Дидактические упражнения для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира. Овладение звуовыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе позгавательного развития у детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические упражнения для развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей младшего дошкольного возраста

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного  развития ребенка.

  1. Задачи работы по развитию слухового восприятия:
  • развитие остаточного слуха ребенка в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;
  • создание и совершенствование качественно новой слухо-зрительной основы восприятия устной речи;
  • обогащение представлений детей с нарушенным слухом о звуках окружающего мира.

Работа по развитию слухового восприятия проводится по четырем направлениям.  Рассмотрим основные упражнения данных разделов.

I/ Выработка условной двигательной реакции на звук. Цель: научить ребенка обнаруживать звук (есть/нет) и выполнять определенное действие в ответ на звук, который подает взрослый.

 1 Упражнение «Выработка условно-двигательной реакции на неречевые звуки» Педагог сажает ребенка перед собой. Перед ребенком кольца пирамиды (пуговицы, бирюльки, и т.п.). Взрослый ударяет в барабан несколько раз и рукой ребенка одевает одно кольцо на стержень пирамиды. Это  упражнение выполняется до тех пор, пока ребенок самостоятельно  (без побуждения) не начинает нанизывать кольца пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал (может потребоваться несколько занятий). Затем педагог встает за спину ребенка (на расстоянии 0,5 м) и ударяет по барабану несколько раз. В ответ ребенок собирает или разбирает пирамиду (или выполняет любое другое действие).

Убедившись в том, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух,  педагог, постепенно отходя от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на его звучание. Аналогично проводится работа с другими звучащими игрушками.

2 Упражнение «Выработка условно-двигательной реакции на неречевые звуки»  Педагог садится рядом с ребёнком за стол, на котором стоит пирамида (матрешки), лежит мозаика (бирюльки и т.п.), и учит его реагировать на звучание речи (слогосочетаний), воспринимаемое на слухо-зрительной основе. С этой целью он обращает внимание малыша на свои губы и голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, папапа), и одновременно его рукой нанизывает на стержень пирамиды одно кольцо  (выкладывает один из элементов мозаики и т.п.). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам (без побуждения) выполнять действие в момент произнесения слогов.

Затем взрослый голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, пупупу) на ухо ребенку без экрана. В этом случае дополнительным раздражителем является выдыхаемая говорящим струя воздуха. Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам выполнять действие в момент произнесения педагогом слогов.

Затем педагог произносит эти же слоги разговорной громкости, но уже при использовании экрана (лист бумаги, ткань). Теперь ребенок должен научиться реагировать на произносимые слогосочетания, воспринимаемые только на слух; в ответ он собирает, разбирает пирамиду, матрешку и т.п. После того как выработана четкая реакция на громкий голос, надо его снижать, пытаясь научить ребенка реагировать на голос разговорной громкости.

Когда у него выработана реакция на звучание слогов, произносимых у ушной раковины голосом разговорной громкости, педагог постепенно увеличивает расстояние от уха ребенка, отодвигаясь от уха ребенка, отодвигаясь постепенно с экраном на 5-10 см и т.д. Если реакция на звук голоса разговорной громкости обнаруживается у ребенка на расстоянии 1 м и далее, следует, используя описанную выше методику, определить его возможности в восприятии шепота.

Для поддержания интереса к занятию обязательно надо менять дидактический материал (звучащие игрушки, пирамидки, мозаики, пуговицы, иллюстрации с дорисовыванием, раскраски и т.п.).

Эта работа проводится в начале на каждом индивидуальном занятии, а затем не реже одного раза в неделю в течение первых полутора лет. Далее эту работку целесообразно проводить хотя бы 1 раз в месяц, с тем, чтобы стимулировать реагировать ребенка на тихие звуки. На каждом занятии педагог начинает работу с того максимального расстояния, которое отмечено у данного ребенка, и постепенно пытается его увеличить.

II.Знакомство со звуками окружающего мира. Цель: научить ребенка реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т.д.), звук отодвигаемого стула, стук упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о стену, пол, землю, скрип качелей, лай собаки, плачь, смех, кашель, чихание и т.п.

Эта работа проводится взрослыми, окружающими ребенка, в течении всего дня и не требует специальных занятий. Взрослые должны привлекать внимание ребенка ко всем окружающим звукам всем своим видом, позой, выражением лица, показывая, что что-то произошло, по возможности повторить услышанные звуки с ребенком. Важно научить малыша эмоционально реагировать на звук. Результативность обучения восприятию звуков окружающего мира во многом определяется тем, на сколько взрослые поддерживают интерес ребенка к звукам, радуются каждой его реакции, даже ошибочной. В своей практике для целенаправленного знакомства ребенка со звуками окружающего мира не только организую специальные ситуации (например, поход в прачечную – слушаем, как работает стиральная машина; стучим в окно – слушаем звук стука по стеклу; наблюдаем за работой слесаря – слушаем звук молотка, дрели и .п.), но и создаю компьютерные презентации.

III. При обучении восприятию на слух неречевых и речевых сигналов детей учат различать на слух звучание музыкальных игрушек, слов, а позже словосочетаний и фраз. Цель: развитие слуха детей и обогащения их представлений о звуках окружающего мира, а также для оказания положительного влияния на формирование их устной речи. За это период дети учатся:

- узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов;

- различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;

- определять количество звучаний;

- определять направление звука;

- различать на слух звучание речи, музыки и пения, музыкальных ритмов, оркестрового, хорового и сольного исполнения;

- различать звучания мужского и женского голоса;

- узнавать голоса животных и птиц;

- различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.

1.Упражнение «Узнавание звучания игрушек и музыкальных инструментов». Ответ ребенка на воспринятое звучание должен быть двигательный, сопровождаемый устным проговариванием. Например, на звучание барабана дети топают ногами или хлопают в ладоши, произнося, как могут, татата, в ответ на звучание дудки вытягивают руки вперед, произнося у___ и т.д. У детей младше 2,5 – 3 лет еще плохо развиты произвольные движения, им трудно связать воспринятый стимул с абстрактным движением и проговариванием. Поэтому наиболее действенным способом в работе с малышами будет являться «опредмечивание» звучания, например, под звучание барабана прыгает зайка – папапа, под звучание гармошки, танцует кукла – ляляля и т.п. Предлагая детям для различения барабана  и гармошки, педагог побуждает их в ответ выбрать  соответствующую звучанию игрушку и произвести с ней действия: продемонстрировать, как прыгает зайка или танцует кукла, произнося, как могут, папапа или ляляля. Сначала дети выполняют упражнения слухо-зрительно (с подсказкой), затем – самостоятельно. На слух предлагается узнать звучание 1, 2, 3 и более игрушек.

2. Упражнение на определение количества звучаний «Один – много».  Детям предлагается различать на слух одно звучание и большее их количество, соотнося их с определенным количеством предметов. В качестве дидактического материала использую раздаточный материал или иллюстрации- символы одного и большего количества предметов.  В более старшем возрасте дошкольники различают один, два, три, четыре и т.д. количество ударов, соотнося после вопроса педагога «сколько?» с определенной цифрой, либо количеством предметов; а также учатся определять количество звучаний на материале слогов типа па, папа, папапа, что в дальнейшем помогает детям при восприятии на слух речевого материала: слов, словосочетанй, фраз.

3. Упражнение. Различение длительности звучаний «Долго-кратко»: педагог в момент воспроизведения звука (дудка) везет машинку по короткой дорожке у, или по длинной – у_____________.  Затем дети различают длительность звучаний на слух, показывая длинную либо короткую дорожку, рисуя на бумаге, выкладывая из вырезанных полосок, показывая соответствующую картинку.

4. Упражнение. Различение слитности звучаний «Слитно-неслитно»: дети воспроизводят услышанное звучание соответствующим движением и голосом (папапа, па па па па).

5. Упражнение. Различение громкости звучаний «Громко-тихо»: «маленький и  большой мишка». Громкому звуку соответствует большой мишка, а тихому – маленький.

6. Упражнение на определение направления звука. Детей учат сначала узнавать местонахождение источник звука справа – слева, спереди – сзади, справа - слева – спереди – сзади. Один ребенок становится в центре, справа и слева от него на одинаковом расстоянии выстраиваются в 2 шеренги остальные дети. У первого ребенка той и другой шеренги барабан (бубен, гармошка). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает, кто играл. Ребенок указывает на игравшего, и тот встает последним в свою шеренгу. Аналогично проводится работа с ребенком из другой шеренги. Затем водящему завязывают платком глаза, и он на слух определяет, кто играл. Постепенно детей учат отвечать на вопросы «Кто играл?», «Где звучало?».

7. Упражнение на различение на слух голосов птиц и животных. Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку и спрашивает детей, как «говорит». После воспроизведения детьми голоса заданного животного включается запись. Подобным образом педагог знакомит детей с голосом другого животного или птицы. Соответствующую игрушку ставят на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос он слышит. Вначале дети различают наиболее противопоставленные по звучанию голоса, при ограниченном выборе (из 2-3), постепенно выбор расширяется.

IV. Обучение восприятию на слух речевого материала. 

Глухие и слабослышащие дети дошкольного возраста  отличаются по возможностям определять речь на слух. При тугоухости ребенок слышит хорошо знакомые слова разговорной громкости хотя бы у ушной раковины. При глухоте без специальной многолетней работы это не возможно.

Работа по развитию речевого слуха проводится в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в течение всего дня. Сначала ведется на материале звукоподражаний, затем к ним добавляются лепетные слова, потом полные слова, затем фразы, включающие эти слова.

  1. Упражнение «Различение звукоподражаний»: у педагога в непрозрачном мешочке (коробке) находится 3-5 разных собачек и машинок. Он достает одну игрушку, например собачку, подносит ее к своим губам, так чтобы игрушка их не закрывала, произносит ав-ав-ав, показывает как собачка «лает», побуждает ребенка назвать игрушку «полаять» - ав-ав-ав  и ставит ее на стол. Затем он достает другую игрушку, например машинку, называет ее у, демонстрирует как она едет, вновь побуждая малыша назвать ее, приближая для этого свое ухо к его губам и ставит игрушку на другой конец стола. Доставая в разной последовательности других собачек и машинки, педагог называет их и учит ребенка объединять машинки и собачек в две группы, каждый раз поощряя их называние. Затем малыш различает данные подражания слухозрительно- видя губы и слушая. Педагог в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет со стола, называет ее и убирает в мешочек или коробку. Когда ребенок научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух. Каждый раз, когда произносится то или иное звукоподражание, ребенка побуждают повторить его. 

Усвоение пары звукоподражаний рассчитано на 2-3 занятия, после различения звукоподражания на слух пара меняется. Сначала подбираются звкоподражания, которые хорошо различимы между собой, например: прр – ав-ав-ав, у____- пи-пи-пи; сходные звукоподражания предлагаются детям позже, когда у них появляется навык различения на слух.

После того, как ребенок справляется с различением на слух двух звукоподражаний, предлагается выбор из 3-5 звукоподражаний, работа с которыми проводится в течение недели. При этом постепенно увеличивается не только число предъявляемых звукоподражаний, но и расстояние, с которого ребенок воспринимает их на слух.

Когда ребенок начнет различать звукоподражания, ему предлагаются лепетные слова: у______ - пипипи – ляля, му-ав-ав-ав – утя, в – кококо – биБи.

Позже подбираются звукоподражания в сочетании с лепетными и полными словами, например: прр – ляля – дом, у___-пипипи-мама, ав-ав-ав – утя – лопата. Методика работы остается той же, но к полным словам педагог  подкладывает таблички, написанные печатными буквами.

Когда слуховой словарь ребенка будет состоять из 8-10 речевых единиц, надо подбирать для различения на слух звукоподражания лепетные и полные слова, относящиеся к разным тематическим группам: игрушки, близкие люди, еда, одежда, части тела и т.д.

Если ребенок различает на слух речевой материал при выборе из 3-5 и более единиц, в работе используются словосочетания типа: тетя Оля, деда Вова, мама и папа и т.д. Словосочетания включаются в набор с уже знакомыми на слух словами, к ним подбираются соответствующие кртинки, фотографии и таблички.

В результате систематических занятий все дети с нарушенным слухом научатся различать на слух хорошо знакомый речевой материал  при выборе из 3-5 речевых единиц со зрительной опорой на соответствующие предметы или картинки. Слабослышащим детям для овладения этим умением достаточно 2-3 месяцев занятий, глухим – 1.5 – 2 года.

 По мере того, как ребенок начал различать на слух звукоподражания при выборе из 2-3 его учат опознавать их.

2.Упражнение на опознание звукоподражаний: педагог предлагает ребенку опознать на слух, например 3 звукоподражания. Педагог с помощью ребенка убирает игрушки в мешочек. Затем, показывая ребенку мешок, его спрашивают: «Что там?», после чего предлагают: «Слушай». За экраном или на ухо ребенку произносят одно из звукоподражаний. Ребенок пытается узнать, повторяя услышанное. Если он услышал верно, педагог дает ему мешок и предлагает достать соответствующую игрушку.

По мере того как ребенок научится различать на слух не только звукоподражания, но и лепетные и полные слова и словосочетания, этот материал предлагается ему для опознавания на слух. В процессе опознавания и различения на слух следует постепенно увеличивать расстояние, с которого дети узнают услышанное с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них.  Материал для опознавания на слух меняется на каждом занятии.

 Далее, со 2-3 годов обучения, когда ребенок начнет увернно различать звукоподражания, слова (лепетные и полные) и словосочетания, начинается обучение дошкольников различению на слух фраз, незнакомого речевого материала, текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики "Кто, что ест" для детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра по развитию мелкой моторики "Кто, что ест" для детей младшего дошкольного возраста...

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детей

Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих детейВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная...

Мастер-класс: « Использование приёмов работы по развитию слухового восприятия и речи у слабослышащих детей»

Одним из главных условий эффективности коррекционно- образовательного процесса для детей с нарушением слуха является создание слухо-речевой среды. Это обусловлено тем, что формирование речевой деятель...

Картотека игр и упражнений по развитию грамматического строя речи и обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста

Активизация словаря по теме. Игровой материал: настольно-печатная игра. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы....