Развитие коммуникативных компетенций дошкольника с ОНР. Проект «Детская студия «ЛюбоЗнайка».
методическая разработка (подготовительная группа)

Плаксюк Лариса Николаевна

Творческая идея данного проекта состоит в раскрытии способов создания  разнообразного событийно организованного пространства образовательной и самостоятельной деятельности ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, основанной на текущих и перспективных детских интересах посредством культурных практик.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  коммуникативных  компетенций дошкольника с ОНР.

Проект «Детская студия «ЛюбоЗнайка».

Авторы:

1.Плаксюк Лариса  Николаевна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи,  МБДОУ № 7 «Пингвиненок».

  2.Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед, МБДОУ № 7 «Пингвиненок» .

Творческая идея данного проекта состоит в раскрытии способов создания  разнообразного событийно организованного пространства образовательной и самостоятельной деятельности ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, основанной на текущих и перспективных детских интересах посредством культурных практик.  Интеграция различных видов культурных практик в работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы компенсирующей направленности позволяет развивать коммуникативные компетенции дошкольника, познать новое экспериментальным, поисковым путём, открывает новые грани детской активности и возможности применения приобретённого практического опыта  в жизни.

Детская студия «ЛюбоЗнайка»

В  основу работы детской студии положена  идея формирования   коммуникативных компетенций дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи, активизация познавательной деятельности  и развития творческой личности ребёнка через формирование стремления к познанию, самостоятельному поиску способов удовлетворения жажды знаний.

Цель: развитие коммуникативной компетенции и  реализация творческого потенциала детей   посредством организации поисковой деятельности интересующей информации.

Задачи:

- стимулировать речевую и познавательную  активность дошкольника, самостоятельное проявление к поиску способов нахождения ответа на свой вопрос;

- развивать  художественное восприятие (умение слушать литературные произведения), социально-коммуникативный опыт;

- создать  условия для проведения поисковой (экспериментальной/ практической) деятельности;

- формировать   умение планировать,  анализировать свою деятельность (с помощью взрослого) и действовать в рамках определённого алгоритма;

- обучить  этике (культуре)  общения;

- способствовать творческому самовыражению дошкольников;

- расширять детский кругозор и углублять знания об окружающем мире.

Тип проекта: групповой, интегративный, долгосрочный, информационный (поисковый).

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности  с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I – III уровней), учитель-логопед, воспитатели, родители.

Направленность развития деятельности: коммуникативная.

Продолжительность: 2 года (старшая и подготовительная группа).

Итоговая работа: выпуск детской газеты «ЛюбоЗнайкины вести».

Ожидаемый результат:

Дети: рост мотивации к познанию, развитие коммуникативных компетенций, творческих способностей, формирование самостоятельности, умения использовать и распространить приобретённый опыт в практической деятельности и во взаимодействии со взрослыми, в коллективе, в социуме.

Педагоги: совершенствование и разнообразие форм организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников (культурные практики), реализация личностно-ориентированного и развивающего подходов к обучению, стремление к саморазвитию.

Родители: формирование устойчивого интереса к чтению (индивидуальное и совместное с ребёнком) с целью узнавания нового и к исследовательской деятельности.

Возможные риски: нежелание ребёнка  взаимодействовать со сверстниками,  социумом (преодоление возможно через развитие навыков общения, создания условий для развития сотрудничества, повышение самооценки), отсутствие родительской заинтересованности (преодоление  возможно с помощью просветительской работы: убеждение, разъяснение).

Организация работы  детской студии  «ЛюбоЗнайка»

Детская студия «ЛюбоЗнайка» работает в течение двух лет в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая и подготовительная). Один-два  раза в месяц  для дошкольников создаются условия, в которых они формулируют  вопрос, ответ на который будут находить  посредством   поисковой деятельности.  Впоследствии дети самостоятельно формулируют  вопрос и организуют информационный поиск.

Возникновение вопроса (в том числе проблемного) может быть спонтанным (во время проведения занятия, прогулки и т.д.),  спровоцированным,  организованным педагогом, ребёнком или родителем.

Вопросы могут быть  самыми разнообразными:  «В каких сказках встречается  яблоко? Где можно  встретить   «волшебные» деревья? Можно ли жить в рукавичке?  Молоко – друг или враг?  Кто такие журналисты?» и др..

После постановки вопроса организуется поисковая деятельность, которая включает в себя:

1.Планирование поисковой деятельности: проговаривание всевозможных вариантов организации поисковой деятельности  для нахождения ответа на поставленный вопрос.

2.Организация творческих командировок (нахождение ответа на вопрос методом опрашивания  детей, взрослых ДОО и ближайшего социума).

3.Организация интервью (диалог с  реальными и сказочными персонажами).

4.Нахождение доказательств (проверка полученных сведений)  с включением:

  • экспериментальной/практической  деятельности (практикумы, опыты/

эксперименты, конкурсы, решение проблемных вопросов);

  • работы с книгой (рассматривание иллюстраций, чтение);
  • знакомства с работами художников, слушания музыки и т.д.;

5.Рефлексия:

  • творческий отчёт о полученных знаниях;
  • проведение викторин, подвижных игр, конкурсов  на заданную тему;
  • инсценирование интересных моментов из художественного произведения

и др.;

  • распространение полученных знаний.

Творческим результатом проведённой работы является выпуск  детской  газеты  «ЛюбоЗнайкины вести» (Приложение 2) с размещением в ДОО, социальных сетях (с рубриками  «А мы знаем», «Это интересно», «У нас в гостях», «Встреча с интересными людьми», «Я умею», «Сочиняем синквейны» и др.).

Чтобы ребёнок мог стать активным участником поисковой деятельности  в старшей группе   организуется множество культурных практик с девизом  «Хочешь узнать – спроси!».

Данная культурная практика организуется, если ребёнок  не знает название какого-либо предмета или явления. Тогда педагог не называет изображённый объект сам, а подводит детей к тому, что дошкольник сам может найти ответ.

С детьми ведётся обсуждение сложившейся ситуации: «Что делать, если не знаешь, как называется данный предмет?» и вырабатывается определённый алгоритм действий.  

Алгоритм или цепочка последовательных  действий при формировании умения  задавать вопросы с целью получения информации

1.Если не знаешь, как называется предмет, нужно узнать.

2.Что делать, как решить данную проблему. Какой способ, вариант мне подходит? (Задать вопрос.)

3.У кого можно узнать, спросить. (Ребёнок, педагог, постепенно круг расширяем: специалист, окружающие взрослые ДОО.)

4.Как буду спрашивать? (Правила, этикет.)

5.Узнал ответ, поделюсь с товарищем.

6.Я узнал, как получилось узнать.

Важно давать дошкольнику возможность делать всё самостоятельно. Часто ребёнок бежит спрашивать, забыв обсудить вопрос или взять картинку с изображённым предметом, педагог его не останавливает: «Ты не знаешь вопроса. О чём ты будешь спрашивать?»  Пусть ребёнок попытается сам решить проблему. Если не получится, вернётся, и вы совместно обсудите, почему не получилось, и начнёте вырабатывать  алгоритм действий  с самого начала. Педагог  останавливает себя в желании  спросить  за ребёнка, сделать быстро.

Культурные практики с девизом «Как играть?» – это  способ  разрешения возникшей проблемы и продуктивного взаимодействия с ровесниками, когда необходимо научиться самому и научить  друга  играть в игру.   Данная культурная практика организуется, когда возникает необходимость в создании алгоритма определённых манипуляций с новым предметом.

Педагог создаёт ситуацию, в которой ребёнок, взаимодействуя с другими детьми, создает продукт (правила игры, игру) и делится им с друзьями (учит товарищей играть и играет вместе).

С детьми вырабатывается определённый алгоритм практических действий.

1.Что  можно делать с данным предметом (объектом)?

Данный объект может находиться в группе на видном месте до тех пор, пока дети сами не обратят на него внимание. Инициативу  должны проявить   дети,  а не педагог.

2.Как играть? (Создание правил игры.)

Важно проговаривать и практически опробовать все предлагаемые детские варианты. Часто дети проговаривают только   часть задания. Например, при проговаривании правил игры с кубиком, на гранях которого изображены схемы предлогов, первое, что говорят дети, нужно бросить кубик. Выполняем предложенное действие – бросаем кубик – и ничего больше не происходит.  Что нужно сделать дальше? Бросить кубик, назвать схему предлога. Вся игра? Составляется цепочка практических  последовательных действий: бросить кубик, назвать схему, составить предложение, передать кубик товарищу, игра повторяется снова, а закончится тогда, когда все дети в группе бросят по одному разу кубик.

3.Кому можем предложить данную игру? (Детям из соседней группы, идём, объясняем правила и оставляем кубик, просим вернуть, когда наиграются дети).

Перспективный план реализации проекта представлен в Приложении 1.

На примере одной из тем   представляем  алгоритм организации поисковой деятельности на вопрос декабря:  «Дед Мороз настоящий?»

Как всё начиналось?

Приближался Новый год. Дети и педагоги   украсили группу по сказке «Морозко».  Папа одного из воспитанников,  сделал  колодец. Всё было, как в сказке: ребята   писали письма Деду Морозу и «бросали» их в колодец. После дневного сна, дети увидели на ковре большие снежные следы. Заглянув в колодец, обнаружили, что писем там нет,  а около колодца лежала синяя варежка. Среди детей возник спор: один ребёнок говорил, что дед Мороз существует, другой это отрицал. Чтобы найти ответ на вопрос, мы спланировали и провели:

1.Практикум «Кто может стать Дедом Морозом?».

Надевали шубу, брали посох Деда Мороза, пытались колдовать, ничего не получалось, и поняли: ребенок не может стать Дедом Морозом. Выработали правила, которые позволят стать Дедом Морозом: вырасти, поступить в волшебную школу, стать умным от прочтения книг, закаливать свой организм нырянием в снег.

2.Эксперимент  «Почему дед Мороз в шубе не тает?».

3.Творческую командировку   к детям старших и подготовительной групп «Как дети готовятся к Новому году?». Искали ответ   на вопрос:  «Откуда приходит Дед Мороз?» у детей, взрослых,  в интернете, в книгах.

4.Интервьюировали   самого настоящего Деда Мороза.

5.Выпустили   «Любознайкины вести», где  рассказали, что с нами произошло,  сочинили синквейн.

Дед Мороз

Добрый и загадочный.

Приходит, колдует, веселит.

Дарит всем подарки.

Волшебник.

6.И решили, что Дед Мороз существует! Надо только верить в чудеса!!!

Итог работы детской студии «ЛюбоЗнайка» -  это   сформированные коммуникативные компетенции, приобретённые    знания  об изучаемом объекте в процессе разнообразной деятельности со взрослыми, в коллективе сверстников, в социуме.

Результативность работы показал мини-тест, проведённый с детьми подготовительной группы. Каждый ребёнок получил напечатанное задание (индивидуальные, микрогрупповые).  Пример индивидуальных заданий: «Узнай, что у нас сегодня на обед» (ребёнок прочитал меню и рассказал товарищам), «Как зовут писателя Успенского?» (вопрос был  педагогу группы), «Будет ли у нас сегодня физкультурное занятие? (обращение с вопросом к заведующей), «Почему кит ест мелких рыбок?» (была найдена нужная книга, прочитана, рассказана детям). Пример заданий для микрогрупп: «Узнай, как можно больше о флористе» (дети объединились в микрогруппы, составили план вопросов, опросили работников ДОО, ответы зарисовали в схему), «Может ли насекомое быть архитектором? Какое насекомое можно назвать  архитектором?»  (дети из словаря узнали, кто такой «архитектор», разделились на пары: одна пара читала энциклопедию о насекомых, другая – отправилась опрашивать взрослых, поделились знаниями со всей группой).

Данный тест  показал 100% результативность: все дети нашли ответ на  вопрос и рассказали об этом сверстникам.

Таким образом, можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик, позволяющих сформировать коммуникативные компетенции у дошкольников  как важнейшую предпосылку благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Проект  стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы  дошкольников, педагогов, родителей в группе.

Материалы данного проекта будут полезны для работы воспитателей  и специалистов  групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Литература:

1.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. –  Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.

2.Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Автореф. дис.... канд. пед наук. Архангельск, 2001.

3.Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).

4.Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132-138.

5.Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. № 5. С. 6–18.

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детская газета « ЛюбоЗнайкины вести» Приложение 2

Слайд 2

Детская студия

Слайд 3

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 4

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 5

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 6

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 7

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 8

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 9

« ЛюбоЗнайкины » вести

Слайд 10

Журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативной компетенции дошкольников с нарушением зрения»

Представленные мною методические разработки описывают возможности формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию....

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность

Статья  из опыта работы педагога  "Значение театрализованной деятельности в развитии  коммуникативных качеств дошкольника"...

Комплекс упражнений и игр на развитие коммуникативных компетенций дошкольников

Перечень игр, которые направлены на развитие коммуникативных компитенций...

Рекомендации для воспитателей по развитию коммуникативной компетенции дошкольников

Рекомендации для воспитателей1. «Метод принятия роли»Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризмаЦель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать е...

Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством» 2021 год

Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп...