Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие" по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) для детей от 4 до 5 лет на 2019 /2020 учебный год
рабочая программа (средняя группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Цель программы  состоит  в приобщении детей ко всем видам национального искусства  русского народа – от архитектуры до живописи, от  хороводной  игры  до театра и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_natsionalnyy_kaleydoskop.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________    Е.В.Лозовская

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от  «___» __________________ 20 __ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло

приказ от «___» ____________ 20__г.

        

Рабочая программа  

ОО « Познавательное развитие»

по курсу « Национальный калейдоскоп»

(ознакомление с русской народной культурой)

в группе  №4  «Лира»  общеразвивающей  направленности  

для детей  от 4 до 5 лет

Сведения о разработчиках:

Сазонова Л.В. -  воспитатель 1 кв. категории

2019/2020 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа  по образовательной  области  «Познавательное развитие»  по курсу  « Национальный калейдоскоп»

(ознакомление с русской народной культурой) для детей 4-5 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:

  • основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
  • основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный» ( г.Тамбов);
  • программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой
  • программы  Л.Н.Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре».

Актуальность программы можно определить словами  известного  филолога  Д.С. Лихачева « Русский народ не должен терять  своего авторитета среди других народов …Национальные отличия  сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием  душ, а не только передачей знаний». Наш народ оставил нам  самое ценное из своих культурных достижений:  старинные   праздники, традиции, фольклор,  художественные промыслы,  декоративно- прикладное искусство.  Поэтому , начиная с  младшего возраста,  необходимо прививать духовный, творческий  патриотизм, основанный на любви к своей Родине, на желании узнать историю своего народа , желании гордиться его достижениями.

 Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием  своего народа  в будущем благотворно скажется на духовном формировании личности ребенка, позволит  ему значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

Цель программы  состоит  в приобщении детей ко всем видам национального искусства  русского народа – от архитектуры до живописи, от  хороводной  игры  до театра и музыки.

Задачи:

  1. Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
  2. Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.
  3. Развивать умения отражать полученные знания о русской культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные импровизации, музей).
  4. Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства русского народа.
  5. Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в музее.
  6. Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре.

Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:

                

  • разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
  • преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
  • склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
  • потребность к смене эмоциональных состояний;
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с    историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
  • регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.

Целевые ориентиры: дети имеют представления о  жилище, одежде и быте  русского народа,  имеют первичные представления о строительстве на Руси,  о   профессиях – резчик по дереву, кузнец;  активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности ; знакомы   с разнообразием  русских  народных игрушек, с художественными  промыслами  - гжель, хохлома;  у детей сформирован интерес к русским народным играм и забавам, знают русские  народные  сказки, пословицы , заклички,  потешки.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в месяц

Длительность образовательных ситуаций в неделю

Форма организации образовательного процесса

18

2

20 мин

групповая

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем

учебной нагрузки (часы)

1.

Русская изба

2

2.

Домашняя мебель для хранения

1

3.

Резчик по дереву.

Деревянная игрушка. (Коллекция)

2

4.

Ремесла на Руси

2

5.

Народная кукла (коллекция)

2

6.

Народные игры и забавы

1

7.

Средства передвижения на Руси

1

8.

Архитектура на Руси (каменная, деревянная)

1

9.

Русская народная игрушка (дымковская, богородская, филимоновская).

3

10.

Русские народные промыслы ( гжель, хохлома)

2

11.

История русского народного театра.

1

Итого

18

Календарно--тематическое планирование  по  курсу  « Национальный калейдоскоп»  (ознакомление с русской народной культурой)  для детей 4-5 лет на 2019 – 2020 учебный год.

        

№ пп

Дата

Темы занятий:

Программные задачи:

Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности

1.

02.09.2019г

Русская изба

Систематизация представлений детей  о строении и украшении русской избы.

Конструирование из кубиков «Изба»

2.

16.09.2019г

Русская изба

 Систематизация представлений детей  о предметах быта

Чтение К.Чуковский «Федорино горе»

3.

30.09.2019г

Домашняя мебель для хранения

Формирование представлений о сундуке как о старинной мебели для хранения вещей, продуктов

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

4.

14.10.2019г

Резчик по дереву

Формировать представления детей о  профессии резчика по дереву

Аппликация «Украшение  разделочной доски»

5.

28.10.2019г

Деревянная игрушка

Систематизация знаний детей о деревянных игрушках, процессе их изготовления

Просмотр мультфильма «Секрет Матрешки»

  6.

11.11.2019г

Ремесла на Руси

Формировать представления детей о ремеслах на Руси

Чтение пословиц о труде

7.

25.11.2019г

Народные праздники и гулянья

Формировать представления детей о народных гуляньях, воспитывать интерес к народным традициям

Разучивание заклички

8.

09.12.2019г

Народная кукла

Систематизация знаний о том, как делали кукол на Руси

Изготовление куклы из носового платка

9.

23.12.2019г

Народная кукла

Знакомить с новыми приемами  создания лоскутной куклы.

Сюжетно- ролевая игра « День рождения у куклы»

10.

13.01.2020г

Народные игры и забавы

Формирование представлений о народных играх, забавах на Руси

Русские народные игры «Золотые ворота», «Горелки»

11.

27.01.2020г

Средства передвижения на Руси

Формирование представлений о национальных средствах передвижения санях, телеге

Дидактическая игра «Дорисуй рисунок»

12.

10.02.2020г

Архитектура на  Руси

Формировать первичные представления о строительстве на Руси (из дерева, камня)

Чтение сказки «Три поросенка»

13.

02.03.2020г

Русские народные промыслы

Формировать представление о хохломской росписи

Декоративно- прикладное искусство «Раскрасим  тарелочку»

14

16.03.2020г

Русские народные промыслы

Формировать представление о гжельской росписи

Декоративно- прикладное искусство  «Гжельская  лошадка»

 15.

30.03.2020г

Русская народная игрушка

Формирование  у детей интереса к народной богородской  игрушке

Декоративно –прикладное искусство «Украсим игрушку»

16

13.04.2020г

Русская народная игрушка

Формирование  у детей интереса к народной дымковской  игрушке

Декоративно –прикладное искусство  «Украсим игрушку»

17.

27.04.2020г

Русская народная игрушка

Формирование у детей интереса к народной филимоновской  игрушке

Декоративно –прикладное искусство  «Украсим игрушку»

18.

25.05.2020г

История русского народного театра

Формировать первичные представления детей об истории возникновения и развития русского народного театра

Драматизация сказки по выбору воспитателя

   Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы

  1. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
  2. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
  3. Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
  4. Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
  5. История вещей, традиций, обычаев
  6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
  7. Ильин М. Сто тысяч почему
  8. Научно-популярные издания для детей
  9. Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)

laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...

Рабочая программа Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (первая младшая группа)

Перспективное    календарно - тематическое планирование для 1 младшей группы по познавательному развитию...

Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От

Рабочая программа педагога ДОО с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования первая младшая группа от 1,5 до 3 лет на 2019-2020 учебный год на осн...

Рабочая программа «Развитие детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики школьной дезадаптации» 6-7 лет на 2019- 2020 учебный год.

Цель: психологическая готовность детей к обучению в школе, формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с во...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН  По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Муз...

Рабочая программа по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) в группе общеразвивающей направленности № 4 « Лира » для детей 3- 4 лет на 2018 – 2019 уч. год

Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллект...