Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе
проект (младшая группа)

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

Проект

по нравственно - патриотическому воспитанию

 «Я живу в Башкортостане»

в младшей группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Сахипгараева  Гульсина Сайфельбарисовна

           воспитатель высшей квалификационной

категории

 

 

 

 

 

 2020 г.

Введение

Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой  Родины.

                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.

Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

 

Тип проекта: познавательно – творческий.

 Продолжительность проекта: среднесрочный.

 Возраст детей: 3-4 года.

 Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

 Актуальность проекта:

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.

 Цель: развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа.

 Задачи:

 - пробудить в детях чувство любви к своему краю, народу, уважение к

    его традициям  и обычаям;

 - воспитывать уважение к культуре других  народов;

 - развивать потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира                                         путём  изучения культурного наследия  разных эпох и народов;

 - дать начальное представление о народном искусстве  Башкирии, знакомить  с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличными особенностями  этих изделий через башкирские сказки, игры, игрушки;

 - воспитывать добрые чувства к месту, где живёт ребёнок;

 - развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.

Предполагаемый результат:

- Дети получат первоначальное представление о Башкортостане;

- Познакомятся с символикой   Башкортостана;

 

Подготовительный этап.

Задачи подготовительного этапа:

- разработка тематических бесед;

- создать картотеку стихов, сказок, произведений;

- создать развивающую среду: подборка материала (иллюстрации, художественные произведения, изображения  предметов декоративно – прикладного искусства, музыкального произведения и сюжетно - ролевых игр, дидактические игры);

  Основной этап.

  Задачи основного этапа:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;

- познакомить детей с башкирскими народными играми;

- познакомить с произведениями башкирских поэтов, писателей;

- познакомить с символикой Башкортостана;

- познакомить  детей с музыкальными произведениями;

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Сроки

 

Вид деятельности

Цель

1.

03.02.20

Лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак»

  Познакомить детей с национальным татарским блюдом «Чак-чак»; закрепить умение лепить предметы удлиненной формы; 

 

2

04.02

Просмотр  кукл  в башкирском костюме

 

Закрепить названия элементов национальной одежды: камзул, шаровары, платье. Закрепить навыки одевания, последовательности раздевания: сначала камзул, потом платье.

3

06.02

Аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»

Познакомить детей с элементами башкирского орнамента

4

07.02

  Ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»

Продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа

 

5

10.02

Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»

Познакомить   элементами национального  башкирского орнамента  

6

12.02

Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»

 

Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах

7

13.02

 Рассматривание музыкального инструмента курай

Показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа

8

14.02

Подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты»,  «Нет ни медведя, ни волков» «Липкие пеньки», «Медный пень»,

«Поймай воробья поясом»

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения   

 

Реализация проекта рассчитана на  2 недели: с «03.02.20» по «14.02.20»

Формы работы:

Планирование деятельности:

Виды деятельности, используемые при проведении проекта:

- Организованная - образовательная деятельность:

1.Художественное эстетическое развитие:

 - аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»;

 - слушание музыки: Башкирские народные мелодии;

 - лепка  «Угощение для кукол – «Чак-чак».

  2. Речевое развитие:

 Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»:

 - знакомство с башкирскими пословицами, загадками;

 - рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, открыток;

 «Уфа – столица Башкортостана», «Флаг Башкортостана», фотоальбома «Башкортостан;

- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;

- расширяем представления воспитанников о родной стране, о труде, природе и богатстве республики; воспитывать любовь, интерес и желание больше узнавать о родном крае;

  - способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.

   3.Социальная коммуникация:

Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»:

-  знакомство с некоторыми элементами национального  башкирского орнамента, различие и сравнение между собой.

Расширение знаний о башкирской национальной кухне.

   4. Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром):

 - ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»;

 - познакомить с посудой «Пиала», сделанной из дерева, керамики, фарфора;

  - правильно  называть чайную посуду;

  - прививать навыки пользования посудой;

 - Просмотр  кукл  в башкирском костюме.

 5. Физическое развитие:

  - подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Медведи и пчелы»;  «Липкие пеньки», «Медный пень».

   Работа с родителями:

 Консультации для родителей:

«Приобщение детей к традициям башкирского народа», 

«Как воспитать патриота».

 Заключительный этап

  Ожидаемые результаты:

 

 Воспитанники:

  -  имеют начальные представления об элементах башкирского орнамента,   национальной одежды;

 - познакомились с тем, что Уфа – столица Башкортостана;

 - познакомились с произведениями башкирских поэтов, писателей;

 - познакомились с башкирскими  народными играми;

 - познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой».

    Родители:

 - активные и заинтересованные участники проекта;

 - ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению

   со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

  Педагоги:

- осуществляют инновационную деятельность;

- повышают профессиональный уровень.

 

Выводы

Дети расширили   представление о Башкирии как  о родном крае. Познакомились с башкирскими народными играми,  с произведениями башкирских поэтов, писателей, с музыкальным инструментом «Курай»,

 с изделиями башкирского искусства, и элементами  орнамента  через башкирские сказки, игры, игрушек. Познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой», национальным блюдом «Чак-чак».

 У детей  пробудились  добрые чувства к месту, где живут. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.

 

 

Литература

 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 

2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5. 

3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.  

4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9. 

5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). 

6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5. 

7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009 

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 

Используемые сайты:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/02/opyt_raboty_pat_vospit_2ml docx

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Проект

по нравственно - патриотическому воспитанию

 «Я живу в Башкортостане»

в младшей группе

 

 

Подготовила и провела:

Сахипгараева  Гульсина Сайфельбарисовна

         воспитатель высшей квалификационной

категории

 

 2020 г.

Введение

Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой  Родины.

                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области, воспитываем уважение и любовь к ней.

Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

 

Тип проекта: познавательно – творческий.

 Продолжительность проекта: среднесрочный.

 Возраст детей: 3-4 года.

 Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

 Актуальность проекта:

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.

 Цель: развитие познавательного интереса к национальной культуре башкирского народа.

 Задачи:

 - пробудить в детях чувство любви к своему краю, народу, уважение к

    его традициям  и обычаям;

 - воспитывать уважение к культуре других  народов;

 - развивать потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира                                         путём  изучения культурного наследия  разных эпох и народов;

 - дать начальное представление о народном искусстве  Башкирии, знакомить  с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличными особенностями  этих изделий через башкирские сказки, игры, игрушки;

 - воспитывать добрые чувства к месту, где живёт ребёнок;

 - развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.

Предполагаемый результат:

- Дети получат первоначальное представление о Башкортостане;

- Познакомятся с символикой   Башкортостана;

Подготовительный этап.

Задачи подготовительного этапа:

- разработка тематических бесед;

- создать картотеку стихов, сказок, произведений;

- создать развивающую среду: подборка материала (иллюстрации, художественные произведения, изображения  предметов декоративно – прикладного искусства, музыкального произведения и сюжетно - ролевых игр, дидактические игры);

  Основной этап.

  Задачи основного этапа:

- расширять представления детей о Башкирии, как о родном крае;

- познакомить детей с башкирскими народными играми;

- познакомить с произведениями башкирских поэтов, писателей;

- познакомить с символикой Башкортостана;

- познакомить  детей с музыкальными произведениями;

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Сроки

Вид деятельности

Цель

1.

03.02.20

Лепка «Угощение для кукол – «Чак-чак»

  Познакомить детей с национальным татарским блюдом «Чак-чак»; закрепить умение лепить предметы удлиненной формы; 

2

04.02

Просмотр  кукл  в башкирском костюме

Закрепить названия элементов национальной одежды: камзул, шаровары, платье. Закрепить навыки одевания, последовательности раздевания: сначала камзул, потом платье.

3

06.02

Аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»

Познакомить детей с элементами башкирского орнамента

4

07.02

  Ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»

Продолжать знакомить детей с посудой башкирского народа

5

10.02

Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»

Познакомить   элементами национального  башкирского орнамента  

6

12.02

Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»

Способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах

7

13.02

 Рассматривание музыкального инструмента курай

Показать детям,что музыкальный инструмент курай - символ духовной красоты башкирского народа

8

14.02

Подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты»,  «Нет ни медведя, ни волков» «Липкие пеньки», «Медный пень»,

«Поймай воробья поясом»

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, познакомить детей с играми народов Башкортостана, развивать ловкость и быстроту движения  

Реализация проекта рассчитана на  2 недели: с «03.02.20» по «14.02.20»

Формы работы: 

Планирование деятельности:

Виды деятельности, используемые при проведении проекта:

- Организованная - образовательная деятельность:

1.Художественное эстетическое развитие:

 - аппликация - «Украсим фартук башкирским узором»;

 - слушание музыки: Башкирские народные мелодии;

 - лепка  «Угощение для кукол – «Чак-чак».

  2. Речевое развитие:

 Чтение художественной литературы: башкирские сказки «Лиса и петух», Петух- батыр», «Клубок»; стихотворения Я. Кулмыя «Я люблю свою маму»:

 - знакомство с башкирскими пословицами, загадками;

 - рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, открыток;

 «Уфа – столица Башкортостана», «Флаг Башкортостана», фотоальбома «Башкортостан;

- знакомство с башкирскими пословицами, загадками;

- расширяем представления воспитанников о родной стране, о труде, природе и богатстве республики; воспитывать любовь, интерес и желание больше узнавать о родном крае;

  - способствовать формированию интереса к башкирской литературе, через рассматривание иллюстраций в книгах.

   3.Социальная коммуникация:

Дидактическая игра - «Найди такой же орнамент»:

-  знакомство с некоторыми элементами национального  башкирского орнамента, различие и сравнение между собой.

Расширение знаний о башкирской национальной кухне.

   4. Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром):

 - ознакомление с башкирской национальной посудой «Пиалой»;

 - познакомить с посудой «Пиала», сделанной из дерева, керамики, фарфора;

  - правильно  называть чайную посуду;

  - прививать навыки пользования посудой;

 - Просмотр  кукл  в башкирском костюме.

 5. Физическое развитие:

  - подвижные игры: Башкирские народные игры: «Ловкие джигиты», «Медведи и пчелы»;  «Липкие пеньки», «Медный пень».

   Работа с родителями:

 Консультации для родителей:

«Приобщение детей к традициям башкирского народа», 

«Как воспитать патриота».

 Заключительный этап

  Ожидаемые результаты:

 

 Воспитанники:

  -  имеют начальные представления об элементах башкирского орнамента,   национальной одежды;

 - познакомились с тем, что Уфа – столица Башкортостана;

 - познакомились с произведениями башкирских поэтов, писателей;

 - познакомились с башкирскими  народными играми;

 - познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой».

    Родители:

 - активные и заинтересованные участники проекта;

 - ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению

   со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.

  Педагоги:

- осуществляют инновационную деятельность;

- повышают профессиональный уровень.

Выводы

Дети расширили   представление о Башкирии как  о родном крае. Познакомились с башкирскими народными играми,  с произведениями башкирских поэтов, писателей, с музыкальным инструментом «Курай»,

 с изделиями башкирского искусства, и элементами  орнамента  через башкирские сказки, игры, игрушек. Познакомились с башкирской национальной посудой «Пиалой», национальным блюдом «Чак-чак».

 У детей  пробудились  добрые чувства к месту, где живут. Между детьми укрепились дружеские, доброжелательные отношения.

Литература

 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 

2. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. 2001.- №5. 

3. Валеев И.И. Воспитать патриота. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.  

4. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9. 

5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). 

6. Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание, 2005.- №1- №5. 

7. М.Д. Маханева Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009 

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 

Используемые сайты:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/02/opyt_raboty_pat_vospit_2ml docx

         

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 -ой, 2-ой младшей группе

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...

План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя дружная семья» во второй младшей группе

1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членовсвоей семьи, понимать роль взрослых и де...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные предс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «РУССКАЯ БЕРЁЗКА» для детей младшей группы

План-конспект непосредственной образовательной деятельностихудожественно-эстетического цикла (Рисование) как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников«РУССКАЯ БЕРЁЗКА»...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Цвети, мой родной Башкортостан!"

Тип проекта: групповой, краткосрочныйВид проекта: познавательно – исследовательскийСрок реализации: 5 недель                        ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Я живу в Югре"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...