Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе
проект (младшая группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Проект

по нравственно - патриотическому воспитанию

 «Я живу в Башкортостане»

в младшей группе

 

 

Подготовила и провела:

Сахипгараева  Гульсина Сайфельбарисовна

         воспитатель высшей квалификационной

категории

 

 2020 г.

Введение

Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой  Родины.

                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.

Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

 

Тип проекта: познавательно – творческий.

 Продолжительность проекта: среднесрочный.

 Возраст детей: 3-4 года.

 Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

 Актуальность проекта:

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.

 Цель: развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа.

 Задачи:

 - пробудить в детях чувство любви к своему краю, народу, уважение к

    его традициям  и обычаям;

 - воспитывать уважение к культуре других  народов;

 - развивать потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира                                         путём  изучения культурного наследия  разных эпох и народов;

 - дать начальное представление о народном искусстве  Башкирии, знакомить  с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличными особенностями  этих изделий через башкирские сказки, игры, игрушки;

 - воспитывать добрые чувства к месту, где живёт ребёнок;

 - развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.

Предполагаемый результат:

- Дети получат первоначальное представление о Башкортостане;

- Познакомятся с символикой   Башкортостана;

Подготовительный этап.

Задачи подготовительного этапа:

- разработка тематических бесед;

- создать картотеку стихов, сказок, произведений;

- создать развивающую среду: подборка материала (иллюстрации, художественные произведения, изображения  предметов декоративно – прикладного искусства, музыкального произведения и сюжетно - ролевых игр, дидактические игры);

  Основной этап.

  Задачи основного этапа:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;

- познакомить детей с башкирскими народными играми;

- познакомить с произведениями башкирских поэтов, писателей;

- познакомить с символикой Башкортостана;

- познакомить  детей с музыкальными произведениями;

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Сроки

Вид деятельности

Цель

1.

03.02.20

Лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак»

  Познакомить детей с национальным татарским блюдом «Чак-чак»; закрепить умение лепить предметы удлиненной формы; 

2

04.02

Просмотр  кукл  в башкирском костюме

Закрепить названия элементов национальной одежды: камзул, шаровары, платье. Закрепить навыки одевания, последовательности раздевания: сначала камзул, потом платье.

3

06.02

Аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»

Познакомить детей с элементами башкирского орнамента

4

07.02

  Ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»

Продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа

5

10.02

Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»

Познакомить   элементами национального  башкирского орнамента  

6

12.02

Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»

Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах

7

13.02

 Рассматривание музыкального инструмента курай

Показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа

8

14.02

Подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты»,  «Нет ни медведя, ни волков» «Липкие пеньки», «Медный пень»,

«Поймай воробья поясом»

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения  

Реализация проекта рассчитана на  2 недели: с «03.02.20» по «14.02.20»

Формы работы: 

Планирование деятельности:

Виды деятельности, используемые при проведении проекта:

- Организованная - образовательная деятельность:

1.Художественное эстетическое развитие:

 - аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»;

 - слушание музыки: Башкирские народные мелодии;

 - лепка  «Угощение для кукол – «Чак-чак».

  2. Речевое развитие:

 Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»:

 - знакомство с башкирскими пословицами, загадками;

 - рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, открыток;

 «Уфа – столица Башкортостана», «Флаг Башкортостана», фотоальбома «Башкортостан;

- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;

- расширяем представления воспитанников о родной стране, о труде, природе и богатстве республики; воспитывать любовь, интерес и желание больше узнавать о родном крае;

  - способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.

   3.Социальная коммуникация:

Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»:

-  знакомство с некоторыми элементами национального  башкирского орнамента, различие и сравнение между собой.

Расширение знаний о башкирской национальной кухне.

   4. Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром):

 - ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»;

 - познакомить с посудой «Пиала», сделанной из дерева, керамики, фарфора;

  - правильно  называть чайную посуду;

  - прививать навыки пользования посудой;

 - Просмотр  кукл  в башкирском костюме.

 5. Физическое развитие:

  - подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Медведи и пчелы»;  «Липкие пеньки», «Медный пень».

   Работа с родителями:

 Консультации для родителей:

«Приобщение детей к традициям башкирского народа», 

«Как воспитать патриота».

 Заключительный этап

  Ожидаемые результаты:

 

 Воспитанники:

  -  имеют начальные представления об элементах башкирского орнамента,   национальной одежды;

 - познакомились с тем, что Уфа – столица Башкортостана;

 - познакомились с произведениями башкирских поэтов, писателей;

 - познакомились с башкирскими  народными играми;

 - познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой».

    Родители:

 - активные и заинтересованные участники проекта;

 - ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению

   со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

  Педагоги:

- осуществляют инновационную деятельность;

- повышают профессиональный уровень.

Выводы

Дети расширили   представление о Башкирии как  о родном крае. Познакомились с башкирскими народными играми,  с произведениями башкирских поэтов, писателей, с музыкальным инструментом «Курай»,

 с изделиями башкирского искусства, и элементами  орнамента  через башкирские сказки, игры, игрушек. Познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой», национальным блюдом «Чак-чак».

 У детей  пробудились  добрые чувства к месту, где живут. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.

Литература

 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 

2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5. 

3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.  

4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9. 

5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). 

6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5. 

7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009 

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 

Используемые сайты:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/02/opyt_raboty_pat_vospit_2ml docx

         

         

       



Предварительный просмотр:

 Приложение 1

Конспект

организованной образовательной деятельности

  «Художественно – эстетическое развитие»

 Раздел: Лепка

Тема: «Угощение для кукол  «Чак-чак»

возрастная группа: младшая  

  Цель: Познакомить детей с национальным татарским блюдом

«Чак-чак».

Задачи:

- учить лепить из пластилина, отрывая куски от большого кома;

- учить раскатывать кусочки маленькие шарики одинаковой величины, соединять их в одно целое, делать пирамидки из шариков;

- отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая из друг к другу

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать интерес к лепке.

 Материал: Пластилин, доски, тарелки из кукольного сервиза, куклы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Они будут смотреть, как вы умеете играть, веселиться; какие вы все красивые, хорошие. Давайте с ними поздороваемся! (Дети подходят и здороваются с гостями).

А вы любите ходить в гости? Мы с вами сегодня тоже пойдем в гости.

 ( под музыку, как на поезде едим)

Воспитатель (подводит детей к игровому уголку и рассказывает).

Посмотрите  какая куколка, красивая. Ее зовут Алсу. У нее сегодня день рождения. К кукле Алсу придут подружки. Алсу хотелось угостить подружек чаем, но сладостей у ние нет. Это ее очень огорчило.

Воспитатель: Дети, как было бы хорошо, если бы вы сделали для кукол угощенье – татарское национальное блюдо - «чак-чак».

Постановка задачи. Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они помочь кукле Алсу. Когда дети выразят свое согласие, он предлагает каждому взять куклу и посадить рядом с собой на дополнительный стул.

Показ способа. Воспитатель показывает, как вначале отщипываются от большого куска пластилина маленькие комочки, а затем, круговыми движениями скатывают их между ладонями в шарики.

Пальчиковая гимнастика: упр. волны (между пальцами руки сцепились и волну за волной покатились)

Руководство деятельностью детей. Детям, которые затрудняются, воспитатель дополнительно показывает и рассказывает способы лепки шариков. После того, как большинство слепит шарики, воспитатель предлагает детям положить их на тарелочку. Затем воспитатель, смочив руки водой, делает из шариков пирамидку. Подзывая каждого ребенка к себе, и дети повторяет его действия.

Воспитатель: Теперь «чак-чак» готов. Можно угощать гостей.

Алсу очень благодарна и рада.

Воспитатель: Дети, давайте поздравим куклу Алсу с днем рождения. И подарим ей ещё песню.

Физкультминутка:

Как на Алсу день рожденье

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Кукла Алсу: Спасибо вам большое!

Воспитатель: Молодцы, дети! Алсу так рад, что мы к нему в гости пришли. Давайте погладим себя по головке и скажем «я- молодец!» Алсу все понравилось и она решила вас угостить.

Дети скажем Алсу «Спасибо! До свиданья!»

Воспитатель: Вот ребята и закончилось наше занятие. Что мы делали на занятии? (лепили угощения для кукол). Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей). Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые угощения.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Башкирская дидактическая игра  

«Найди такой же орнамент»

Цель:   Познакомить   элементами национального  башкирского орнамента.

 Задачи:

- закрепить знания об основных элементах орнамента;

- закрепить цвета орнамента;

- учить сравнивать, находить различие.

Ход игры:

Принимают участие от 2 до 4 человек. Каждому раздается игровое поле. На середину стола кладут весь набор карточек с различными орнаментами, ребенок взяв карточку, должен найти у себя на игровом поле такой же орнамент и закрыть его, если его нет, нужно положить на место.

Выигрывает тот, у кого первого закроется все игровое поле.

 

 



Предварительный просмотр:

 Приложение 2

Конспект

организованной образовательной деятельности

  «Художественно – эстетическое развитие»

раздел: Аппликация

Тема: «Украшение фартука башкирским орнаментом»

возрастная группа: младшая

 

Цель: Познакомить детей с элементами башкирского орнамента. 

Образовательные задачи:  формировать интерес к аппликации; закреплять умение аккуратно наклеивать детали; продолжать знакомить детей с башкирским национальным женским фартуком; уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: күлдәк, камзол, кәпәс, итек.

Развивающие задачи: развивать чувство композиции, чувство цвета, глазомер, мелкую моторику, усидчивость, аккуратность.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к башкирскому народному творчеству, трудолюбие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Средства реализации: кукла Зульфия в национальном костюме, музыкальное сопровождение.

Демонстрационный материал: образец фартука.

Раздаточный материал: шаблон фартука на каждого ребенка, готовая разрезанная тесьма с башкирским орнаментом   размером ( 14 х 3) на каждого ребенка, клеёнки, кисточки для клея, подставки для кисточек, салфетки тряпочные, клейстер. 
Предварительная работа: 

- чтение башкирских народных сказок;

- рассматривание иллюстраций   с изображением одежды и быта башкир, изделий башкирских мастеров, башкирских орнаментов;

- д/и: ««Найди такой же орнамент».

Словарная работа: күлдәк, камзол, кәпәс, итек, башкирский национальный костюм.

Методические приёмы: сюрпризный момент, художественное слово,  вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение и похвала детей.

Ход ООД:
Организационный момент
:

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)

Егор рад и Софья рада,

И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)

Нашей встрече очень рады!

            Так же и наши гости очень рады встрече с нами. Подарим им нашу улыбку и поприветствуем.

 Сюрпризный момент.  Вношу куклу Зульфию в башкирском национальном костюме.
Воспитатель: к нам пришла в гости  кукла Зульфия « Башкирская красавица».
Воспитатель: давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте Зульфия!
Воспитатель: Зульфия пришла к нам в башкирском национальном костюме. (Дети рассматривают ее)

Воспитатель: посмотрите, какое у нее красивое платье на башкирском языке называется – күлдәк (хоровые ответы),  платье с оборками внизу, поверх платья надет жилет - камзол (хоровые ответы), а украшают одежду монетки. На голове меховая шапка - кәпәс (хоровые ответы), а на ногах красные сапоги – итек (хоровые ответы).
Воспитатель: вам понравился национальный костюм Зульфии?
Дети: да, нам очень понравился ее башкирский костюм.

Воспитатель: Зульфия со своими подружками хочет исполнить «Танец с фартуками», но фартуки у них не нарядные.

Зульфия просит вас украсить фартуки башкирским орнаментом.

Воспитатель: поможем Зульфие?

Дети: да

Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку
Воспитатель: Зульфия принесла вот такой фартук (показываю готовый фартук). Рассмотрим его.

Воспитатель: какого цвета фартук?
Дети: фартук желтого цвета (хоровые ответы детей)
Воспитатель: он украшен башкирским орнаментом. Из каких  фигур украшен фартук?
Дети: большие и маленькие ромбики, квадратики.(хоровые ответы детей).

Воспитатель: для того чтоб украсить фартук нам понадобится   готовая полоска, которая называется тесьмой, черного цвета с башкирским орнаментом, украшенный ромбиками и квадратиками  разных цветов, красного  и желтого.  Посмотрите, какая она красивая.  Берем полоску, переворачиваем ее и намазываем клеем, затем аккуратно накладываем на нижний край фартука, проводим  по нему  пальчиком  слегка  приглаживая.

 Вот так. (Показываю на доске).

Дети разворачивают стулья к столу. Обращаю внимание на осанку.

Воспитатель: дети возьмите готовую полоску, которая называется тесьмой, черного цвета с башкирским орнаментом, украшенный ромбиками и квадратиками разных цветов, красного  и желтого.  Посмотрите, какая она красивая. Берем на  кисточку немного клейстера, кисточку держим тремя пальцами, работаем на клеенке, приклеенную полоску прижимаем сверху салфеткой, чтобы убрать лишний клейстер. Не забывайте убирать кисточку на подставку. Приступаем к работе.

 Берем полоску, переворачиваем   и намазываем клеем, затем аккуратно накладываем на нижний край фартука, проводим  по нему  пальчиком  слегка приглаживая.

 Воспитатель: Дети посмотрите какая получилась  красота.  

Какие фигурки вы видите?

Дети: ромбики и квадратики.

Какого цвета ромбики и квадратики на нашей  тесьме?

 Дети: красные, желтые.

  Физминутка:

Вот шагает к нам Зульфия  (Дети идут, «придерживая подол длинного платья»)

В желтом новом, длинном платье.

Зульфия к нам идет  (Имитация движений)

И платочек достает.

Нам платочком машет,  

Как пружинка пляшет.  (Руки на поясе, делают «пружинку»).

Дети садятся, обращаю внимание на осанку.

   Индивидуальная работа детей за столами.
(Задание выполняется  под легкую башкирскую мелодию. Кукла  Зульфия наблюдает за детьми).
Воспитатель: все закончили, молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. (Вывешиваю работы детей на доске).

Посмотрите какие замечательные фартуки у нас получились.

Рефлексия:

Воспитатель: кто к нам пришел сегодня в гости?

Дети: «Башкирская красавица» кукла Зульфия (хоровые ответы детей)

Воспитатель: с какой просьбой она пришла?

Дети: просила украсить фартуки (хоровые ответы детей)

Воспитатель: из каких фигур мы украшали фартук?

Дети: из квадратов и ромбиков.

Воспитатель: какой орнамент мы составили из квадратов и ромбиков?

Дети: башкирский орнамент (хоровые ответы детей)

Воспитатель: теперь у Зульфия и ее подружек будут нарядные фартуки,
кукла Зульфия благодарит вас за помощь.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

«Башкирские  сказки, пословицы, стихи»

Лиса и петух

 

Башкирская сказка

Как-то лиса украла заячью шкурку, которую вывесили сушиться. Зачем ей понадобилась заячья шкурка, кто знает? Съесть шкурку нельзя. Сшить шубу? Так у лисы своя шуба хороша. Для какой нибудь хитрости, должно быть. Ведь лиса только хитростью и живет.

И вот однажды накидывает лиса на себя эту шкурку и отправляется в деревню кур воровать. Она-то знает, что куры зайцев не боятся. Не только куры, даже воробьи зайцев не боятся.

За огородом крайней в деревне избы ковыряются в земле петух и курица. Лиса, накинув заячью шкурку, идет прямо на них. Курица, завидя ее, говорит петуху:

- Посмотри-ка! Кто-то идет к нам.

Петух, напыжившись, небрежно бросает:

- Не бойся, это же заяц!- и продолжает ковыряться в земле. А лиса тем временем подходит совсем близко, хватает курицу и убегает. Петух так и застывает от удивления. Затем, сильно огорчившись из-за курицы, он возвращается в курятник. Видя, как печален петух, к нему со всех сторон подбегают куры.

- Что случилось? Что случилось? Отчего так невесел?- наперебой спрашивают они.

Петух, чуть не плача, часто моргает глазами и говорит:

- Одну из вас заяц утащил.

Куры, переглянувшись, смеются:

- Что за вздор ты несешь иногда. Совсем шутить не умеешь!

Петух начинает сердиться. Гребешок его краснеет.

- Чему смеетесь, глупые!? Я же вам говорю то, что видел своими глазами!- кричит он.

Куры ему не верят. Но опасаясь петушиного гнева, притворяются, что поверили. А петух все петушится.

- Эх, вовремя не заметил! Я бы того зайца! Вцепился бы ему в шею и заклевал бы да исцарапал всего! Еще раз сунется получит! Я ему покажу, где раки зимуют! Накинусь на него, да как заклюю прямо на ваших глазах!- кричит петух, не унимается.

Однажды вечером лиса, вновь накинув на себя заячью шкурку, приходит в курятник. Петух, едва завидев ее, с криком: &рaquo;Ага! Попался!»- бросается на лису. От неожиданности лиса принимает петуха за хищную птицу и пускается наутек. Петух глубоко вонзает свои когти в заячью шкурку, и шкурка остается в его когтях. Петух, возгордившись, начинает хвастать перед курами.

- Смотрите, я содрал шкуру с того наглого зайца! Он стал желтый-прежелтый и совершенно голый. Еле ноги унес, бедняга! Несдобровать бы ему, если б не сбежал!

Куры восхищаются храбростью петуха.

- Какой же ты у нас храбрый!

Петух, еще больше возгордившись, продолжает хвастаться:

- Пока я жив, никого не бойтесь! В обиду вас не дам. Не только заяц, но даже лиса придет не пугайтесь. Я и с лисы шкуру сдеру,- успокаивает он кур.

Как-то вечером лиса опять заявляется в курятник. Петух, увидев ее, кричит:

- Ага! Тот голый заяц к нам пожаловал! Сейчас я его прикончу!- и кидается лисе на шею. Лиса отбегает в сторону и притворно умоляет:

- Ох, петушочек ты мой родненький! Не губи ты меня! Не убивай ради бога!

А петух еще более прежнего храбрится:

- Давеча я шкуру с тебя содрал, а теперь душу вышибу, наглый зайчишка! Куда ты унес мою курицу? Говори сейчас же!

А лиса все хитрит:

- Жива твоя курочка, братец-петушок! Никто ее не тронул. Не кипятись понапрасну. В лесу она. Идем со мной и заберешь ее обратно.

- Пока не вернешь мне мою курицу, я с твоей шеи не слезу,- говорит петух.

- За ней мы и идем, петушочек мой! Заберешь ее, подожди немножко,- говорит лиса.

Едва вошли в лес, лиса, бросившись наземь, скинула с себя петуха и схватила его за горло. Через некоторое время от глупого петуха остались лишь перья.



Петух-батыр

 

Башкирская сказка

В давние-давние времена на берегу речки Улаклы жили, говорят, старик со старухой. Старик всю свою жизнь трудился до седьмого пота, спину гнул, а старуха для байских жен чесала шерсть, шила одежду. Когда начали они терять здоровье, бай выгнал их из дома. Тогда старик со старухой вырыли землянку у реки на краю одной деревушки и. стали там жить. Один сердобольный человек из деревни подарил им курицу и петуха. Стали они жить вчетвером.

Однажды весенним днем старик закинул за плечо свою котомку и отправился просить милостыню. Старуха осталась дома. Накормив курицу и петуха, она выпустила их на улицу, а сама принялась за домашнюю работу. Петух и курица расхаживали на высоком берегу, ковыряясь в поисках корма в земле и в мусорных ямах. Некоторое время спустя курица вдруг закудахтала: «куд-кудах, куд-кудах» и пошла нести яйца. Петух остался один.

Ковыряясь на свалке, он раскопал довольно-таки большую деревянную ложку без ручки и отшвырнул ее. Ложка, скатившись с яра, шлепнулась в воду. «Должно быть, это - хлебная корка,- подумал петух.- Вот выйдет курица, скушаем вместе»,- и слетел с яра на ложку. От резкого толчка ложка тронулась и поплыла к середине реки. Петух уже не мог выбраться на берег. «Будь что будет. Рано или поздно меня снесет к берегу, тогда и выберусь»,- думал он и уплывал все дальше и дальше. Мало того, он еще и заважничал:

- Ку-ка-ре-ку! Посмотрите-ка, плыву! Я - Петух-хвост в дугу! Кто со мною, подвезу!

Гусаку, прогуливавшемуся на берегу, хватило этого приглашения. Он взял и перелетел на ложку. И вот петух с гусаком поплыли вместе. Петух сделал гусака гребцом.

Проплыв немного, они увидели козла. Тот пришел к реке на водопой.

- Мэ-э-э, Петух-агай, куда путь держите? - закричал козел.

- Идем с нами,- пригласил его петух.

Козел согласился. Уселся на ложку и начал знакомиться:

- Мэ-э-э, я - Козел, мэ-э-э, я - Козел. Забавный способ путешествий я нашел.

Гусак ему в ответ:

- Кый-гак, кый-гак-га-га-га! Я тебе - ага-га. Нас ведет Петух-ага,- представился сам и представил петуха.

Петух, не довольствуясь этим, закричал:

- Ку-ка-ре-ку! Я - Петух-хвост в дугу!

С берега эту плывущую троицу увидел огромный бык:

- Петух-агай! Не возьмете ли и меня с собой? Я вам пригожусь,- стал проситься бык.

Петух ему:

- Ку-ка-ре-ку! Ты пригодишься нам! Возьму. Гребец-гусак направил ложку к берегу, на котором

стоял бык. Тот встал на ложку. Проплыли еще немного. Повстречался им кот, подстерегавший речных ласточек.

- Куда плывете, Петух-агай? Заберите и меня с собой, пожалуйста.- попросил кот.

Великодушный петух, разумеется, не противился, согласился взять и кота. Кот сел и поплыли дальше. Петух - на носу ложки; гусак - гребец, ведет ложку; бык - рулевой, куда надо повернуть руль, туда и поворачивает. Кот и козел сидят посередке, смотрят по сторонам и природой любуются.

Плыли они так, плыли и очень далеко уплыли. Проплыли и леса, и горы, и озера, и поля. Наконец, сильно проголодались. Остановились они у леса, привязали ложку-лодку к берегу и вошли в лес. Там каждый по-своему утолил свой голод. Решили тут же заночевать. Петух забрался на дерево, остальные устроились на земле. После полуночи петух вдруг закричал на всю округу:

- Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!

Петушиный крик услышала лисица. Обрадовавшись своей ночной находке, она побежала на крик. Но на месте все оказалось не так-то просто: петух - слишком высоко на дереве, гусак - между быком и козлом. Не добраться до них никак. Лиса побоялась подходить к быку и козлу и убежала.

И вот надумала она привести лесных зверей, поделить меж ними быка с козлом, а петуха с гусаком себе забрать. Угадав коварные замыслы лисы, петух слез с дерева и говорит товарищам:

- Вот что, друзья! Я очень хорошо знаю эту лису. Немало она птичьего племени сгубила за свою жизнь. Я это говорю не только потому, что это опасно для жизни. Теперь над всеми нами нависла смертельная опасность. Кот, ты ступай, готовь лодку. А мы сейчас тебя догоним.

Когда они собирались тронуться в путь, прибежал запыхавшийся кот.

- Петух-агай! Петух-агай! Дела плохи! Перед самым моим приходом лиса отвязала нашу ложку-лодку и пустила ее по течению. А сама, громко смеясь, скрылась в лесу,- рассказал кот.

- Петух-агай! - говорит гусак.- Я хорошо плаваю. Может, я остановлю лодку, а вы пока идите к берегу. Как пригоню лодку,все уплывем.

- Нет,- говорит петух,- в такую темень ты не сможешь найти плывущую лодку. Кот и я, мы хоть на дерево можем забраться, а ведь бык и козел никак спастись не смогут. Что бы ни было, надо держаться рядом и вместе одолеть опасность.

Тогда решили они построить избу. Бык начал валить толстые-претолстые деревья и готовить бревна. Кот эти бревна таскал, цепляя к хвосту. Козел ставил избу. Гусак рвал мох и конопатил стены. Петух принес с берега камни, глину и стал класть печь. Наконец, изба готова. Все расположились, кто где: петух - на полке, бык и козел - на нарах, гусак - под нарами, кот - на печке. Только заснули крепким сном, стук в дверь. Кот проснулся и спрашивает:

- Кто там?

Оказалось, это опять та самая лиса.

- Это я - лиса. Открой, пожалуйста, я тебя не трону. Я кошачьего мяса не ем,- ласково-ласково говорит лиса.

Но кот не открыл дверь. Тогда все хищные звери, что были на улице, прильнули к окну. Увидав их, кот начал будить своих товарищей. Проснувшись, бык заревел, козел заблеял, гусак загоготал, кот заурчал, петух закукарекал. Услышав такое многоголосие, лиса, волк и медведь испугались и разбежались в разные стороны.

Клубок

 

Башкирская сказка

В давние-давние времена жила, говорят, одна девочка-сирота. Жила со злой мачехой, у той родная дочь еще была. Много по дому было работы для девочек, а только родная-то дочь ленивая была, делала все спустя рукава, вся работа падчерице доставалась. И хоть сирота хорошо справлялась, мачеха всегда ее ругала, а родную дочь хвалила, сироту заставляла ночами в решете воду носить.

Велела однажды девочкам шерсть прясть. Сели те за работу - падчерица ровную нить прядет, мягкую, много пряжи получилось. А у дочери мачехи пряжа дрянная выходит. Разозлилась мачеха, выхватила у падчерицы клубок и за окно швырнула. Покатился клубок. Девочка за ним бросилась. Катится клубок, а девочка бежит вдогонку. Бежит она, бежит, и встретилась ей старушка - гусей пасет.

- Не видала ли, бабушка, клубочка моего? - спрашивает сирота.

- Помоги гусей вместе собрать, тогда скажу. Помогла девочка гусей собрать, старушка и говорит:

- За то, что помогла, бери себе одного гуся.

- Спасибо, бабушка, на обратном пути заберу. Мне клубочек свой найти надо.- И дальше побежала.

Встречает пастуха, что овец пас, спрашивает:

- Не видал ли ты, пастух, клубочка моего?

- Помоги овец вместе собрать, скажу.

Быстро справилась девочка с овцами, пастух и говорит:

- Бери себе одну овцу: тебе вон сколько побегать за ними пришлось.

- Нет, мне клубочек найти надо. Овцу на обратном пути заберу.- И дальше побежала.

Встречает пастуха, что коров пас.

- Не видал ли ты, пастух, клубочка моего?

- Помоги коров собрать, тогда скажу. Справилась с коровами, пастух говорит:

- Хорошо поработала, бери себе одну корову.

- Нет,- отвечает девочка.- Мне клубочек найти нужно. На обратной дороге заберу.- Побежала дальше.

Встречает пастуха, что коней пас. Кони по лугу разбежались. Девочка спрашивает:

- Не видал ли ты, пастух, клубочка моего?

- Помоги лошадей собрать, тогда скажу.

Стала она пастуху помогать, из сил выбилась, а дело до конца довела-таки. Пастух говорит:

- Раз ты такая послушная и тяжелой работы не боишься, скажу: клубочек твой вон туда покатился. А за помощь бери себе лошадь.

Пообещала на обратном пути лошадь забрать и побежала, куда пастух показал. Бежала, бежала, видит, дом стоит. Зашла, там старушка сидит беззубая и падаль жует. Поздоровалась девочка и спрашивает:

- Не видала ль, бабушка, клубочка моего?

- А ты садись со мной, поешь. Потом скажу.

Села девочка рядом. Сделала вид, что ест, а есть не стала. Старушка спрашивает:

- Ну что, ваша пища вкуснее или моя?

Сирота знает, что у них дома пища вкуснее, но ста-рушкину похвалила. Тогда беззубая подмести в доме велела, а потом опять спрашивает.

- Ваш дом краше или мой?

У них-то там лучше, конечно, но девочка этот хвалит.

Тогда старушка баню растопить просит. Вытопила, в дом заходит:

- Баня готова, бабушка, пойдем мыться.

- Веди,- говорит та.- Ты меня пинками подгоняй, я буду идти и падать, а ты меня пинками, пинками.

Но девочка не стала так делать, взяла осторожно бабушку под руки и в баню повела, стала раздевать ее. Та говорит:

- Срывай одежду да на пол бросай!

Но девочка осторожно раздела старушку и одежду аккуратно сложила. Потом спрашивает:

- Как тебя, бабушка, веником попарить?

- А ты за листья веник бери и черенком меня, черенком колоти.

Но та не стала так делать, а как полагается попарила старушку. Теперь ополоснуться надо бы.

- Какой водицей ополоснуть тебя, бабушка?

- Кипятку набери и лей на меня.

Девочка налила теплой водицы, как следует ополоснула бабушку, потом одела, в дом завела. Сели чай пить. К чаю урюк у бабушки, хурма. Девочка сама не пьет, старушке чай наливает, ухаживает за ней. Разморило старую, спать захотелось. Постелила девочка постель, со стола прибрала. Выспалась хозяйка и говорит:

- Ох, доченька, что-то голова чешется, осмотрела бы. Та смотреть стала, а в волосах у старушки золото и алмазы рассыпаны. Ни одной вошинки не нашла, как ни искала.

- Что-то грустно мне стало,- говорит старушка.- Попляши-ка, доченька, развей тоску.

Стала девочка плясать, ублажила старую. Та опять задремала.

- Я посплю немного, а ты рядом посиди. Польется из меня черная вода, не буди. Польется желтая, тогда разбуди.

Заснула, потом из нее черная вода хлынула, потом коричневая, потом желтая. Разбудила девочка старушку, та проснулась, схватила да и окунула ее в желтую воду. У девочки волосы золотыми сделались, зубы серебряные. Тогда старушка говорит:

- Ты у меня долго гостишь, пора отдать твой клубочек. А сначала ты на чердак слазь, там сундуки стоят. Выбери для себя любой.

Полезла на чердак, там желтые да зеленые сундуки стоят, все новенькие. А среди них старенький сундучиш-ко валяется. Выбрала его сиротка и вниз спустилась. Ласково поглядела на нее хозяйка:

- А теперь, доченька, хочу, чтоб ты спела мне. Запела она песню про свои думы и мечты, и тут на ее плечи откуда-то красивые птицы спустились.

- Ступай, красавица, домой.

Попрощались они. И вот доходит девочка до той поляны, где пастух лошадей пасет.

- Эй, девочка, возьми своего коня!

- А которого взять можно?

- Выбирай любого!

Выбрала она маленькую лошадку. Та заржала и сразу большой красивой лошадью стала. Еще раз заржала - тарантас и упряжь появились. Запрягла лошадь, погрузила сундучок, дальше отправилась. Едет девочка, а на плече у нее птицы сидят. Доезжает до того места, где пастух коров пас. Взяла свою корову, та уже с теленком была. Дальше поехала. Третий пастух овцу отдал с двумя ягнятами. Еще и гуся на обратном пути ей подарили. Сама едет в тарантасе, скотина следом идет.

Вскоре аул показался. Люди из своих дворов вышли, глядят, дивятся, гадают, как мачеха падчерицу встретит. А у той под ногами щенок вертится и лает:

Послали девочку на смерть,

Она домой с богатством едет!

Мачеха злится:

- Чтоб тебе провалиться!

Въехала падчерица во двор, тут птицы на ее плече запели звонко - люди дыхание затаили. Достала девочка из сундука скатерть-самобранку. Расстелила на траве, и на той скатерти угощение появилось - чего только не было там! Стала сирота людей угощать.

Когда падчерица народ угощала, мачеха злобой изошла. Взяла клубок, что родная дочь напряла, и в окно швырнула. Дочь следом за клубком отправила. Той в пути те же люди, что и падчерице, встретились, а только никому не помогла эта девочка. У беззубой бабушки гостила и взяла с ее чердака зеленый сундук и домой пошла. Идет, а над ней песчаная буря свистит, вороны, кружась, каркают. Никого не встретила на обратном пути. Стала к аулу подходить, щенок залаял:

За богатством дочь пошла,

Смерть свою в пути нашла!

Мачеха на него злится:

- Чтоб тебе провалиться! Скажи, что богатство нашла!

А щенок лает свое. Вошла дочь во двор, стонет:

- Ох, и тяжел сундук! Что в нем за богатство такое? Раскрыла сундук, а из него ядовитые змеи- полезли и набросились на нее. Прибежала на крик мать - змеи вокруг нее обвились, стали жалить, а потом расползлись.

Башкирские пословицы и поговорки

Без ветра деревья не качаются.

Выпущенное слово – что птица в полете. 

Друг поддерживает   дух.

Меньше говори – больше слушай.

Тихо шел – дошел, торопился – с пути сбился.

 Смелость - половина счастья.

Стихотворение Я. Кулмыя :  «Я люблю свою маму»

 Стол сама вытирала,

Уложила куклу спать.

Я играла и устала,

И уселась маму ждать!

Ну, когда же ты с работы,

Моя мамочка, придешь,

Поцелуешь и обнимешь?

Я скучала! Ты поймешь!

 



Предварительный просмотр:

Приложение 5

«Башкирские народные игры»

 1. Игра «Медный пень» (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

2. Игра «Игра в коней»

Этой игрой обычно увлекаются дети младшего возраста. В игре достаточно участие одного игрока в роли «коня», другого в роли «всадника». «Всадник» обуздывает «коня», положив среднюю часть двухметровой веревки на его плечи, а концы, продев под мышки, и оба мчатся вдаль. Если участвующих в игре достаточно много, можно организовать соревнования среди «всадников», для чего берется определенное расстояние.  Какая из пар пробежит это расстояние первой, та и считается самой быстроногой парой. Через некоторое время дети меняются ролями: «конь» становится «всадником», а «всадник» - «конем». «Всадник», держа руками концы веревки, гонит «коня» вперед криками: «Но, но!», а сам с поводом в руках бежит за «конем», не отставая от него. Если к веревке привязать маленький колокольчик, то игра станет еще более веселой.

 

3. Игра «Нет ни медведя, ни волков»

Эта игра широко распространена среди детей младшего возраста. Дети выбирают одного «медведя». Ему обозначают маленький круг – «берлогу».  На расстоянии 20 м от «берлоги» обозначается большой круг. Он считается «домом» детей.

Пояснение к игре. Дети выходят из дома и коллективно направляются за ягодами в сторону, где живет «медведь». В это время «медведь» прячется. Во время сбора ягод поют:

Собираю ягоды, сделаю пастилу.

В подарок матери.

Ох, и много ягоды тут,

Ни медведя, ни волков нет.

А это время «медведь» выбегает из берлоги и начинает ловить детей. Дети убегают от него в сторону своего «дома». Пойманный игрок становится «медведем». Игра начинается вновь.

4. Игра «Ловкий джигит» – таһыл егет

 Подгруппа детей (4-5) становится в шеренгу напротив центральной стены. У каждого в руке «лошадка» на палке. Остальные дети сидят на стульях и поют:

«Эй, джигиты, выходите и коней себе берите.

На конях должны скакать,

Свою удаль показать.

Тот, кто первый прибежит,

Настоящий тот джигит».

По окончания пения выбранные дети «Скачут» на лошадках к центральной стене. Добежав до стены, поднимают «лошадку» вверх. Выигрывает ребёнок, прискакавший первым, и получает приз.

5. Игра «Поймай воробья поясом» – букән ҡайыш

 Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчик. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Правила:

 1.Не касаться убегающего рукой, а только поясом.

 2.Убегать после слова «лети».

6. Игра «Липкие пеньки»

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Привила:

1.  Нельзя ловить игроков за одежду.
2.  «Пеньки» не должны сходить с места.

        



Предварительный просмотр:

Приложение 6

Консультации для родителей  

«Приобщение детей к традициям башкирского народа»

В последние годы возросло внимание в системе образования и в

общественном сознании к духовному богатству культурного наследия

башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к

национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания

следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной,

этнокультурной традиции. 

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее

доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной

насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное

народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное

искусство, традиции и обычаи. 

В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа

строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время

которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором),

играми, традициями и обычаями башкир.

Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное

значение. Он представляет собой большую художественную ценность.

Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к

своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать

высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных

загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений

приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно,

эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он

представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы,

поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение

к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В

них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания

детей.

Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они

украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение

ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством

обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они

способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты

умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый

ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка

позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень

наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также

уровень творческого мышления ребенка. 

Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами,

поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям,

смысл которых они смогут понять и усвоить. В повседневной жизни с

детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и

прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим

подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся

донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или

поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные

поступки людей.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной

радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки

знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа,

особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы,

разнообразием животного мира. 

Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк»,

«Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра

над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые

для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о

красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и

уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость,

сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной

работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно

национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание

детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и

обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем

внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что

доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим

–основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во

время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По

прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности

средствами формирования личности ребенка, когда открывается

естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого

отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и

разнообразных творческих способностей.

В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры.

 Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются

неотъемлемой частью интернационального, художественного и

физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры –

самостоятельный характер, что является положительной основой для

проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры

выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток,

соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными

моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки.

Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли,

развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание

определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это

такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место»,

«Юрта»,»Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости,

воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют

воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с

чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей

чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг

друга. В группе в свободное время дети играют национальные

дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир

Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана». 

С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной

одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист).

Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию

при раскрашивании моделей башкирской одежды.

В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный

уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты,

иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские

дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В

родительском уголке помещаем задания для чтения и заучивания в семье

(башкирские слова, стихи башкирских поэтов). 

Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети

знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес

ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его

личности.

«Как воспитать маленького патриота»

 Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а  прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя.

А. Н. Острогорский

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

"Те высокие, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства, под влиянием социальных условий жизни и воспитания", - писал А. В. Запорожец.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде советских людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делиться игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т. д., об уважительном отношении к взрослым.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о защитниках нашей Родины, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для заучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории, традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль принадлежит здесь сказкам, которые передаются из поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи, трудолюбию. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания является тесное взаимодействие с родителями. Знакомство с историей своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 -ой, 2-ой младшей группе

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...

План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя дружная семья» во второй младшей группе

1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членовсвоей семьи, понимать роль взрослых и де...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждениеДетский сад №10 «Снежинка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан     Проек...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы

План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Цвети, мой родной Башкортостан!"

Тип проекта: групповой, краткосрочныйВид проекта: познавательно – исследовательскийСрок реализации: 5 недель                        ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в Югре"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...