Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.
картотека

В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточости развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий.Продуманная,хорошо организованная игра создаёт благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей,обогащает словарный запас,развивает психические качества,приучает ребенка к осознанному поведению. стимулирует инициативу и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_dlya_gluhih_i_slaboslyshashchih.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для глухих и слабослышащих   детей

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.).
При этом особое внимание следует обращать на два момента:

  • Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.
  •  При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

 

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

 

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков — 6—8.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

1.        Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2.        Собрать треугольники красного цвета.

3.        Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

           Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

           Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

 

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

           Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

           Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

           Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

 

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

 

 «Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 10—14.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания

           Игра повторяется несколько раз.

           Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания

           От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

           Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

           Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

 

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

Варианты

1.        Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

2.        Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру (елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

3.        Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

 

«Часы»

Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

Варианты игры

 

«Месяц»

Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):

а) если ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

 

«Дни недели»

Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

 

«Подними руку»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков не ограничено.

Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

 

«В шеренгу становись»

Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

Две команды распределяются по равным силам.

Инвентарь: канат.

Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

Варианты

1.        Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

2.        Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

 

«Поймать Бармалея» — сюжетная игра

Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

Количество участников произвольно.

Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

Методические указания. Обеспечить страховку.

 

“Мышеловка”

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг - мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети изображающие мышеловку берутся за руки, идут по кругу влево (вправо) приговаривая:

Ах, как мыши надоели

Развелось их просто страсть,

Все погрызли и поели,

Всюду лезут - вот напасть.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас

Вот поставим мышеловки.

Переловим всех за раз!

По мере произнесения слов дети-мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей, идущих по кругу, выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается - дети опускают руки, кто остался в кругу считается пойманным. Они встают в круг - мышеловка увеличивается. Игра повторяется.

 

“Цветные автомобили”

Дети располагаются на одной стороне площадки (зала), они автомобили. Каждому дают цветной круг - руль (обруч). В руках у водящего (педагог) два цветных флажка. Он поднимает флажок зеленого цвета - и дети, имеющие кружок соответствующего цвета разбегаются по всей площадке в любом направлении.

Они гуляют, подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего, - и дети второй группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог дает указания - бегать в разных направлениях и, не наталкиваясь друг на друга, иначе будет авария.

“Большой мяч”

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Играющие не берут мяч в руки в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

 

“Поезда”

Организуется две команды по 5-7 человек. Взяв друг друга за пояс, по сигналу воспитателя игроки обеих команд начинают движение от стартовой черты. Ведущие каждой команды перед выполнением нового вида движения изображают гудки поезда.

1. Ходьба по рельсам - по двум параллельным извилистым линиям, след в след.

2. Бег за ведущим со сменой направления между препятствиями (кеглями, флажками, мячами).

3.Ходьба по лежащему на полу мосту-бревну высотой 10-15 см.

Побеждает команда, первой прибывшая к финишу.

 

“Хитрая лиса”

Дети идут по кругу, произнося:

Ходит, бродит вдоль села

Плутовка - рыжая лиса.

Как ее нам увидать?

Лап плутовки избежать?

Воспитатель незаметно дотрагиваются до ребенка, который становиться Хитрой лисой.

Дети хором произносят: “Хитрая лиса, где ты?”

Хитрая лиса выбегает в центр с возгласом: “Я здесь!”. Все играющие разбегаются по площадке врассыпную, лиса их ловит, дотрагиваясь до убегающего рукой. Пойманные лисой игроки становятся лисятами. И тоже ловят убегающих, но, не дотрагиваясь до них, а крепко обхватывая двумя руками. Победителем оказывается последний пойманный ребенок. В повторной игре победитель становится хитрой лисой.

Кто в окошечко глядит?

Для игры потребуется пособие в виде объемного домика с четырьмя окошечками. В окошечки видны корова, собака, лошадь и кошка. (Домик можно изготовить из картонного пакета из-под кефира или молока, наклеив на его грани изображения окон с выглядывающими из них животными.) Поворачивайте домик каждой из сторон к ребёнку и сначала называйте животных, сидящих у окон, а затем произносите соответствующее звукоподражание, например: «Это корова. Коровка мычит: „Му!“» или «Это лошадка. Лошадка кричит: „И-го-го!“ Покажите ребенку, как можно вращать домик на гладкой поверхности стола (придайте ему движение, как волчку). Когда домик остановится, ребёнку нужно будет с помощью звукоподражания назвать животное, которое окажется перед ним. Можно сделать второй домик и «поселить» в нем мышку (пи-пи), лягушку (ква-ква),ворону (кар-кар) и воробышка (чик-чирик).

Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.

 Кто как говорит?Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц: кошки, курицы, собаки, коровы, лошади, козы, вороны, свиньи. Показывайте их ребёнку и озвучивайте.Затем предложите малышу самостоятельно перелистать странички альбома, в то время как вы будете называть голоса животных. Умышленно иногда допускайте ошибки при их озвучивании. Пусть ребёнок заметит ошибку. Игра стимулирует ребенка самого произносить звукоподражания, исправляя вас.

Сюрприз Положите в красивую коробку с крышкой игрушку, например, мишку. Покажите ребенку коробку и скажите, что в ней лежит сюрприз для него. Попросите его открыть коробку. Когда малыш снимет крышку с коробки и увидит игрушку, спросите: «Кто это?», и сами же дайте образец ответа: «Это мишка». В следующий раз положите в эту же коробку другую игрушку, чтобы ребёнок открыл коробку и назвал игрушку, используя фразу: «Это …».Игра помогает ребенку научиться произнесению фразы из двух слов типа: «Это мишка»

Тут и там  Сядьте вместе с ребенком за стол. Покажите ребёнку игрушечного зайчика и скажите: «Это зайка. Зайка скачет – прыг-скок, прыг-скок!» (Прыжками перемещайте зайца до края стола, а затем быстро уберите игрушку под стол.) Скажите ребенку: «Нет зайки. Где зайка?» После небольшой паузы радостно сообщите: «Там зайка!» и загляните под стол. (Ребенок тоже посмотрит под стол.) Достаньте игрушку из-под стола и скажите ребёнку: «Тут зайка!» Продолжая игру, несколько раз подряд то прячьте, то доставайте игрушку из-под стола. При этом каждый раз произносите фразы: «Тут зайка!» или «Там зайка!». Когда в очередной раз зайчик будет спрятан под стол, спросите ребёнка: «Где зайка?» На что ребёнок, скорее всего, ответит: «Там зайка!» Затем достаньте игрушку и вновь спросите: «Где зайка? Ребенок ответит: «Тут зайка!» Действия и вопросы повторяйте несколько раз, после чего отдайте малышу игрушку, чтобы он сам продолжил .Игра способствует произнесению фразы из двух слов.

 Непослушные игрушки Поставьте на стол куклу-неваляшку, а затем, прижимая ее рукой к столу, положите на бок и скажите,обращаясь к кукле: «Ляля, спи!» Теперь отпустите куклу – она тут же встанет, начнет качаться из стороны в сторону и издавать музыкальные звуки. Всплесните руками и сокрушенно скажите: «Не хочет Ляля спать – встает! Танцует и поет!» Предложите ребенку самому попробовать уложить непослушную неваляшку спать, говоря ей: «Ляля, спи!» Посадите на кукольный стульчик или на большой кубик плюшевого медвежонка и скажите: «Мишка, сиди!» Затем слегка подтолкните стульчик – мишка с него упадет, а вы удивитесь: «Ай-ай-ай! Упал!» Вновь посадите медвежонка на стульчик, погрозите ему пальцем и скажите: «Сиди, Мишка! Не падай!» Но непослушный мишка опять упадет. Попросите ребенка еще раз усадить мишку на стульчик и повторить знакомые фразы.

 

следующий раз посадите на стульчик другую мягкую игрушку и проведите с ней ту же игру (игрушку можно не только сажать на стульчик, но и ставить на ножки или укладывать в кроватку). При этом в знакомой фразе следует заменить сиди, на, стой, или, лежи.

 

Игра поможет ребенку научиться произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительном наклонении.

 

Назови (Нужны карточки для игры)

 НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ .Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом. Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки)

КАКОГО ЦВЕТА? Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета. Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д.

 КАКОЙ ФОРМЫ? Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы. Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.) Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет. Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д.

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ. Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет. Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный. Другой вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное) Например: ручка, солнце, яблоко.

 ПоездДля игры потребуются несколько кубиков и маленькая игрушка. Попросите ребенка помочь вам построить из кубиков поезд. Для этого положите на стол кубик и приставьте к нему второй со словами: «Кубик за кубиком». Дайте ребёнку еще несколько кубиков. Когда ребенок будет ставить кубики один за другим, повторяйте: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком…» Когда постройка будет готова, скажите: «Вот какой длинный поезд!» На самый первый кубик поставьте маленькую игрушку, например, матрешку. Взявшись рукой за последний в ряду кубик, двигайте все сооружение вперед, произнося: «Ту-ту, поехал поезд!» Как бы случайно сломайте поезд и скажите: «Ай-ай-ай! Сломался поезд!» следующий раз пусть малыш построит поезд самостоятельно, а вы стимулируйте его произносить фразы: «Кубик за кубиком, кубик за кубиком.», «Вот какой длинный поезд!», « Ай-ай-ай! Сломался поезд!» Игра развивает конструктивные навыки ребенка, стимулирует его речевую активность.

 Дай задание игрушкам 

Вам потребуются кукла или мягкая игрушка-зверюшка, например, медвежонок, а также кукольный стульчик, кроватка, посуда. Показывайте ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадите мишку на стул, положите его в кровать, поставьте на ноги, учите ходить, кормите. При этом говорите фразы из двух слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!» Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом можно ввести в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги. Игра стимулирует ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие из обращения и глагола в повелительной форме.

Кто что делает?

Возьмите сюжетные картинки: например, мальчик везет машинку, девочка кидает мячик, мальчик строит домик из кубиков, девочка поливает цветок, а также предметы и игрушки: машинку, мячик, кубики, лейку и комнатное растение в горшке. Поставьте эти вещи на отдельный стол. Покажите малышу одну из сюжетных картинок и обсудите с ним, что на ней нарисовано. Например, на картинке изображен мальчик, который катает машинку. Задайте ребенку вопрос: «Кто нарисован на картинке?» Малыш отвечает: «Мальчик». Следующий ваш вопрос будет таким: «Что делает мальчик?» Малыш ответит: «Катает машинку». Попросите ребенка подойти к столу, на котором разложены предметы, и выбрать среди них тот, с которым играет мальчик. Спросите ребёнка о том, что он выбрал и как надо играть с машинкой. Предложите самому покатать машинку.Когда малыш будет катать игрушку, уточните: «Что ты делаешь?» Он ответит: «Катаю машинку». В игре ребенок будет учиться отвечать на вопросы фразами из 2-3 слов, употреблять глаголы в разных лицах.

 Строитель 

Возьмите строительный материал разнообразной геометрической формы. Покажите ребенку, как можно выполнить из кубиков разные постройки: забор, дорожку, дом, башню, гараж, скамейку, ворота, машинку. Дайте ребенку коробку со строительным материалом и предложите ему что-нибудь построить самому. Пусть ребенок сделает 1-2 простые сюжетные постройки и назовет их. Постройка должна быть похожа на названный предмет. Расспросите ребенка о том, что он построил. Уточните, кто будет жить в этом домике, зачем нужен заборчик и кто пойдет по дорожке.

 

помощью этой игры ребенок будет учиться самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называть их, отвечать на вопросы взрослого простыми фразами.

Слепи Вам потребуется кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см. Покажите ребенку приемы лепки: раскатывание (прямыми движениями катаем «колбаску» из пластилина между ладонями), сгибание соединение концов «колбаски» путем прижимания одного ее конца к другому, скатывание (катаем шарик из пластилина между ладонями, совершая кругообразные движения). Покажите, как изготавливать из пластилина разные поделки (например, змейку, колечко, сушки, конфетки, колбаску для собачки, горошек для петушка). Дайте ребенку кусок пластилина и предложите полепить. Ребенок самостоятельно слепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно даст ему название. Желательно, чтобы поделка имела сходство с названным предметом. Расспросите малыша о том, для кого он слепил эти конфетки, сушки или горошки. Игра научит ребенка изображать простые предметы, давать им название и отвечать на вопросы взрослого простыми фразами из 2-3 слов.

Кто ты?  Изобразите доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребёнок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: «Кто ты?» Ребёнок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: «Я доктор». Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.  С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вызываться речевая активность.

Что бывает…. Какое бывает…Подготовьте по три изображения к указанным параметрам: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное? Что бывает синее? И так далее…Пусть ребёнок для каждого параметра из ряда изображений выберет нужные предметы.

Что можно делать с … С чем можно делать…Чай пьют, а печенье едят. На кровати лежат, а на стуле сидят. Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают. Рубашку шьют, а шарф … Котлеты жарят, а суп… Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее. Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.Начало может быть таким: "Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…." "Чайник - свистит, кипит,…" "Машина - едет, гудит, светит,…" "Снег - идет, тает,…" "Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…" Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают.снег, и дождь выпадают на землю. И снег, и лед - тают. Или много предметов на одно действие:"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …""Едет - машина, поезд, велосипед, …""Тает - мороженое, лед, …"Или задания, имеющие только один ответ:"Кто чинит сапоги?" "Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях."Кто хоботом пьет воду?" "Носит грибы на иголках?" и т.д.

 Что внутри? Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.

Кому что нужно Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы)) ему может понадобиться. парикмахер - ножницы, расческа, почтальон - сумка,учитель - указка, учебники,продавец - весы, касса,муравей - палочки, листики,пчела - пыльца, нектар,птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее. Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

 Как можно узнать…

Задавайте ребенку вопросы типа: Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном) сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать) высохла ли рубашка? (потрогать) сладкий ли чай? (попробовать) пишет фломастер или нет? (попробовать писать)... крепко ли завязана веревка? (потянуть) есть ли вода в стакане? (посмотреть) есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти) есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону) работает ли пылесос? (включить) одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой) интересная ли книжка? (прочитать)мягкий ли хлеб? (пощупь)

Подъемный кран Цель игры – тренировка мышц рта.Понадобятся 3 желтых контейнера, а точнее 6 их половинок. Нужно кому-нибудь из взрослых положить контейнеры на стол, а ребенку при помощи захвата губами перенести их на стул.Если детали окажутся чересчур крупные для вашего ребенка, то имеет смысл заменить их на киндер-игрушки, но не слишком маленькими, чтобы младенец их не проглотил. Постепенно увеличиваете количество деталей.Для расширения активного словаря малыша задавайте ему вопросы. Например, «Что мы строим?», «Кто в доме будет жить?»

Кораблики

Цель игры – развитие сильного плавного выдоха. Налейте в таз или какую-нибудь большую емкость воды. Поместите туда 3 пустых контейнера. Нужно дуть на кораблики, переправляя их от одного берега к другому.Важно следить за выдохом. Долго играть не следует, так как у ребенка может закружиться голова. Позже эту игру можно проводить во время купания в ванной.Для активизации речевой деятельности следует задавать вопросы: «Какая погода на море?».

Песенка-чудесенка Цель игры – пропевание на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [и].Гласные звуки отвечают за красоту и выразительность речи, поэтому важна их четкая артикуляция. Понадобятся 4 желтеньких контейнера (по одному на каждый звук). На каждом следует нарисовать рожицы (глазки, носик, губы, ушки) с артикуляцией нужного звука.Ребенку нужно показывать рожицы последовательно, чтобы он догадался, какой звук придется петь.Затем следует тренироваться исполнять песенки из 2-3 звуков (например, «А-а-а-у-у-у!») и на разные интонации (задорные, колыбельные и т.д.).

Игра «Таинственный мешочек»

Цель игры – узнавание предметов наощупь. Понадобится непрозрачный пакетик или мешочек, в который следует положить предметы овальной и круглой форм.

 

Перед тем, как все предметы взрослый спрячет в мешочек, пусть ребенок их потрогает. Далее ребенок найдет нужный предмет наощупь. «У тебя на ручках есть волшебные глазки. Посмотри ими внимательно и достань, пожалуйста, «киндер». Задавайте малышу вопросы о предмете, который он достанет: «Что это?», «Как можно играть с мячиком?» и т.д. Во всех предложенных играх полезно меняться ролями, как только ребенок освоит правила и его речевые возможности позволят быть ведущим. Интересно было бы участие нескольких ребятишек и взрослых. Следите за своей речью, поведением и движениями, так как занятия с малышом до трёх лет основаны на подражании взрослому. Каждый речевой опыт переходит в навык, если постоянно тренироваться. Поэтому речевые игры рекомендуется проводить систематически. Игры должны быть непродолжительны по времени и интересны по содержанию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для родительского собрания "Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей"

Семья - залог успеха  для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей         Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовн...

Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Обучение глухих и слабослышащих         детей дошкольного возраста      правилам дорожного движения...

Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей

Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....

Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов

1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зренияВ процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказа...

Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей

Данная статья посвящена обзору специальных методик обучения глухих детей....

Дидактические упражнения для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуовыми характеристиками способствует цел...

Особенности мышления у глухих и слабослышащих детей

Мышление – это сложный познавательный процесс, заключающийся в обобщенном, опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс решения задач, поиска и открытия нового. ...