План по самообразованию воспитателя на тему :Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактический игр. 2020-2021.
методическая разработка (младшая группа)

Юрченко Елена Николаевна

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка детский сад № 48

Красносельского района Санкт-Петербурга.

 

 

 

План по самообразованию воспитателя

Юрченко Елены Николаевны

1 младшей группы № 1 « Малыш» на 2020-2021 год.

 

 

 

 

 

на тему: « Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»

 

 

 

                                                                                                                                 стаж работы: 2года, 6 мес.

                                                                    Квалификационная категория: 1 категория

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы.

Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагогии психологи: В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А.Венгер, А.В.Запо-рожец, Н.Н. Поддъякови др.

Одним из эффективных средств развития восприятия являются дидактические игры. Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ. Успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия:

  • обогащение предметно-пространственной среды;
  •  повышение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;
  • взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сенсорного воспитания.

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается запас определенных представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение же дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит в ходе овладения различными видами продуктивной деятельности. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Необходимо еще, чтобы ребенок выделял не основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ним свойства разнообразных предметов.

Цели:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства.

Работав в данном направлении поможет мне:

  • Научать детей различать основные цвета;
  • Развить творческие способности, наблюдательность,любознательность;
  • Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Логическое мышление;
  • Память;
  • Речь:
  • Произвольное внимание;
  • Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы;
  • Зрительное и слуховое восприятие.

Задачи:

  • Расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста;
  • Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр по сенсорному развитию).
  • Образование родителей по данное теме ( подготовка консультаций).

 

 

Интегрируемые области:

 

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.

 

План на 2020-2021 г. по теме: на тему: « Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр».

Направления работы

Месяц

Изучение методической литературы по данной теме.

Интернет публикации по данной тематике.

Сентябрь

Подготовить консультацию «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры ».

- Чтение сказок, рассказов: «Репка».

- Чтение стихотворений: «Красная редиска выросла на грядке..», «Красный тюльпан во дворе..»,

Красный цвет он очень яркий, помидор и перец сладкий..»….

- Чтение потешек, при помощи пальчиков (показ воспитателя):

«Красный», « Желтый», «Листопад листопад - листьев желтых водопад..», « Осень желтая пришла, облетела вся листва..».

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений и закрепление цвета: «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Забавные шнурки».

 

Октябрь

 

В течение года

- Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр).

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: « Найди домик для мышки», « Найди половинки», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду, укрась елочку шарами(цвет)», «Пирамидка», «Собери огород»…

- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию: «Листопад».

Ноябрь

- Разучивание новых пальчиковых игр: «Укрась елочку», « Какого цвета не стало?», « Наша елка велика», «Елочка ,елочка, а на ней иголочки», « На елке».

- Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых.

- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию, аппликации, лепки:  «Елочка», «Украшения для елочки (шары)».

 

Декабрь

 

 

 

В течение года

 

- Дидактические игры: « Какая фигура лишняя? », « В какой домик пойдет жит крышечка?», « Помоги мышкам спрятаться от кота в правильном домике», «Подбери узор варежке».

- Консультация для родителей: « Развитие цветового восприятия 2- 3 лет».

- Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе.

- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования): « Снеговик».

Январь

- Дидактические игры и упражнения на восприятие цвета: «Бусы», «Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок), « Подбери чашки к блюдцам», « Найди маленьким рыбкам своих мам ..», « Какого цвета?»..

- Консультация для родителей: «Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста».  Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования), аппликация: «Цветы для мамочки».

Февраль

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета :

«Разложи предметы по цветным вагончикам», «Расставь машины по гаражам», «Найди нужный цвет (овощу или фрукту), « Какие цвета использованы?», « Уточним цвет».

Март

- Анкетирование родителей.

- Пальчиковая гимнастика: «Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Апрель

- Отчет по самообразованию. Презентация.

Май

 

Список использованной литературы:

  1. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
  2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. - Москва, 2010.
  3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  4. О. И. Давыдова «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  5. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  6. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  7. В. В. Ветрова «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  8. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
  10.  Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  11.  Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
  12.  Д, Н, Колдина  «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка детский сад № 48

Красносельского района Санкт-Петербурга.

План по самообразованию воспитателя

Юрченко Елены Николаевны

1 младшей группы № 1 « Малыш» на 2020-2021 год.

на тему: « Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр»

                                                                                                                                 стаж работы: 2года, 6 мес.

                                                                    Квалификационная категория: 1 категория

Актуальность темы.

Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагогии психологи: В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А.Венгер, А.В.Запо-рожец, Н.Н. Поддъякови др.

Одним из эффективных средств развития восприятия являются дидактические игры. Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста является актуальным направлением в образовательной работе педагогов ДОУ. Успешному развитию восприятия детей младшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр будут способствовать следующие педагогические условия:

  • обогащение предметно-пространственной среды;
  •  повышение профессиональной компетентности педагога в области сенсорного воспитания и сенсорного развития малышей;
  • взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам сенсорного воспитания.

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается запас определенных представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. В дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Усвоение же дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит в ходе овладения различными видами продуктивной деятельности. Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Необходимо еще, чтобы ребенок выделял не основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ним свойства разнообразных предметов.

Цели:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства.

Работав в данном направлении поможет мне:

  • Научать детей различать основные цвета;
  • Развить творческие способности, наблюдательность,любознательность;
  • Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Логическое мышление;
  • Память;
  • Речь:
  • Произвольное внимание;
  • Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы;
  • Зрительное и слуховое восприятие.

Задачи:

  • Расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста;
  • Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр по сенсорному развитию).
  • Образование родителей по данное теме ( подготовка консультаций).

Интегрируемые области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.

План на 2020-2021 г. по теме: на тему: « Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактических игр».

Направления работы

Месяц

Изучение методической литературы по данной теме.

Интернет публикации по данной тематике.

Сентябрь

Подготовить консультацию «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры ».

- Чтение сказок, рассказов: «Репка».

- Чтение стихотворений: «Красная редиска выросла на грядке..», «Красный тюльпан во дворе..»,

Красный цвет он очень яркий, помидор и перец сладкий..»….

- Чтение потешек, при помощи пальчиков (показ воспитателя):

«Красный», « Желтый», «Листопад листопад - листьев желтых водопад..», « Осень желтая пришла, облетела вся листва..».

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений и закрепление цвета: «Волшебный мешочек», «Узнай фигуру», «Определи на ощупь», «Найди пару», «Забавные шнурки».

Октябрь

В течение года

- Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр).

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: « Найди домик для мышки», « Найди половинки», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду, укрась елочку шарами(цвет)», «Пирамидка», «Собери огород»…

- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию: «Листопад».

Ноябрь

- Разучивание новых пальчиковых игр: «Укрась елочку», « Какого цвета не стало?», « Наша елка велика», «Елочка ,елочка, а на ней иголочки», « На елке».

- Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Повторение выученных пальчиковых игр, заучивание новых.

- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию, аппликации, лепки:  «Елочка», «Украшения для елочки (шары)».

Декабрь

В течение года

- Дидактические игры: « Какая фигура лишняя? », « В какой домик пойдет жит крышечка?», « Помоги мышкам спрятаться от кота в правильном домике», «Подбери узор варежке».

- Консультация для родителей: « Развитие цветового восприятия 2- 3 лет».

- Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе.

- Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования): « Снеговик».

Январь

- Дидактические игры и упражнения на восприятие цвета: «Бусы», «Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок), « Подбери чашки к блюдцам», « Найди маленьким рыбкам своих мам ..», « Какого цвета?»..

- Консультация для родителей: «Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста».  Занятия по развитию восприятия цвета, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования), аппликация: «Цветы для мамочки».

Февраль

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета :

«Разложи предметы по цветным вагончикам», «Расставь машины по гаражам», «Найди нужный цвет (овощу или фрукту), « Какие цвета использованы?», « Уточним цвет».

Март

- Анкетирование родителей.

- Пальчиковая гимнастика: «Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок»

Апрель

- Отчет по самообразованию. Презентация.

Май

Список использованной литературы:

  1. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста - Москва, Мозаика - Синтез, 2011.
  2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. - Москва, 2010.
  3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  4. О. И. Давыдова «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  5. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  6. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  7. В. В. Ветрова «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  8. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
  10.  Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  11.  Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
  12.  Д, Н, Колдина  «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька» ВОЙТОВОЙ И.М. (высшая квалификационная категория) на 2020-2021 учебный год

План по самообразованиювоспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька»ВОЙТОВОЙ И.М.(высшая квалификационная категория)на 2020-2021 учебный год  ТЕМА: «Технология Т...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька» ВОЙТОВОЙ И.М. (высшая квалификационная категория) на 2020-2021 учебный год ТЕМА: «Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька»ВОЙТОВОЙ И.М.(высшая квалификационная категория)на 2020-2021 учебный год  «Технология ТИКО-мо...

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Подготовила воспитатель Марфи...

Презентация "Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактический игр". 2020-2021

Самообразование : Презентация "Развитие  восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактический игр". 2020-2021...

Программа саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 2020- 2021 учебный год

Введение:Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого нев...

План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....