РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ
статья (старшая группа)

Чмель Татьяна Викторовна

Ручной труд старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Чмель Т.В.

                                   

                             РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

                       ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ


    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

    Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

    Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

    Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения.

    Н. Басина и О. Суслова считают, что «природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания».

    В проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

    Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываются особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату. Происходит становление более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувства ритма. На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие трудовых художественно-творческих способностей.

Мастерство рук – это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Взяв эти слова за лозунг, педагоги рекомендуют родителям заниматься ручным трудом вместе со своим ребенком: вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений.

    В заключении хочется сказать, что в нашем дошкольном учреждении многие формы работы стали традиционными, например, конкурс «лучшая кормушка для птиц», конкурс «чудо с грядки», конкурс поделок из природного материала, на котором можно увидеть поистине необыкновенные творения. Особенно радует, что поделки выполнены детьми вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках....

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.

Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей....

Консультация для педагогов "Ручной труд ,как средство развития творческих способностей."

quot;Ручной труд,как средство развития творческих способностей."...

консультация для родителей «Ручной труд как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является  одной из наиболее актуальных проблем. Конструирование и ручной труд, так же как и игра  и рисование, особые формы собственно...