Встал вначале

Не забудь, Он другой не хочет доли

       Знает только белый путь.

       Чёрный слон:

- А когда на поле черном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Черной тропкой Слон такой.

Два слона вместе:

- До конца игры Слоны

Цвету одному верны. 

Ведущий: - На бал прибыл …

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

Белый Конь:

- Прыгнет Конь.

Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг!

Чёрный конь: 

- И повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнет из-за спины.

Ведущая: 

- Гладкий любит он, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону может шагнуть!

Звучит музыка. Выходит Белый Король.

        Белый Король:

- Я родился, в дружной семье,

Где все родные кланялись мне.

Мир мне казался серым и скучным.

Баловнем я был.

Я был непослушным.

1 Девочка:

- Был он маленьким ребёнком.

 Ничего не знал он толком,

Но в Домовенок он пришёл,

И себя он тут нашёл.

2 Девочка:

- Стал он спортом заниматься,

Плавать, бегать, закаляться,

Стал читать, писать, считать,

В шахматы он стал играть.

3 Девочка:

- Он прошёл все испытанья,

Получил большие знанья.

Король:

- И скажу я вам, друзья,

Королём мне стать пора!

Чёрный Король:

- Король любит гладкий, расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть.

Король могуч, но шаг его короткий,

Всего на клеточку он может отойти.

В конце игры он может в бой ввязаться,

А поначалу боязливо прячется в кусты.

Белый Король: 

- Зато начеку королевская рать

Должна Короля она оберегать.

Ведь если б Король беззащитный погиб,

Фигуры войну продолжать не могли б.

Белый и Чёрный Короли: - Запомни:

Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Белый Король: 

- А где же друг и стражник мой?

 Где Ферзь любимый мой?

Белый Ферзь: 

- Шаг у Ферзя широк.

Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон

 И прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бью я и вдаль и в упор.

И кажется, будто мне тесноват

Доски черно-белый простор.

Белые Пешки: 

- Ферзь очень опасен вблизи и вдали

 Ты больше вниманья ему удели!

Чёрный Ферзь: - Теперь моя очередь. Я очень сильная фигура. Но могу ли я из своей начальной позиции сделать первый ход?

Дети: - Нет! 

Ведущий: 

- А сейчас, устав изрядно,

Оба войска захотели поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

В смекалке и беге будут состязаться.

Ставятся две большие доски, белые и чёрные фигуры расставляют на досках фигуры. Звучит музыка. Затем меняются досками, и расставляют свои фигуры на другой доске.

Ведущая:

- Белый отряд, черный отряд

 Друг против друга два войска стоят.

 Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же в отряде другом.

В каждом отряде

Ты сам погляди

Оба угла занимают Ладьи.

Рядом с Ладьями Кони видны,

Рядом с Конями встали Слоны.

Кто ж посредине?

Дети: - Ферзь с Королем.

Ведущая: 

- Самые главные в войске своем.

А перед всеми

Ладьей и Конем,

Перед Слоном,

Королем и Ферзем

Пешки-малышки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой!

Команды готовятся к проведению «шахматной эстафеты».

Ставятся две большие доски, белые и чёрные фигуры расставляют на досках фигуры. Звучит музыка. Затем меняются досками, и расставляют свои фигуры на другой доске.

Чёрный Король: - Мне было очень приятно находиться на Вашем балу, а я приглашаю Вас, Ваше Высочество, на шахматный поединок.

Белый Король: - С большим удовольствием! Придворные, за мной!

Дети выстраиваются на напольной шахматной доске.

Ведущая показывает ходы на большой доске и дает комментарий, а дети двигаются по полю.

Ведущая: - Особую группу комбинаций образуют ничейные комбинации. Именно в тех случаях, когда при спокойной игре проигрыш представляется рано или поздно неминуемым, иногда худшую партию спасает комбинация, форсированно приводящая к ничьей.

- Черные не могут воспрепятствовать проведению белой пешки в ферзи, после чего белые совсем просто выигрывают. Однако черных спасает следующая комбинация:

1. R(ладья) g2+

2. K (король) f 1 R(ладья) g4

3. f8=Q (ферзь) R (ладья) f4+

4. Q (ферзь) x f 4.

Ведущая показывает композицию на доске, а дети – шахматы на напольной доске, двигаясь по клеткам. Ведущая объявляет ничью, и короли жмут друг другу руки, благодаря за игру.

Белый Король: - Мои придворные за мной!

Чёрный Король: - Мои придворные за мной!

Дети выстраиваются на шахматной доске и поют песню «Шахматная страна». В конце машут руками, прощаясь и кружась, словно растворяясь уходят за замки. Девочка выходит в центр, подтягиваясь.

Девочка: - Какой замечательный сон мне приснился. Да, шахматы, гениальная и очень интересная игра. Я обязательно научусь играть в неё.

         Учитесь в шахматы играть

 Древнейшая игра.

 Она научит побеждать

 И закалит тебя.

 Научит думать и решать,

 Как верный делать ход

 С ней легче будет мир познать

 И совершать поход.

 Учитесь в шахматы играть

 Мудрейшая игра.

 Её секреты разгадать

 Вы сможете тогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"

Литературный досуг для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Снежной королевы"  Задачи: развитие речевого общения и навыков совместной деятельности; создать атмосферу эмоциональног...

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В царстве Снежной королевы"

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. Применяется технологии сказки и организации игр....

Конспект Открытого занятия (квест) для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Снежной Королевы"

Конспект зимней прогулки в подготовительной группе "Организация двигательной деятельности на прогулке". Квест "В гости к Снежной Королеве"...

конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Снова за окном Снежная королева»

Закреплять последовательность рисования портрета, анимационного рисунка, создавать свой сказочный образ Снежной королевы, анимационно изменяя мимику лица, дополняя его деталями и элементами, присущими...

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста "На балу у Снежной Королевы"

В сценарии представлен музыкальный репертуар и литературный материал по разрабоькам Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой....

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Королевы музыки»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Королевы музыки»...