Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» во второй группе раннего возраста
рабочая программа

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_organizatsii_poiskovo.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по организации поисково-исследовательской деятельности «Маленькие почемучки» во второй группе раннего возраста

Содержание

- «Живая природа»

- «Неживая природа»

- «Физические явления»

- «Человек»

- «Рукотворный мир»

Форма организации работы с детьми по программе «Маленькие почемучки» ведётся через занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово.

Срок реализации:

Программа ведется 1 год (с сентября по сентябрь)

Цель программы:

Создание условий для формирования поисково-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг.

- Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам.

- Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия.

Пояснительная записка.

Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей младшего возраста. Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов младших дошкольников важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения у детей двух летнего возраста.

Разработанная программа «Маленькие почемучки» для детей 1-ой младшей группы детского сада предлагает:

- Становление и укрепление общей познавательной мотивации;

- формирование умения у детей ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;

- обучение навыкам экспериментирования;

- развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

- развитие речи как средства передачи информации, развитие восприятия.

Ожидаемый результат.

Готовность по поисково-исследовательской деятельности навыки умения детей трех летнего возраста определяются показателями:

У детей сформированы: интерес к красоте объектов, дети умеют удивляться, радоваться, замечать яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, признаки и свойства, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание. У детей развиты исследовательские способности как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Тематическое планирование «Маленькие почемучки» с детьми 1-ой младшей группы.

Живая природа

Растения и животные как живые организмы: Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте. Курочка, кролик. Вода, песок, земля. Кормление рыбки, рассматривание иллюстраций.

Строение функций и значение частей растения: Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом. Знать комнатные растения (бальзамин, одуванчик). Посадка лука, уход за комнатными растениями. Знакомство с одуванчиком, с корнеплодами репы.

Многообразие живых организмов их приспособление к окружающему миру: Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода). Кусты, травы. Общие представления: отличительные признаки - цвет, размер. Животные: иметь представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака).

Иметь общие представления об отдельных частях тела животного. «Петушок и его семья», «Кошка с котятами». Рассматривание иллюстраций «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?».

Характерные особенности сезонов: Способствовать выделению характерных особенностей сезонов в неживой природе, мире, растений, животных. Бережное отношение к природе. «Айболит проверяет здоровье растений» (осмотр комнатных растений). «Познакомьтесь с одуванчиком», «Путешествие в комнату природы».

Характерные особенности экологических систем и природных климатических зон: Дать представление об основных средах обитания: воде, почве. «Кто живет в аквариуме?»

«Где спит медведь?»

«Веселые воробьи»

«Кого мы встретили в лесу?»

Физические явления

свет: Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет. Знакомьтесь, «Солнце». Знакомство детей с электрической лампочкой. Игра «Солнышко». Чтение потешки «Солнышко».

Вес, притяжение: Дать представление о том, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые «Разные по названию и разные по весу», «Что за форма».

Тепло, температура: Дать представление о том, что предметы, вода могут быть холодными, тёплыми, горячими, что они могут нагреваться и остывать. «Подбери лист», «Тонет – не тонет», «Расскажи мартышке про снег».

время: Дать представление о дне и ночи, временах года. «День и ночь», «Листопад», «Солнышко пригревает», «Лето красное пришло».

Человек

Человек – живой организм. Познакомить с телом человека, его строением (туловище, руки, пальцы, ноги, голова, лицо, глаза, рот, нос, уши). Развивать сенсорную чувствительность разных органов (чувств, восприятия, цвета) «Какой я?», « Я и мы», «Наша дружная семья», игра «Кто быстрее себя найдет», «Где мой пальчик?»

Рукотворный мир

Предмет, как таковой: Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности). «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики). «Собери целое»

Предмет - результат деятельности человека: Способствовать формированию представления о предметах ближайшего окружения, игрушках. «Кукла заболела», «Что мы купили в магазине», «Кукла ждет подарки»

Неживая природа

Свойства и признаки веществ

(вода): Создать условия для выявления свойств и качеств воды: вода тёплая, холодная, разливается. В воде предметы плавают. Познакомить с процессом превращения воды в лёд. Общие представления о свойствах снега: белый, холодный, пушистый, рассыпается, лепится. Со снегом играют, лепят снежки. Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты. Игры – эксперименты с водой. «Чистая вода нужна всем и всегда». Опыт «Тонут, плавают». «Белый снег пушистый». Подвижная игра «Снежинка в гостях у ребят». «Как снег становится водой».

Песок, камни, земля, глина: Научить узнавать и называть песок. Глину, камень, песок сухой (мокрый, сыплется, формируется. Камни большие, маленькие, тяжелые. Земля сухая, влажная. Знакомство с песком и приготовление куличей «Лепка печения для кукол (глина), сравнение глины и камня. «Домик из песка и камней для черепашки Агашки»

Перспективный план работы кружка:

Октябрь

1

неделя

"Узнаем, какая вода?" 

(выявление свойств воды)

2

неделя

"Кораблики" 

(знакомство со свойствами плавающих предметов)

3

неделя

"Нырки" 

(знакомство со свойствами «ныряющих» игрушек)

4

неделя

"Пена" 

(знакомство с получением пены из шампуня)

Ноябрь

1

неделя

"Как увидеть воздух?" 

(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)

2

неделя

"Игры с воздушным шариком и соломинкой" 

(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)

3

неделя

"Ветер по морю гуляет" 

(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)

4

неделя

«Надувание мыльных пузырей» 

(обнаружение воздуха в окружающем пространстве)

                                             

                                                  Декабрь

1

неделя

"Что в коробке?" 

(знакомство со значением и источником света)

2

неделя

"Волшебная кисточка" 

(знакомство с получением промежуточных цветов)

3

неделя

"Лёгкий - тяжелый"

(определение веса предметов и их группировка по весу)

4

неделя

"Что звучит?" 

(определение предмета по издаваемому звуку)

                               

                                            Январь

1

неделя

------------------

----------------

2

неделя

"Снежный городок" 

(знакомство со свойствами снега)

3

неделя

"Изготовление цветных льдинок" 

(выявление качеств воды)

4

неделя

"Разные ножки топают по снежной дорожке" 

(получение четких следов на снегу)

                                             

                     

                     

                                            Февраль

1

неделя

" Горячо - холодно" 

(определение температурных качеств предметов и веществ).

2

неделя

"Лук – наш друг" 

(краткосрочный проект)

3

неделя

"Лук – наш друг" 

(краткосрочный проект)

4

неделя

«Волшебный магнит» 

(знакомство с магнитом и его свойствами)

                                           

                                                      Март

1

неделя

"Солнечные зайчики" 

(знакомство со свойствами солнечного света)

2

неделя

"Тень" 

(знакомство со свойствами солнечного света)

3

неделя

"Разноцветные стекляшки" 

(знакомство со свойствами прозрачного стекла)

4

неделя

"Моя зеленая прическа" 

(знакомство со свойствами солнечного света)


Апрель

1

неделя

"Теремок" 

(знакомство со свойствами дерева)

2

неделя

"Утята" 

(знакомство со свойствами бумаги и ткани)

3

неделя

"Подарки для медвежонка"

(узнавание предметов из ткани, бумаги, дерева с помощью признаков материала)

4

неделя

"В гостях у Красной шапочки"

(закрепление знаний детей о материалах)

Литература.

Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.2012

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.2013

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2013.

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М.2000.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новочурашевский детский сад «Колосок»

Ибресинского района Чувашской Республики

Рабочая программа

по организации поисково-исследовательской деятельности

«Почемучки»

во второй группе раннего возраста

С. Новое Чурашево

2020г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)

Рабочая программа  по образовательной  области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для  групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...

Конспект открытой образовательной деятельности по экологии во второй группе раннего возраста на тему: «Мой маленький дворик»

Конспект открытой образовательной деятельности по экологии во второй группе раннего возраста на тему: «Мой маленький дворик»Разработан воспитателем первой категорииСалиховой Татьяны РаузатовныЦель: По...

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для второй группы раннего развития

Цели:            Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям....

Программа работы по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в первой и во второй группе раннего возраста ДОУ.

Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Вот почему очень важно с ранних лет ...

ПРОЕКТ ПО ПДД «Маленькие водители» во второй группе раннего возраста

Жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна важна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль....

Формирование элементарных математических представлений Конспект непрерывной образовательной деятельности «Один – много, большой – маленький» для детей второй группы раннего возраста детского сада (2-3 года)

laquo;Один – много, большой – маленький»для детей второй группы раннего возраста детского сада (2-3 года) Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, социаль...