Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.
статья

Валевич Наталья Владимировна

Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации логопеда130.88 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда:

что нужно знать родителям о развитии речи своих детей

(из опыта работы)

Учитель-логопед Валевич Наталья Владимировна

https://442fz.volganet.ru/upload/iblock/4c1/2.jpg

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление. Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи, особенно в первые несколько лет его жизни.

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время. Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения.

В этой статье мы расскажем об этапах становления речи, их особенностях и дадим родителям некоторые рекомендации и советы.

        К году ребенок четко произносит первые слова, типа: мама, папа, баба, дядя и т. п. и понимает до 30 лепетных слов – это обиходная речь и некоторые простые словесные инструкции. Первые слова, звукосочетание могут выражать разные значения.

Советы для родителей:

  • Общайтесь с малышом большую часть времени.
  • Используйте коротенькие стишки-потешки.
  • Говорите четко и по возможности медленно.
  • В младенческом возрасте допустимо, чтобы родитель использовал в своей речи «детские» формы слов: «ам-ам», «би-би», «ту-ту». Это позволит ребенку легче включиться в процесс общения.
  • Отвечайте на звуки, издаваемые ребенком, произносите звуки вместе с ним.
  • Во время общения с ребенком не забывайте про визуальный контакт. Малышу важно, чтобы речь была адресована лично ему.
  • Показывайте ребенку окружающие его предметы, называя их
  • Сопровождайте свои действия комментариями к ним
  • Не забывайте, что развитие речи тесно связано с тактильными ощущениями и развитием моторики. Применяйте массаж, побуждайте ребенка захватывать и удерживать игрушки, используйте приспособления для игр, изготовленные из различных материалов.

После года многие родители замечают, что ребенок не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь, он пользуется только уже знакомыми понятиями, освоенными в годовалом возрасте. Наберитесь терпения – от года до 1,5 лет происходит накопление пассивного словаря. Продолжайте общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых.

Советы для родителей:

  • Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной.
    Показывайте ребенку новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Используйте наглядный материал. Малышу важно не просто слышать слова, но и максимально полно соотносить их со зрительными и тактильными образами.
  • Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («ту-ту», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («ехать», «кушать»).
  • Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.
  • Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайте ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».
  • Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что ребенок не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, о чем идет речь.

От 1,5 лет до 3 лет происходит, так называемый, «лексический взрыв» и ребенок начинает говорить фразами. Теперь ребенок активно извлекает слова из накопленного словаря и учится их использовать.

Советы для родителей:

  • Продолжайте разговаривать с ребенком, говорите четко и внятно, но уже с нормальной скоростью.
  • Создавайте различные ситуации и проговаривайте их.
  • Используйте разнообразные формы подачи информации (стишки, песенки, потекши, сказки).
  • Превращайте свое повествование о предметах и явлениях в небольшой рассказ. Широко применяйте в своей речи прилагательные, местоимения, наречия.
  • Вступайте в диалог с ребенком, слушайте его внимательно, не перебивая и давая высказаться. Поощряйте желание малыша говорить (улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы).
  • Исправляйте в речи ребенка неправильно произнесенные слова и «детские» выражения. Например, ребенок сообщает: «Мама, ав-ав дёт!», — мама тут же реагирует: «Да, собака идет». Тут же можно перейти к описанию: «Собака говорит „ав-ав“, у нее четыре лапы, острые зубы и хвост».
  • Помогайте ребенку усложнять собственную речь: «Дем гулять!» — «Данила идет гулять на улицу».
  • Усложняйте задания направленные на понимание обращенной речи:

-  принести предметы, не находящиеся в поле его зрения;

- обратиться к другим взрослым с просьбой;

- найти определенную игрушку, выбрать картинку или кубик с конкретным изображением из множества;

- поручите выполнить ряд последовательных действий (возьми машинку и положи на полку; собери бумажки и выбрось в ведро).


3-4 года — этап освоения связной речи. В это время происходит качественный скачок в развитии речи: ребенок сопровождает речью свои действия, развивается способность разговаривать с персонажем, ребенок активно общается с другими детьми. В этом возрасте дети любят разговаривать со взрослыми, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых. Но для активного и правильного речевого развития необходимо, чтобы ребенок постоянно находился в языковой среде.

Советы для родителей:

  • Увеличивайте объем новой информации – изучайте, объясняйте новые слова и понятия. Для этого пользуйтесь иллюстрированными книгами, реальными предметами.
  • Исправляйте аграмматизмы ребенка (неправильные окончания слов, формы глаголов, например, «продавает» и т.д.)
  • Задавайте вопросы по содержанию книги, фильма, жизненной ситуации и старайтесь не допускать односложного ответа – добивайтесь максимально полного описания ситуации.
  • Не подменяйте личное общение с ребенком просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!

5-8 лет. В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас. В шесть лет ребенок понимает порядка 13 000 слов, правильно использует местоимения и понимает разницу между ними. К семилетнему возрасту ребенок понимает от 20 000 до 26 000 слов и может распознавать ошибки в речи других людей. В восьмилетнем возрасте дети делают очень мало грамматических ошибок. Они могут вести полноценные беседы со взрослыми и следовать сложным инструкциям без повторений. Они могут читать тексты, соответствующие их возрасту, а также писать простые сочинения.

Советы для родителей:

  • Практикуйте совместное чтение и обсуждение прочитанного.
  • Сочиняйте вместе с ребенком истории, сказки. Можно из этих историй делать книжки, украшать их рисунками и, таким образом, создать собственную авторскую библиотеку!
  • Расширяйте познания ребенка об уже известных предметах. Для этого очень полезны экскурсии в музеи, совместные прогулки, поездки, изготовление поделок.
  • Спрашивайте ребенка о прошедшем дне, покажите ваш интерес к его жизни. Старайтесь ежедневно обмениваться историями о прошедшем дне.

У каждого этапа развития речи есть свои нюансы, от которых зависит помощь родителей, их взаимодействие с ребенком. Но для любого возраста есть общие правила, которые необходимо соблюдать:

  1. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях – в сознании и памяти откладывается информация, слова, предложения.
  2. Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
  3. Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких. Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
  4. При разговоре с ребенком старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, принимайте активное участие в развитии своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников.

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников....

Что нужно знать родителям о развитии навыков письма ребенка

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс,...

Консультация для родителей "Если ребенок плохо говорит" Все что нужно знать родителям о речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

В материале консультации рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей. Ознакомившись с материалом родители смогут выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее р...

Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка на 5-6 годах жизни

Многие родители не подозревают о том, как должна развиваться речь ребенка, какие специалисты могут оказать реальную помощь ребенку.Иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности...

Консультация «Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка ».

Консультация«Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка »....

«Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША

Вот и настал тот долгожданный день, когда Ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этот мир он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалис...