Консультация для родителей «Что должны знать родители о развитии речи ребенка дошкольного возраста»
консультация по логопедии (средняя группа)

Матвеева Светлана Владимировна

Речь — это приобретенный навык, формирующийся по мере взросления человека, и помогающий выражать чувства и эмоции, а также осуществлять информационную передачу при помощи речевого аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx169.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Теремок» города Новопавловска

                                     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ РОДИТЕЛИ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи ребенка

Речь — это приобретенный навык, формирующийся по мере взросления человека, и помогающий выражать чувства и эмоции, а также осуществлять информационную передачу при помощи речевого аппарата. 

Речь, как основополагающее мышления и логики

 Дошкольный возраст является важным этапом в формировании ребенка как личности. Речевые навыки — часть системы, при наблюдении за которой можно отследить ступени развития мышления. По связной речи можно определить умение воспринимать услышанное, увиденное событие и выстраивать ход мыслей в логически правильную цепочку. Задача родителей отслеживать развитие речевых навыков и при любом отклонении от нормы проконсультироваться со специалистом. Ранее выявление речевого нарушения, позволит не только скорректировать отставание в речевой функции, но и стимулировать развитие речи, а также обеспечит дальнейшее полноценное развитие ребенка. 

 В нашем медицинском центре работают профессионалы, которые помогают проанализировать речевое развитие ребенка и откорректировать функции речевого аппарата, если это необходимо. 

Развитие речи по годам

 Фундаментом закладывания речевых навыков, а также активного формирования областей мозга – Вернике и Брока, отвечающие за речь, считается период от рождения до года.  

 В этот период времени ответственность за своевременное обнаружение нарушений речевого аппарата принадлежит взрослому человеку, в частности родителям. Для этого необходимо знать условные нормы этапов развития речи детей, но для каждого ребенка они являются индивидуальными. При своевременном выявлении отклонений от условных норм следует пройти диагностику у специалиста, в данном случае за речевое развитие дошкольника отвечает логопед.  

 Развитие речевого аппарата начинается с рождения, важными этапами для правильного функционирования является гуление, активный лепет и появление первых слов.  

 Возраст полутора лет становится переломным в связной речи, происходит активное расширение слогового языка — это связано с изучением окружающего мира, в том числе приходит понимание социального взаимодействия. 

 К двум годам ребенок способен строить простые предложения и описывать таким образом свои потребности. Пытается вести диалог со взрослыми на их уровне. 

В три года речевое развитие ребенка достигает пиковых значений, когда эмоциональное реагирование вытесняется, при большом активном словарном запасе, выражением желаний через связную речь. Происходит взаимодействие со сверстниками, путем вопрос-ответ. 

 В пять лет ребенок полноценно владеет речевым общением: лексической речью и фонематическим восприятием. А также в этот период начинается активное расширение круга общения, при этом предпочтение отдается сверстникам. 

Отличие логопеда от логопеда-дефектолога. Методы работы.

 При первом столкновение с отклонением в развитии речи детей чаще всего родители теряются к какому специалисту обратиться, так как в обществе отсутствует медицинская грамотность. За проблемы, связанные с речью, отвечают два специалиста: логопед и логопед-дефектолог.  

 В целом, оба эти специалиста работают с нарушениями речевого развития ребенка, но у логопеда-дефектолога намного шире спектр деятельности. Специализация дефектолога заключается в помощи детям с психологическими или физическими особенностями в развитии. Главной задачей такого специалиста — исправление и улучшение функций памяти, логического мышления и других навыков социализации. Работа начинает вестись с раннего возраста, примерно год, полтора, и позволяет увеличить шанс коррекции интеллектуальных нарушений и вывести их на уровень “нормотипичного” ребенка к школьным годам. 

Логопед работает с детьми, интеллектуальная способность которых не нарушена, но требуется коррекция произношения звуков, словоформ и других особенностей речевого развития. 

 В зависимости от причин дефектного речевого развития ребенка, а также возрастной группы, подбирается для занятий с логопедом определенная методика дальнейшей работы. 

Виды методик работы с дошкольниками: 

  • Массажи: логопедический, артикуляционный. Подразделяется на несколько видов, для каждого конкретного пациента подбирается индивидуально. Бывает расслабляющий и стимулирующий, при этом затрагиваются не только мышцы языка и лица, но и голосовых связок. 
  • Упражнения на подражание. Первоначально логопед показывает выполнение того или иного задания, например, произнести звук, а ребенок повторяет. Со временем в памяти остается закрепленное правильное произношение; 
  • Упражнения в игровой форме. Для занятий применяются настольные игры, кубики, либо используются подвижные игры, в процессе которых отрабатываются проблемные буквы или слоги; 
  • Речевые занятия. Происходит многократное повторение одного и тоже звука для разработки мышц ротовой полости или голосовых связок; 
  • Гимнастика артикуляционных мышц. Это специальные артикуляционные упражнения позволяющие укрепить мышцы языка, губ; 
  • Дыхательные упражнения. Помогает сделать речь спокойной, без лишней торопливости и поставить некоторые звуки. 
     

Показания для обращения к специалистам: 

  • расстройство аутического характера;
  • отставание в психическом развитии, относительно условной нормы;
  • нарушение речевой функции на фоне проблем со слухом или зрением;
  • умственная отсталость;
  • ДЦП;
  • искажение звуков в словах;
  • заикание;
  • замедление речи (брадилалия);
  • укоренная невнятная речь (тахилалия). 

С уважением учитель-логопед Матвеева Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль книги в развитии речи ребенка раннего возраста"

Консультация для родителейРоль книги в развитии речи ребенка раннего возраста.        Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребёнка играет детска...

Консультация для родителей "Продукты питания и развитие речи ребенка дошкольного возраста"

Вы не замечали, что детей раннего и младшего дошкольного возраста с речевыми патологиями становится все больше? Вы замечаете, что наш рацион питания наполняют блюда быстрого приготовления и имеющие из...

Консультация для родителей. Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка раннего возраста.

Роль устного народного творчества  в развитии речи ребенка раннего возраста....

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

Наличие интеллекта, то есть способности познавать внешний мир с помощью восприятия, памяти, мышления, а также речь — это важнейшее отличие человека от животного. И интеллект, и речь у человека ф...

Консультация для родителей. Роль родителей и семьи в целом в развитии речи ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей с рассмотрением основных рекомендаций, способствующих развитию речи ребенка. Важнейшим условием  для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является речевая атмо...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка дошкольного возраста"

В данной консультации рассказывается о способах развития речи дошкольника в домашних условиях...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи ребенка дошкольного возраста»

quot; Навык правильной речи, как все добрыенавыки, приобретается в семье".(Е. И. Тихеева) Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а...