ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША
консультация по логопедии

Вот и настал тот долгожданный день, когда Ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этот мир он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._chto_nuzhno_znat_roditelyam_o_razvitii_rechi_malysha.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША

Вот и настал тот долгожданный день, когда Ваш кроха появился на свет. Замечательно, если о своем появлении в этот мир он заявил громким и чистым криком. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их насторожит то, что малыш не сразу закричал, или крик его был сиплым, хриплым, или малыш захлебывался криком.

Ваше общение с малышом должно стать еще более активным, чем до его рождения. Рефлекторные крики, возникающие самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого (при ощущении боли, голода или дискомфорта) сохраняются до 8 недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно затухают, и на смену им приходят гуканье и гуление, которые продолжаются примерно до 5 месяцев. Дети всех народов мира гулят абсолютно одинаково.

В три месяца младенец ищет Вас взглядом. Он нуждается в общении с Вами. Помните об этом и разговаривайте с малышом постоянно, когда кормите или купаете его, делаете ему массаж или одеваете на прогулку.

Если Вы активно общаетесь с малышом, то уже в три месяца у него пропадают примитивные звуки, появляются протяжные певучие гласные и звукосочетания: агу, уги, ага и т.п. К концу третьего месяца у малыша появляется первый смех, что является одним из показателей нормального нервно-психического развития.

В четыре месяца кроха четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову на Ваш голос, музыку, стук, продолжает певуче гулить, что способствует развитию речевого дыхания, продолжительно и громко смеется.

В это время для игр с малышом Вам понадобятся звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, бубенчики. С помощью этих игрушек Вы сможете не только поиграть с малышом, но и проверить, в порядке ли у него слух. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивает голову на Ваш голос, есть повод обратиться к оториноларингологу и проверить состояние слуха ребенка. Кстати, о необходимости исследовать состояние слуха говорит и то, что ребенок перестает гулить, но не начинает лепетать.

К концу пятого месяца, у ребенка преобладают гортанные звуки, похожие на [г], [к], [х], а потом начинают появляться звуки, похожие на [п], [м], [б], [т], [н]. Затем появляются звуки, похожие на [в], [ф], [с], [з]. Кроха начинает произносить слоги с этими звуками. Это и есть начало периода лепета. И если гулят одинаково младенцы всех народов мира, то в лепете уже отчетливо улавливаются слоги, свойственные словам данного языка. В это время у малыша возникает внимание к артикуляции говорящего. Малыш пристально смотрит в лицо мамы, на ее губы, как будто спрашивая: «Как ты это делаешь?»

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги и даже целые цепочки слогов: «Ба-ба-ба!», «Ма-ма-ма!», «Па-па-па!». Некоторые родители настаивают на том, что именно в это время ребенок сказал свои первые слова «папа» и «мама». Не обольщайтесь! Это всего лишь цепочки одинаковых и самых простых для произнесения слогов.

К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер. Ребенок привлекает Ваше внимание голосовыми реакциями. Если он не видит Вас, то требовательно и недовольно кричит: «Ма-ма-ма-ма!». Если он не хочет есть, то отворачивается от ложки и опять кричит: «Бу-бу-бу-бу!». Слоги, произносимые ребенком, все еще не имеют для него смыслового значения, но являются своеобразной формой самостоятельной деятельности.

В лепете семи-восьмимесячного ребенка уже можно отметить некое подобие интонации. Это проявление неосознанной имитации речи окружающих. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной.

Еще наши прапрапредки играли с детьми в пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Разминая пальчики малыша и произносите тексты самых простых упражнений для пальчиков.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова. У некоторых детей действительно появляются первые самостоятельные слова в речи. Насколько хорошо это будет получаться у малыша, во многом зависит от родителей.

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова «не», «да» с соответствующими жестами.

К двенадцати месяцам в речи нормально развивающегося ребенка присутствуют 10-15 осознанно произносимых слов: мама, папа, баба, дядя, деда, тетя, дай, на и т.п.

В 14 месяцев у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова. Например, увидев лошадку, ребенок произносит но-но, а показывая машинку, говорит би-би.

В 18 месяцев у нормально развивающегося ребенка в словаре уже 50-60 слов; появляются односложные предложения-требования: «Пать!» («Спать!»), «Гуять!» («Гулять!»). Ребенок этого возраста многие звуки в словах переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Но характерным для этого периода при нормальном речевом развитии является стойкое воспроизведение мелодических контуров слов. Например: итотькт – цветочки, бибибиська – воробьишка, ибуяська – Чебурашка.

К двум годам в обиходе у малыша более двухсот слов и короткие фразы (Мама, иди. Тетя, лялю. Мама, Вова пать).

В два с половиной года ребенок, речь которого развивается нормально, использует сложносочиненные предложения (Мы гуляли с Тобиком в парке, и он лаял на белок), задает вопросы со словами где, когда (Где моя машинка?).

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции. Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.

Если Ваш малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, неврологу.

Период от одного года до трех лет специалисты называют сензитивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом и более старшем возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать.

Проблемы с речевым развитием возникают как в социально неблагополучных семьях, где ребенком не занимаются вовсе, а также в семьях, где ребенок растет в условиях гиперопеки, где каждое его желание выполняется еще до того, как он его высказал.

Если речь Вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз перинатальная энцефалопатия, лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

(Нищева Н.В. «Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда»)

Песенки и стихи для одевания, умывания, кормления

***

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы зубки блестели,

Чтобы глазки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Наварили каши

Маленькой Дуняше.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!

Кушай кашу, мой сыночек,

Будешь крепким, как дубочек.

Вот так каша! Знатная

И на вкус приятная!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников.

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольников....

Что нужно знать родителям о развитии навыков письма ребенка

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс,...

Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка на 5-6 годах жизни

Многие родители не подозревают о том, как должна развиваться речь ребенка, какие специалисты могут оказать реальную помощь ребенку.Иногда даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности...

Что нужно знать родителям о развитии речи своих детей.

Развитие речи детей от рождения до школы. Рекомендации логопеда....

Консультация «Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка ».

Консультация«Что нужно знать родителям о развитии речи ребенка »....

Консультация для родителей «Что должны знать родители о развитии речи ребенка дошкольного возраста»

Речь — это приобретенный навык, формирующийся по мере взросления человека, и помогающий выражать чувства и эмоции, а также осуществлять информационную передачу при помощи речевого аппарата....

«Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника?»

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может...