Детский исследовательский проект "Журналисты"
материал (подготовительная группа)

Биймурзаева Эльмира Алимсолтановна

Данный проект позволяет решать целый комплекс проблем: знакомство с профессией журналиста, развитие связной речи, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и т.д.

Одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста является формирование у него механизмов адаптации к условиям окружающего мира, адекватных представлений о социальной действительности. Основная работа по проекту была направлена на умение дошкольника задавать вопросы разного вида и самостоятельно составлять алгоритм бесед при интервьюировании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnalisty_proekt.doc784.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное  автономное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский

                                   исследовательский проект

   

Участники проекта:

                                                                                             Дети подготовительной

                                                                                   группа № 7 «Знайки»

                                                                                 Руководитель проекта:

                                                                                   Воспитатели:

                                                                                   Биймурзаева Э.А.

                                                                                   

2017г.

Содержание конкурсной работы

Тема исследовательского проекта: «Журналисты»

Аннотация

Данный проект позволяет решать целый комплекс проблем: знакомство с профессией журналиста, развитие связной речи, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и т.д.

Одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста является формирование у него механизмов адаптации к условиям окружающего мира, адекватных представлений о социальной действительности. Основная работа по проекту была направлена на умение дошкольника задавать вопросы разного вида и самостоятельно составлять алгоритм бесед при интервьюировании.

Цель исследовательского проекта: Научить детей общаться с взрослыми и детьми, и правильно задавать вопросы для поддержания беседы.

Способы достижения цели

Познакомить детей с профессией журналист.

Познакомить детей с разными видами вопросов.

Учить детей составлять вопросы, для беседы используя алгоритм.

Основная часть работы по проекту

                                 I этап исследовательского проекта:

Сбор информации о профессии журналист, составление алгоритма подготовки интервью.

                         

                    Алгоритм подготовки интервью

Договориться о встрече

Знакомство с будущим собеседником

Обозначить тему и цель интервью

Определить   место встречи

Назначить время встречи

Составление цепочки вопросов из картотеки видов интервью

                                   

Сбор копилки вопросов.

Классификация вопросов составление картотеки, определены направления видов интервью:

Вопросы о профессии, например:

Как называется ваша профессия?

Цель и результат вашего труда?

Какие инструменты вам необходимы для работы?

Какие знания вам нужны в вашей профессии?

Вопросы о личности собеседника, например:

Если ли у вас семья?

Какие у вас увлечения?

Какая у вас мечта?

Какую музыку вы любите слушать? и т.д.

Вопросы о произошедшем событии, например:

В каком месте произошло событие?

Какое настроение у участников этого события

Какие хороши и плохие моменты в событии вы можете отметить?

   

                  II этап исследовательского проекта:

 Знакомство с видами вопросов: уточняющие, почемучкины, воображаемые, описательные, оценочные, субъективные.

Изготовление «Ромашки вопросов».

Интервьюирование по схеме с использованием картотеки вопросов и «Ромашки вопросов».

                                     III этап исследовательского проекта:

                           Презентация проекта «Журналисты».

Описание формы презентации исследовательского проекта «Журналисты»:

Кристина и Ильдан: Добрый день! Я – Кузнецова Кристина, я –Саитгалин Ильдан

Кристина: Мы ходим в детский сад «Семицветик» в группу «Знайки». У нас проблема мы готовимся к поступлению в школу. Мы хотим много знать, но иногда не знаем, как обратиться к незнакомому человеку и что-то узнать от него. А ведь нам придется с первого сентября общаться с незнакомыми взрослыми и детьми. Поэтому мы решили узнать, как вежливо общаться  с окружающими людьми и правильно задавать вопросы, чтобы получить нужную нам информацию.

Ильдан: Для этого мы решили поиграть в детском саду в игру «Журналисты» потому, что люди этой профессии знают, как правильно общаться с малознакомыми людьми, какие вопросы нужно задавать. Для того чтобы игра у нас получилась мы наблюдали за журналистами, создали в группе телевизионный центр, брали интервью у сотрудников и родителей детского сада. Еще мы составили картотеку вопросов, которые используем при интервью людей когда мы хотим узнать у них о их профессии, их жизни и о каком–нибудь событии.

Оказалось, что вопросы, которые мы задавали друг другу были однообразны  они начинались со слов «Где?», «Когда», «Как?», «Кто», «Что?». Благодаря журналистам, которых мы пригласили к себе в гости мы узнали, что вопросы, которые использовали мы называются – описательные, а для того что бы беседа была интереснее, можно использовать еще и другие вопросы, которые начинаются со слов: Почему? Какие? Верно ли что? Надо ли? Должен ли? Правда, что? Если бы?

Кристина: С помощью умных книг мы вместе с воспитателем составили картотеку умных вопросов. Для того что бы научиться задавать все виды вопросов мы сделали «Ромашку вопросов», которая помогла нам в игре «Журналисты». Мы разделили вопросы на несколько групп: вопросы бывают уточняющие, почемучкины, воображаемые, описательные, оценочные, субъективные.

Ильдан: А сейчас мы возьмём интервью у вас, уважаемое жюри:

- Можно у вас взять интервью? Я хочу узнать, о вас как о личности. Для этого мне надо подготовиться к интервью. Я должен узнать, как вас зовут, в какое время, и в каком месте вам удобнее встретиться и сказать вам о цели интервью. Это подготовительный этап. Затем я готовлю цепочку вопросов, которые я хочу вам задать:

- Как вас зовут?

- Есть ли у вас семья?

- Есть ли у вас домашнее животное?

- Если бы у вас был в доме большой попугай, как бы изменилась ваша жизнь?

- О чем вы мечтаете?

- Почему?

- Какой сказочный герой вам нравится больше Чебурашка или старуха Шапокляк?

- Почему?

Спасибо вам за интервью.

Ильдан: С помощью игры «Журналисты», картотеки и Ромашки вопросов мы научились грамотно общаться, мы надеемся, что в школе это нам очень поможет, и мы найдем много новых друзей среди взрослых и детей. С новостями нашей группы  вы можете ознакомиться на сайте «Детского сада «Семицветик» в разделе новости группы «Знайки»

Выводы:

Основополагающим направлением исследовательского проекта является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения. В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи использовалось моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчается, для этого были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

В результате реализуемого проекта дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания в реальных жизненных ситуациях. Значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.

Одним из средств реализации проекта стали разработанные творческой группой коллектива нашего детского сада коммуникативные игры по теме «Детская журналистика».

Таким образом, исследовательский проект стал неотъемлемой частью педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень педагога, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

Список литературы

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. - №1.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

Агеева СИ. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. — М.: Лайда, 1995.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

Гибсон Р., Тайлер Д. Делай и играй. Веселые игры. — М.: «РОСМЭН», 1995.

Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Комарова Т.С,  Савенков А. И.  Коллективное творчество детей. — Российское педагогическое агентство, 1998.

Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. — М.: Издательство «Гном и Д», 2000.

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников/О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. — М.: Просвещение, 1996.

Рылеева Е. В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999.

Скоролупова О.А.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007, - 96с.

 

                         

                       

       

                 

       

           

         

           

           

       

                                   

                                   

               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....

Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"

исследовательская деятельность с участием родителей...

презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край

После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули  на создан...

Детский исследовательский проект «Наш любимый детский сад»

Участники проекта: дети подготовительной к школе, родители воспитанников, воспитатели Сроки реализации проекта: 2 недели (24.09.19 г. – 05.10.19 г.) Актуальность: Формирование чувства ...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...