Программа кружка по легоконструированию "Юный конструктор"
рабочая программа (подготовительная группа)

Кадырбаева Г.А.
Программа кружка по легоконструированию "Юный конструктор" предназначена для развития у детей логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
      Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в жизни. Одна из основных задач развития умственных способностей детей - активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве обучающей среды как нельзя лучше подходит  конструктор LEGO.
Лего в переводе с датского языка означает «умная игра»- это всегда новая идея, новое путешествие, новое открытие! Лего конструирование один из наиболее любимых детьми вид продуктивной деятельности. Занятия с этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом.
       Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.  В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети старшего дошкольного возраста учатся работать с предложенными схемами, инструкциями, формируются  умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.  
Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
 Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В процессе изготовления поделок из лего конструктора  постепенно образуется система специальных навыков и умений. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок, то можно заметить, что вначале дети младшего дошкольного возраста рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: старшим дошкольникам показывают схему поделки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию. Изготовленные детьми сконструированные модели в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, добиваться более совершенных результатов.
         Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания сконструированных моделей, очень важны для общего развития.
В  основе данного материала лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности дошкольников. Конструирование  как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми методиками занятий.
Занятия по лего конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.
Конструирование способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так- то просто сделать поделку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Специальные упражнения по закреплению умений и навыков по конструированию  поделок позволяют формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при конструировании моделей дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
 Большое влияние лего конструирование оказывает на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
            Таким образом, при правильной организации процесса  по изготовлению сконструированных поделок работа с детьми становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.  
Цель программы: развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
 Задачи: 
1.  Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.
2.  Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
3.   Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
4.  Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
5.   Развивать мелкую моторику.
6.  Развивать память, внимание.
7. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
8.  Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки
9.  Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
10.Учить строить по замыслу, развивать воображение, менее заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Содержание программы
Занятия по конструированию из Лего носят творческий характер. Направленные в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности на занятиях используются  занимательные игры – эксперименты, игры – фантазии, разные формы организации детей конструированию:
- конструирование по образцу;
- по модели;
- по условиям;
- по простейшим чертежам и схемам;
- по замыслу;
- по теме.
№ п/п
Дата
Мероприятия
 по работе с детьми
Мероприятия по работе с  родителями
1.
октябрь
1.Просмотр  мультфильма "Создание лего".
2.Вертушка.
 
 
 
Анкетирование "Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка".
 
Консультация
"Что такое  конструктор лего  для ребёнка?".
2.
Ноябрь
1.Волчок.
2.Конструирование по замыслу.
3. Перекидные качели.
4.Плот.
Буклет
 "Игры с лего"
3.
Декабрь
1.Пусковая установка для машинок.
2.Конструирование по замыслу.
3. Измерительная машина.
4. Хоккеист.
Консультация 
"Значение конструктора в жизни ребёнка
4.
Январь
1.Новая собака Димы.
2.Конструирование по замыслу.
3. Переправа через реку, кишащую крокодилами.
Консультация
 "Какой конструктор купить малышу?".
 
 
 
 
 
5.
 
Февраль
1.Жаркий день.
2. Конструирование по замыслу.
 
3. Пугало.
 
4.Качели.
 
Памятка 
"Что такое легоконструирование?"
6.
Март
1.Зубчатые колёса.
 
2. Конструирование по замыслу.
 
3.Карусель.
 
4. Тележка с попкорном.
Памятка 
"Математика с лего"
7.
Апрель
1.Машинка.
 
2.Конструирование по замыслу.
 
3.Тачка.
 
4. Катапульта.
Рекомендации "Хранение детского конструктора лего".
8.
Май
1.Железнодорожный переезд через шлагбаум.
 
2.Конструирование по замыслу.
 
3.Сумасшедшие полы.
 
4.Подъёмный  кран.
 
 
Консультация "Легоконструирование- серьёзное занятие или модная игра?
 
 
 
Навыки и умения детей.
                                  К концу 1 года обучения дети должны:
. Уметь различать и называть детали лего конструктора
. Уметь различать геометрические фигуры их цвет, форму.
. Уметь следовать инструкции педагога.
. Конструировать по условиям, задаваемым взрослым.
. Скреплять лего детали разнообразными способами.
. Уметь рассказать о своей постройке.
. Уметь строить постройки по замыслу.
Продолжительность программы: Данная программа рассчитана на один  год обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.
 Первый год обучения- 30 занятий по 25-30 минут (один раз в неделю)
 Краткие сведения о группе
Программа  ориентирована на воспитанников  подготовительной группы. В каждом разделе воспитанники занимаются конструированием, сборкой.
Обучение – платное.
Количество занятий за период с октября по май – 29 занятий.
Количество занятий в неделю – 1 занятие по 25-30 минут
Состав – мобильный.
Набор – свободный.
Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.
Материальные ресурсы 
1. Наборы  Лего - конструкторов;
2. Компьютер, проектор.
Список литературы
 1.«Лего - конструирование в детском саду». Фешина Е.В. Издательство «Сфера» 2012
2. Книга "Первые механизмы".
3.Книга "Комплект заданий к набору- простые механизмы".
4. Интернет-ресурс.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_legokonstruirovaniyu_s.sozonovo.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

СП ДО МАОУ Созоновская СОШ

Программа кружка

 по легоконструированию

"Юный конструктор"

                                                          Составитель: Кадырбаева Г.А., воспитатель

С.Созоново, 2020г.

Программа кружка по легоконструированию "Юный конструктор" предназначена для развития у детей логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в жизни. Одна из основных задач развития умственных способностей детей - активизация восприимчивости к наглядному моделированию. В качестве обучающей среды как нельзя лучше подходит  конструктор LEGO.

Лего в переводе с датского языка означает «умная игра»- это всегда новая идея, новое путешествие, новое открытие! Лего конструирование один из наиболее любимых детьми вид продуктивной деятельности. Занятия с этим конструктором вызывают у детей устойчивый интерес и пользуются неизменным успехом.

       Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.  В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети старшего дошкольного возраста учатся работать с предложенными схемами, инструкциями, формируются  умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. 

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

 Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В процессе изготовления поделок из лего конструктора  постепенно образуется система специальных навыков и умений. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок, то можно заметить, что вначале дети младшего дошкольного возраста рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: старшим дошкольникам показывают схему поделки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию. Изготовленные детьми сконструированные модели в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, добиваться более совершенных результатов.

         Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания сконструированных моделей, очень важны для общего развития.

В  основе данного материала лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности дошкольников. Конструирование  как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми методиками занятий.

Занятия по лего конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.

Конструирование способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так- то просто сделать поделку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Специальные упражнения по закреплению умений и навыков по конструированию  поделок позволяют формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при конструировании моделей дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

 Большое влияние лего конструирование оказывает на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

            Таким образом, при правильной организации процесса  по изготовлению сконструированных поделок работа с детьми становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.  

Цель программы: развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

 Задачи:

1.  Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.

2.  Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.

3.   Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.

4.  Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников

5.   Развивать мелкую моторику.

6.  Развивать память, внимание.

7. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.

8.  Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки

9.  Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

10.Учить строить по замыслу, развивать воображение, менее заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве.

 Содержание программы

Занятия по конструированию из Лего носят творческий характер. Направленные в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности на занятиях используются  занимательные игры – эксперименты, игры – фантазии, разные формы организации детей конструированию:

- конструирование по образцу;

- по модели;

- по условиям;

- по простейшим чертежам и схемам;

- по замыслу;

- по теме.

№ п/п

Дата

Мероприятия

 по работе с детьми

Мероприятия по работе с  родителями

1.

октябрь

1.Просмотр  мультфильма "Создание лего".

2.Вертушка.

Анкетирование "Значение конструирования в полноценном развитии ребёнка".

Консультация

"Что такое  конструктор лего  для ребёнка?".

2.

Ноябрь

1.Волчок.

2.Конструирование по замыслу.

3. Перекидные качели.

4.Плот.

Буклет

 "Игры с лего"

3.

Декабрь

1.Пусковая установка для машинок.

2.Конструирование по замыслу.

3. Измерительная машина.

4. Хоккеист.

Консультация

"Значение конструктора в жизни ребёнка

4.

Январь

1.Новая собака Димы.

2.Конструирование по замыслу.

3. Переправа через реку, кишащую крокодилами.

Консультация

 "Какой конструктор купить малышу?".

5.

Февраль

1.Жаркий день.

2. Конструирование по замыслу.

3. Пугало.

4.Качели.

Памятка

"Что такое легоконструирование?"

6.

Март

1.Зубчатые колёса.

2. Конструирование по замыслу.

3.Карусель.

4. Тележка с попкорном.

Памятка

"Математика с лего"

7.

Апрель

1.Машинка.

2.Конструирование по замыслу.

3.Тачка.

4. Катапульта.

Рекомендации "Хранение детского конструктора лего".

8.

Май

1.Железнодорожный переезд через шлагбаум.

2.Конструирование по замыслу.

3.Сумасшедшие полы.

4.Подъёмный  кран.

Консультация "Легоконструирование- серьёзное занятие или модная игра?

Навыки и умения детей.

                                  К концу 1 года обучения дети должны:

. Уметь различать и называть детали лего конструктора

. Уметь различать геометрические фигуры их цвет, форму.

. Уметь следовать инструкции педагога.

. Конструировать по условиям, задаваемым взрослым.

. Скреплять лего детали разнообразными способами.

. Уметь рассказать о своей постройке.

. Уметь строить постройки по замыслу.

Продолжительность программы: Данная программа рассчитана на один  год обучения, с учетом возрастных особенностей каждой группы.

 Первый год обучения- 30 занятий по 25-30 минут (один раз в неделю)

 Краткие сведения о группе

Программа  ориентирована на воспитанников  подготовительной группы. В каждом разделе воспитанники занимаются конструированием, сборкой.

Обучение – платное.

Количество занятий за период с октября по май – 29 занятий.

Количество занятий в неделю – 1 занятие по 25-30 минут

Состав – мобильный.

Набор – свободный.

Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.

Материальные ресурсы

1. Наборы  Лего - конструкторов;

2. Компьютер, проектор.

Список литературы

 1.«Лего - конструирование в детском саду». Фешина Е.В. Издательство «Сфера» 2012

2. Книга "Первые механизмы".

3.Книга "Комплект заданий к набору- простые механизмы".

4. Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный Конструктор» для разновозрастной группы «Звёздочки»

Рабочая программа по конструированию кружка "Юный Конструктор" для разновозрастной группы поможет воспитателям в работе с детьми. Дети получат знания и научатся конструировать предметы, игру...

Рабочая программа кружка конструирования "Магнитики" (из конструктора "Магформерс").

Авторская рабочая программа кружка "Магнитики".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19713617","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по робототехнике «РОБОТОША» На базе конструктора LEGO Education WeDo 9580 (Подготовительная группа)

Программа дополнительного образования «РОБОТОША» является  программой технической направленности, созданной на основе сборника методических рекомендаций и практикумов Андрей Корягин: ...

Рабочая программа кружка по конструированию «Конструктор Плюс»

Игра – это основной способ восприятия информации, ознакомления с окружающей действительностью в дошкольном возрасте. Существует множество разновидностей игр, которые помогают развить ребенка, по...

Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию с помощью конструктора «Магформерс»

Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию  с помощью конструктора «Магформерс» для детей дошкольного возраста (4-5 лет)...