Развивающее занятие на тему “Вечер зимних загадок''
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кудашева Ирина Викторовна

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве; эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи:  Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ.

Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь.

Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения. 

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_zimnih_zagadok.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие на тему

“Вечер зимних загадок”

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве; эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи:  Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ.

Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь.

Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения. 

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: картины с зимними месяцами, зимними явлениями природы, с праздниками зимы, иллюстрации русских народных сказок; карточки с индивидуальными заданиями, аудиозаписи песен, цветные карандаши, бумага для рисования.

Дети заходят в кабинет, замечают разбросанные по ковру снежинки разных размеров и висящую над столом большую снежинку.

- Ну и ну! 5 минут назад ничего здесь не было, а теперь снега полным- полно.  (срывает снежинку с нитки и читает):

- С вами рада встрече я, мои милые друзья!

Тех, кто загадки мои отгадает, Весьма интересный сюрприз ожидает…

- Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (ответы детей).

Верно, это зимушка-Зима в гости заглянула да снега насыпала.

– Ребята, кто мне скажет какой сегодня день? (26 января, четверг)

– А какое время года? (зима)

– Ребята, у нас в гостях побывала зима, да не с пустыми руками. Снега принесла да загадок зимних. Снег почти растаял, а загадки остались. Попросила  Матушка-зима поиграть и загадки её отгадать.

В зиме, как и в других временах года три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Знакомьтесь:
Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году.
Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц.
Февраль – последний месяц зимы.
А теперь давай с вами узнаем побольше о зиме. 

Во-первых, зима- это самое холодное время года.

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Дети: Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т.д.
Воспитатель: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т.д.

Что же бывает зимой?

Зимой некоторые звери впадают в спячку, например: медведь, суслик и еж.

Зимой звери меняют шубку.

Зимой вода на озере замерзает.

Зимой бывает снегопад.

Зимой мороз рисует на окнах узоры.

Зимой бывает метель.

Зимой люди одевают теплую зимнюю одежду.

Многие дети любят зиму из-за зимних забав, катание на санках, коньках и лыжах, можно сделать замок из снега, играть в снежки или слепить снеговика.

Зимой день короче, чем ночь.

Зимой наступает новый год.
Молодцы, ребята.

О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал Иван Захарович Суриков.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала

Подойдите к столу, на столе лежат карточки с зимними явлениями. Каждый из вас должен взять карточку и пояснить что происходит зимой.
Дети берут карточки на которых изображены зимние явления (туман, иней, гололед, метелица, снегопад, изморозь) и полным предложением говорят о том, что там нарисовано.

 Игра «Слова наоборот».

 Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима». Вы должны составить словосочетание, использовав то же слово-предмет, а слово-признак заменить на слово с противоположным значением. Что вы скажете?

Дети. Теплая зима.

Воспитатель.  Верно. Итак, играем!

Зимующие птицы – перелетные птицы.

Мокрый снег – сухой снег.

Высокая горка – низкая горка.

большой снегирь -  маленький снегирь.

Голодный зверь -  сытый зверь.

Злой волк - добрый волк.

 Ребята, много тайн и загадок скрывает от нас зимняя пора, и мы попробуем их разгадать и узнаем что же принесла с собой Зима?

Слушайте внимательно:

1.Они летают в небесах

И тут же тают на носах. (Снежинки)

2.Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый... (снег)

3.Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

4.Кто-то к дому подходил

И нигде не наследил!

Но забавные картины

Появились на окне:

Пьют медведи чай с малиной,

Едут зайцы на коне,

Кто же он, что ночь не спал

И на стеклах рисовал? (Мороз)

5.На форточке картинки

Из белой паутинки. (Иней)

6.Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

7. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки! 
Ведь это… (Снегири) 

8. На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой – 
Шустрая (Синица)
-Как отличить синичку?

9. Жил я посреди двора,
Где гуляет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
10.Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник? (Новый год)

11.Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка... (Мороз)

12.К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет... (Снегурка)

13.И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем... (подарки)

14.Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот:

Готовят ей наряды. (Ёлка)

15.На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые … (Шары)

16.Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется... (гирлянда)

- Ребята, так что же принесла с собой Зима?

(ответы детей: снег, метель, снежинки и т.д.)

Физкультминутка "Зимний лес"

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте). 
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.) 
Справа березка в шубке стоит, 
Слева елка на нас глядит (отводят руку в указанную сторону и смотрят). 
Снежинки в небе кружатся (движение `фонарики` и смотрят вверх), 
На землю красиво ложатся (кружась, приседают). 
Вот и зайка проскакал, 
От лисы он убежал (прыжки). 
А вон там волчище рыщет, 
Он себе добычу ищет! (Руки на поясе, наклоны в стороны.) 
Все мы спрячемся сейчас, 
Не найдет тогда он нас! (Приседают, прячась.) 
Лишь медведь в берлоге спит, 
Так всю зиму и проспит! (Имитируют сон.) 
Пролетают снегири (имитируют полет птиц). 
Как они красивы! (Отводят руку и прослеживают взглядом.) 
В лесу красота и покой (разводят руки в стороны), 
А нам пора уже домой (садятся на свои места).

Зима в сказках.

1. В какой сказке девочка получила имя от слова «снег»? («Снегурочка»)

2. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?» («Морозко»)

3. В какой сказке девочка взбивала снежную постель? («Мороз Иванович»)

4. В какой сказке девочка пошла зимой собирать цветы (подснежники)? Нашла ли она их? Почему так случилось? («Двенадцать месяцев»)

5. Налетела злая буря,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»

Чтение примет с доски, объяснение их смысла.

Зима снежная - лето дождливое.

Зима без снега - лето без хлеба.

В феврале два друга - мороз да вьюга.

Загадки

1. Что растёт вниз головой? (сосулька)

2. Лесное письмо на снегу. Кто его написал? Кто здесь пробегал? (следы зверей на снегу).

3. Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой.

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом. (Ледяная горка)

4. Они летают в небесах

И тут же тают на носах. (Снежинки)

5. Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был как из пушки,

Эта палка - для хоккея,

И она зовется... (клюшка).

6. По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

7. Они сами едут с горки,

А на горку не хотят.

То их тянут за веревку,

То они везут ребят. (Санки)

8. Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок. (Мороженое.

1. Что изображено на картинке? Что за праздник?

(Новый год - который празднуют с 31 декабря на 1 января. Новый год- семейный праздник, в этот праздник все поздравляют друг друга и дарят подарки.)

2. Какой праздник отмечает огромное количество людей  в связи с этим библейским событием? Когда это бывает? (Рождество. Отмечают 7 января)

 3. Почему женщина угощает детей?

(Дети колядовали – восхваляли хозяев дома и просили угощения. Хозяева дома угощали детей, а дети благодарили и желали хозяевам счастья, здоровья и всякого благополучия).

4. Какой праздник отмечают именно так? Когда это бывает?

(Масленица. Проводы зимы. Отмечают в феврале-марте).

Итог занятия.

Ребята, наше мероприятие подошло к концу.... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Я и другие. Учимся быть дружными»

Конспект открытого занятия. Психологическая тематика. Взаимоотношения в группе. cat42.gif...

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

методическая разработка интегративных занятий по теме "В стране загадок"

Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

Коррекционно –развивающее занятие по теме: «Песочный дворик» (дети 5 – 6 лет из семей группы «риска»)

оказание помощи детям из семей группы «риска» в  снятии эмоциональных и телесных зажимов; повышение эмоционального фона и двигательной активности....

конспект развивающего занятия по коррекционной ритмики "Зимняя прогулка"

конспект занятия по коррекционной ритимики для детей с ЗПР 5-7 лет...

"Вечер зимних загадок"

quot;Вечер зимних загадок"...

занятие на тему “Вечер зимних загадок”

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве; эстетическое и нравственное развитие детей.Задачи:  Развивать логическое мышление, умение отгадыва...