Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»
консультация

Воронкова Алиса Ивановна

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»

Развивающая предметно-пространственная среда – это важная составляющая образовательного процесса.

Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребенка. Задача взрослого – развивать дошкольника как личность.

Для этого нужно:

– помочь ребенку чувствовать себя защищенным, доверять окружающим и радоваться жизни;

– сформировать у ребенка базис личной культуры;

– развивать индивидуальность дошкольника.

РППС включает компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К примеру, это:

– природная среда и объекты;

– физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения;

– предметно-игровая среда;

– детская библиотека;

– игротека и видеотека;

– музыкально-театральная среда;

Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники могут развиваться как коллективно, так и индивидуально.

Взрослые должны давать ребенку свободу, расширять поле для самостоятельных действий, общаться с дошкольником на равных. Поможет в этом правильно организованная развивающая среда. Она обеспечит социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворит его творческие потребности, разовьет прочие способности.

Пространство детского сада, в котором находится ребенок, должно:

– быть современным и удобным для детской деятельности;

– способствовать, чтобы дети осваивали новые виды деятельности;

– учитывать возрастные особенности дошкольников.

Еще одно психологическое требование к РППС:

Детский сад должен учитывать особенности развития деятельности дошкольников. Помните, что каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как становится ведущей. Подбирайте такие предметы и пособия для обучения и воспитания детей, чтобы дошкольники могли регулярно получать новые навыки, осознать свои интересы

C:\Users\Воспитатель\Desktop\Воронкова\1 СПРАВКИ О ДОХОДАХ\slide_21.jpg

Чтобы дошкольник смог успешно себя реализовать в детском саду, ему необходима помощь взрослых – педагогов и воспитателей.

Педагогические требования к развивающей среде детского сада:

- необходима комфортная и безопасная обстановка, которая учитывает санитарно-гигиенические нормы;

развивающая среда должна соответствовать образовательной программе, по которой работает сад;

-развивающая среда должна учитывать все направления деятельности детей;

-среда должна быть разнообразной. Пространство детского сада нужно рационально использовать;

-развивающая среда должна давать ребенку возможности для исследования и экспериментов;

В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Учитывайте, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

   

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника.

По мнению З.П. Красношлык, «предметно-пространственная развивающая среда в дошкольной образовательной организации строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальные качества каждого ребенка с учетом его склонностей,  интересов, уровня активности. Вот почему предметно-пространственная развивающая среда является неотъемлемым базовым условием реализации целей и задач дошкольного воспитания»

Роль педагога в создании развивающей среды.

Важно отметить роль воспитателя дошкольной организации в создании предметно-пространственной развивающей среды. Она заключается в содействии всестороннему развитию личности каждого ребенка. О.А. Комарова указывает, что это содействие предусматривает решение следующих задач:  обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;  формирование начал личности (базис личностной культуры);  развитие индивидуальности.

 По мнению Т.П. Авдуловой, «насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием способностей и интересов детей от младшего до старшего дошкольного возраста. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка».

Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ.

 Художественное творчество служит средством развития чувств, эстетического вкуса, мышления, творческих сил и общего развития ребенка. Поэтому целесообразно подготовить к той сфере деятельности, к которой относится разработка гармоничной окружающей предметной среды.

Для развития художественно-эстетического восприятия уголок  изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.

Принципы и методы организации творческой образовательной среды.

Тренинг педагогической осознанности

Тренинг направлен на формирование у педагогов осознанности своей профессиональной деятельности. Упражнения, предложенные в содержании тренинга, способствуют самостоятельному выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности педагога.

В результате взаимодействия происходит осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности, а также выработка внутренней позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности.

Упражнение «Портрет идеального педагога»

Упражнение «Объявление»

Цель: анализ профессиональной и личностной индивидуальности коллег. Педагоги в парах составляют короткое объявление друг другу о найме на работу, рассказывая о тех профессиональных достоинствах, которые помогут коллеге, устроится на работу.

Релаксация «Путешествие на облаке».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, активизация внутренних ресурсов.

Время: 10 мин.

Психолог: Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас. Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо… Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место. Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к предметной развивающей среде дошкольника

функции требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования  Психолого-педагогические требования к пр...

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ.

предметно- развивающая среда в ДОУ является одним из средств развития личности ребенка...

Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО"

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&r...

Программа семинара для воспитателей ДОО. «Требования к предметно-развивающей среде в соответствии с ФГОС ДО»

Программа семинара для воспитателей ДОО.   «Требования к предметно-развивающей среде в соответствии с ФГОС ДО»Программа расчитана на три семинарских занятия....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

   Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного об...