Рабочая программа по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) в группе общеразвивающей направленности № 4 « Лира » для детей 3- 4 лет на 2018 – 2019 уч. год
рабочая программа (младшая группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_natsionalnyy_kaleydoskop_2018.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с  русской  культурой)

в группе общеразвивающей  направленности  № 4 « Лира »  для детей  3- 4 лет на 2018 – 2019  уч. год

Сведения о разработчиках:

Ф.И.О. воспитателя/специалиста, должность, кв. категория

Сазонова Л.В. – воспитатель 1 категории

 

Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 3-4 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:

  • основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
  • основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
  • программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
  • Программа  Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
  • Актуальность
  • Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
  • Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
  • К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
  • Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.

Проблема:

  • исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
  • не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
  • в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
  • отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.

Таким образом,  для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.

Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".

  •  Цельпрограммы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
  • Задачи:
  • воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры;
  • дать представление о жизни русского народа внутри семьи, через привлечение семейного опыта самого ребенка при условии участия родителей;
  • создавать благоприятные условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно -творческой, театральной, речевой);
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру поведения в быту, в детском саду, в музее.

Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:

  • разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
  • преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
  • склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
  • потребность к смене эмоциональных состояний;
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
  • регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.

Отсюда вытекаютцелевыеориентиры:

Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешним виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в месяц

Длительность образовательных ситуаций в неделю

Форма организации образовательного процесса

18

2

15 мин

групповая

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем

учебной нагрузки (часы)

1.

Русский народный костюм

2

2.

Внешний облик хранительницы семьи

1

3.

Русская изба, интерьер, предметы быта

3

4.

Одежда и обувь, украшения русского народа

2

5.

Бытовые предметы – лавка, печь, спальные принадлежности Старинные блюда

2

6.

Традиции чаепития на Руси

1

7.

Предметы для стирки, глажения

1

8.

Семейные традиции народные костюмы

2

9.

Русские народные игрушки

3

10.

Ярмарка, товары для ярмарки

1

Итого

18

Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой

№п/п

дата

Темы организованной образовательной деятельности

Программные задачи

Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности

1

5 .09.18

Русский народный костюм (женский)

Формировать первичные представления об элементах русского народного женского костюма

Аппликация «Украсим сарафан»

2

19.09.18

Русский народный костюм (мужской)

Формировать первичные представления об элементах русского народного мужского костюма

Конструирование рубахи из геометрических фигур

3

10.10.18

Внешний облик хранительницы семьи

Формировать представления о том, как выглядели, одевались, вели себя замужние женщины

С/и «Семья»

4

24.10.18

Русская изба

Знакомство с типичным строением русской избы, элементами украшения

Раскрашивание «Избушка»

5

7.11.18

Русская изба

Формирование представлений об интерьере русской избы

Рассказывание сказки «По- щучьему велению»

6

21.11.18

Русская изба

Формировать представления о предметах быта

Д/и «Что для чего?»

7

5.12.18

Обувь русского народа

Знакомить  детей с национальной обувью (лапти, валенки)

Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

8

19.12.18

Украшения русского народа

Формировать представления об элементах украшения одежды и внешнего вида

Аппликация «Украсим кокошник»

9

9.01.19

Национальные блюда наших предков

Формировать представления детей о том, как готовили и чем питались наши предки

Лепка «Жаворонки»

10

23.01.19

Хлеб – всему голова

Формировать представления о том, что хлеб являлся главным блюдом, о процессе его приготовления

Игра-драматизация «Колобок»

11

6.02.19

Традиции чаепития на Руси

Формировать представления детей о традициях чаепития на Руси

С/и «Напоим куклу чаем»

12

20.02.19

Как стирали и гладили на Руси

Формировать представления о процессе стирки и глажки, бытовых предметах

П/и «Горячий утюг»

13

6.03.19

Семейные традиции

Воспитание интереса к семейным традициям наших предков

С/и «Дочки матери»

14

20.03.19

Семейные традиции

Побуждать детей  делиться знаниями о традициях своей семьи

С/и «Семья»

15

3.04.19

Русские народные игрушки

Формировать интерес к народной игрушке, формировать представление о процессе изготовления  игрушек из дерева

Аппликация «Матрешка»

16

17.04.19

Русские народные игрушки

Формировать представление о процессе изготовления  игрушек из глины

Лепка «Свисток»

17

8.05.19

Русские народные игрушки

Формировать представление о процессе изготовления  игрушек из ткани (тряпичная кукла)

Раскрашивание сарафана для куклы

18

22.05.19

Ярмарка, товары для ярмарки

 Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями, воспитывать интерес к фольклору.

С/и «Ярмарка»

В группах создается развивающая предметно-пространственная  среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  1. островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  2. дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
  3. оборудование для национальных подвижных игр,
  4. мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  5. аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  6. костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы

  1. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
  2. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
  3. Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
  4. Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
  5. История вещей, традиций, обычаев
  6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
  7. Ильин М. Сто тысяч почему
  8. Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
  9. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
  10. Научно-популярные издания для детей
  11. Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
  12. Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
  13. Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
  14. Мифология
  15. Библейские повествования
  16. Боги и герои.
  17. Мифы Древней Греции.
  18. Мифы и сказки древнего Египта.
  19. Мифы древних славян.
  20. Мифы народов мира. Энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА - на 2018 - 2019уч. год. ; разработала Чугуй Инна Николаевна

Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и н...

Перспективный план работы с родителями детей старшей группы №5 «Гномики» (5 - 6 лет) на 2018-2019уч.г.

Познакомить с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.Помочь родителям осознать то, чего хочет ребенок, каковы взаимоотношения  родителей с детьми и другими близкими.Оказать по...

Рабочая программа бесплатного кружка "Пластилинография" Средняя группа 2018- 2019уч.г.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей  4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук  посредством пластилинографии....

Рабочая программа подготовительной группы 2018-2019уч.г.

Рабочая программа подготовительной группы №13 (6-7 лет) на 2018 – 2019 учебный год. ...

Приложение к Рабочей программе педагогов первой младшей группы на 2018-2019уч.год

Перечень мероприятий по сотрудничеству с родителями...

Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие" по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) для детей от 4 до 5 лет на 2019 /2020 учебный год

Цель программы  состоит  в приобщении детей ко всем видам национального искусства  русского народа – от архитектуры до живописи, от  хороводной  игры  до театра и м...