«Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»
консультация

Макомова Марина Анатольевна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_makomova.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Кугесьский детский сад «Крепыш»

Консультация

на тему:

«Формирование социально-личностных отношений  детей в процессе игровой деятельности»

                                                                                         

    Выполнил: воспитатель Макомова М.А.

п.Кугеси, 2020

Формирование социально-личностных отношений  детей в процессе игровой деятельности

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в  доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств, период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Опыт социального поведения ребёнок может накопить и усвоить в совместной деятельности и общении с другими людьми. Значительную роль в социально – личностном развитии дошкольников, отводим игровой деятельности, и считаем, что через игру, можно  обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Анализирование  проблемы позволяет мне выдвинуть гипотезу, что социально – личностное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно, в процессе игровой деятельности.

Цель: развивать социально – личностные отношения между детьми в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  • формировать у детей чувство собственного достоинства и своих прав;
  • формировать социальные навыки: умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации;
  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, к окружающему миру;
  • активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • создать предпосылки для активной игровой деятельности;
  • раскрыть творческий потенциал детей.

Социально – личностное развитие включает в себя такие аспекты, как положительное отношение к себе, другим людям, к окружающему миру и т.д.

Опираясь на типовую программу Васильевой, можно подобрать ряд наиболее интересных занятий и игр для социально – личностного развития  детей. Свою работу провожу в тесном контакте с родителями. Провела родительское онлайн- собрание на тему: «Роль игры в жизни детей», с демонстрацией наиболее интересных и занимательных игр, наглядного материала, познакомила родителей с развивающей средой группы, предложила  консультации, темы для беседы и игровые тренинги для проведения игр в домашних условиях. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Очень важной частью работы по формированию социально – личностного общения между детьми, являются психологические игры и доверительные беседы. Цель которых, двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности, развитие умения понимать настроение друг друга, умение слушать собеседника, умение соблюдать дистанцию общения. Например, в играх «Дружная семья», «Угадай – ка», «Комплимент», «Ласковое имя» - закрепляются умения невербального общения, развивается чувство близости с другими детьми. Например, в доверительных  беседах «Что такое обида?» или «Почему человек злится?» у детей формируется адекватная оценка негативных поступков, дети учатся выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.   Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями, способствуют становлению эмоционально – положительного отношения к сверстнику, формировании потребности в общении, формировании чувства общности.

При совместных играх детей главной целью является установление партнёрских отношений, развитие навыков общения, формирование адекватного восприятия как действительности и других людей, так и себя. Совместные игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам, согласовывать свои действия с действиями ровесника. В таких играх ребёнок учится управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, проявлять уважение к говорящему, сравнивать своё мнение с мнением собеседника, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли, ориентироваться в ситуации общения, договариваться, планировать свои действия, уступать. Необходимо предоставлять детям больше свободы в организуемых играх, поддерживать их инициативу.

Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений, стихотворений, рассказов, сказок. Играть можно с театральными куклами, с плоскостными и объёмными игрушками, использовать костюмы, маски, декорации, пальчиковый театр, и даже самодельные пластилиновые фигуры, в которых ребёнок действует за этого персонажа и изображает интонации эмоциями, мимикой, жестами, создавая конкретные образы.

Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни, это готовый пример поведения, решения сложных ситуативных задач. Со сказочными героями дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих, осваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Ребёнку легче представить себя в роли животного, потому что сказочный мир  животных более доступен пониманию ребёнка. Такие игры дают возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, воинов, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Так же предлагаю детям игры – импровизации, сказки и рассказы с открытым концом, где дети могут самостоятельно разыграть сюжет без предварительной подготовки. Такие игры требуют от детей совместный выбор темы, обсуждения, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами, развивает у детей чувство ответственности за другого человека, умение договариваться, устанавливать новые контакты, считаться с мнениями, желаниями и взглядами сверстников.

Предлагаю детям импровизировать на темы взятые из жизни(смешной случай, интересное событие, хорошие поступки), через которые развивается положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная социальная компетентность детей. Подготовила и провела серию занятий на тему «Добрые дела». Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков, как положительных, так и отрицательных образов.

Социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности с помощью различных средств выразительности. Дошкольники могут самостоятельно распределять роли, проигрывать их, использовать нужные атрибуты. Основная задача каждого действия, договариваться на языке действий, чувствовать состояние сверстника. В таких играх создаются оптимальные условия для развития  у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Таким образом, в процессе создания и реализации игрового замысла дети получают полное представления об окружающем мире, конфликтные ситуации принимают конструктивные решения.

Поэтому игры необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития ребёнка по согласованию с партнёром определить своё место в последовательности действий, выполнять свои действия в нужном ритме и темпе, что развивает способности детей к согласованию целей, к осуществлению  взаимоконтроля и коррекций действий, а так же умение понимать состояние и мотивы поступков других. Это в дальнейшем поможет ребёнку грамотно строить свои взаимоотношения с партнёрами, сверстниками и взрослыми.

Социально – личностному развитию способствуют так же подвижные и хороводные игры. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании, обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыков речевого общения в процессе игровой деятельности"

В данной работе раскрыты возрастные особенности общения, технология описания опыта работы по формированию навыков речевого общения....

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив. ...

Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Игра составляет основное содержание  жизни  ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....

Педагогический опыт «Формирование социально-личностных качеств ребенка в процессе сюжетно-ролевой игры»

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зре...

Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.

Опыт работы по социально- личностному развитию дошкольников в игре....